Промышленный переворот в Англии, Экономическая таблица Ф.Кене

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Промышленный переворот в Англии, Экономическая таблица Ф.Кене. Контрольная работа

Содержание

1 Промышленный переворот в Англии
1.1 Предпосылки промышленного переворота.
1.2 Интенсификация сельскохозяйственного производства, развитие
капиталистического фермерства
1.2.1 Предпосылки аграрной революции
1.2.2 Аграрная революция
1.2.3 Последствия аграрной революции
1.3 Развитие науки, промышленности и транспорта.
1.4 Последствия промышленного переворота
2 Экономическая таблица Ф.Кене
2.1 Введение
2.2 Теоретические аспекты «Экономической таблицы»
2.3 Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кене
2.4 История развития идей Ф. Кене в работах советских ученых
2.5 Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

история экономики.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     1.3. Развитие науки, промышленности и транспорта

      
         Ограбление  колоний систематически приносило Англии колоссальные богатства. Капиталистам предпринимателям, создававшим крупные централизованные мануфактуры, легко было найти средства для их расширения и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обещали высокие прибыли. Развитие мануфактур подготовило создание машин, а наличие свободных капиталов обеспечило их быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

     Само развитие изобретательской и научной мысли в Англии не было  
случайным, а явилось закономерным результатом отношения общества к  
вопросам развития образования и науки.

         В течение XVIII в. в Англии появились многие научные центры, которые занимались подготовкой кадров как для науки, так и для промышленности. Кроме того, возникли учебные заведения нового типа, так называемые диссидентские академии, в которых давалось высшее научнотехническое образование. Наконец, в 1799 г. в Лондоне был основан Королевский институт — научноучебное заведение, ставившее своей целью "распространение познания и облегчение широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований". 
         К началу XVIII в. в Англии существовала достаточно развитая система  
начального образования, совершенствованием которой занимались различные  
религиозноблаготворительные общества.

         К началу XIX в. начальные школы существовали в 2-3 приходов. В 1802 г. впервые в истории Англии был издан закон об образовании. Этим  
законом предприниматели обязывались создавать фабричные школы, в которых  
фабричные и ремесленные ученики должны были обучаться в течение четырех  
лет одновременно с работой на производстве.

         Для подготовки технически образованных предпринимателей с XVIII в.  
наряду с классическими закрытыми средними школами для детей верхов  
общества появились реальные средние школы, главным образом в  
промышленных центрах. Здесь внимание учителей было сосредоточено на  
естественных науках и новых языках. Высшее техническое образование  
давалось в университетах и Королевском институте.

         Таким образом, в Англии сложилась и действовала достаточно стройная  
для того времени система образования и подготовки специалистов, поэтому не  
случайно, конечно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике,  
сделанные в XVIII — первой половине XIX в., принадлежали именно  
англичанам. В Англии XVIII в. складываются все необходимые условия для  
развития изобретательской мысли:

      1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования;

      2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки;

      3) конкуренция со стороны других  государств мира.

     Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны именно в отраслях хлопчатобумажного производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности. 
         С полным превращением Индии в колонию Англии предприниматели  
увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая его непосредственно в метрополии.  
Так как производство хлопковых тканей было достаточно новым делом для  
английских предпринимателей, а внутренний рынок требовал вытеснения  
традиционной отрасли — производства шерстяных и суконных тканей,  
хлопковые ткани должны были быть дешевыми и достаточно качественными,  
что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного,  
производства.

         В 1785 г. Э.Картрайт изобрел механический ткацкий станок,  
производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача,  
работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в  
другой составной части хлопчатобумажного производства — прядении. Уже в  
1738 г. была создана первая прядильная машина, в которой был механизирован  
процесс прядения, хотя вся машина приводилась в действие еще вручную. Ткач  
Д.Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на  
которой можно было работать сразу многими веретенами (до 20), но и эта  
механическая прялка в движение приводилась рукой человека.

         Следующим важным шагом на пути технического прогресса явилось создание первой фабрики с прядильной машиной, работавшей на водяном двигателе. У основателя фабрики Д.Аркрайта появилось много последователей,  
и если в 1780 г. в Англии было 20 прядильных фабрик, то в 1790 г. их  
насчитывалось уже 150. Фабрики обычно строились на берегах рек, так как  
двигателем пока еще оставалось водяное колесо. Однако бурное развитие  
техники производства тканей и широкое применение машин не могли быть  
удовлетворены такой механизацией.

         Поиски эффективного и универсального двигателя производились и в  
XVII в., и в первой половине XVIII в. История создания паровой машины  
представляет огромный интерес. Эта машина, с одной стороны, произвела  
подлинную революцию в развитии производства, с другой — в работе над этим  
великим изобретением впервые проявилось единство теории и практики науки и производства. Так, в 1769 г. лаборант университета в Глазго Дж.Уатт (1736— 
1818) изобрел паровую машину. Продолжая работать над ее  
усовершенствованием, он в 1784 г. создал паровую машину двойного действия ,  
в которой пар, расширяясь, оказывал давление то на одну, то на другую сторону поршня. Это была подлинно универсальная машина, применяемая в самых различных областях производства, а впоследствии с некоторыми  
усовершенствованиями и на транспорте. Ее великая революционизирующая роль в развитии производства заключалась в способности паровой машины играть роль двигателя практически в любых условиях. Созданные Дж.Уаттом совместно с фабрикантом Дж.Болтоном заводы по производству паровых машин должны были, по замыслу изобретателя, "снабдить весь мир машинами всевозможных размеров". В первую очередь паровая машина была применена на хлопчатобумажных фабриках, что привело к резкому увеличению производства. Так, с 1788 по 1803г. хлопчатобумажное производство утроилось, что дало возможность назвать этот период его "золотым веком".

         Широкое производство машин не только потребовало усилий рабочих,  
техников и ученых, но и развития такой отрасли, как металлургическая. 
Выплавка железа — один из древнейших видов производства —  
находилась в конце XVII в. почти в таком же состоянии, как и три тысячи лет  
тому назад. Она производилась попрежнему с применением древесного топлива, запасы которого в Англии быстро истощались. Лишь в начале XVIII в. кузнецы начали применять для плавки металла, в частности чугуна, кокс. В 1756 г. инженер А.Дерби основал чугуноплавильный завод, который давал свыше 8 тыс. т чугуна в год (в 1700 г. во всей Англии было произведено 18 тыс. т чугуна). Важным результатом открытия А.Дерби было увеличение спроса на  
уголь, который наряду с железной рудой стал главной сырьевой основой  
промышленности. 
         Угольная промышленность быстро развивалась. В Южном Уэльсе,  
Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась разработка новых угольных  
копей, угледобыча возросла с 26 млн т в 1700 г. до 76 млн т в 1790 г. и  
превысила 10 млн т в 1795 г. Уголь не мог служить эффективной заменой леса  
до тех пор, пока средства сообщения внутри страны находились в таком  
примитивном состоянии, в каком они были в начале XVIII в. Таким образом,  
наличие угольной промышленности и начало развития тяжелой послужили  
стимулом к улучшению транспорта и прежде всего к строительству каналов. 
         В 1700 г. было лишь небольшое количество дорог, пригодных для  
гужевого транспорта во всякое время года. Легкие товары обычно перевозились  
в тюках; перевозить таким же образом тяжелые громоздкие предметы было  
невозможно, так как это стоило бы слишком дорого. Перевозка угля из  
Манчестера в Ливерпуль стоила 40 шиллингов за тонну. Даже после того как  
между некоторыми важными центрами были проложены более  
усовершенствованные дороги, стоимость транспорта все же оставалась высокой. 
         Проблема была решена следующим образом. В 1797 г. был построен Большой соединительный канал, транспорт стал в 4 раза дешевле; в связи с этим очень развилась гончарная промышленность, а в Ченшире значительио увеличились разработки залежей соли. Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей. 
На протяжении только четырех лет (1790— 1794) через парламент было  
проведено не менее 81 акта о строительстве каналов. Вся внутренняя часть  
Англии, вынужденная до того времени сама потреблять и производить большую часть требовавшихся ей предметов первой необходимости, теперь могла вести торговлю. Пшеница, уголь, гончарные и железные изделия из центральных графств быстро нашли путь к морю.

      Несмотря на то, что в конце XVIII — начале XIX в. повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались главным средством перевозки тяжелых и нескоропортящихся товаров, пока через 40—50 лет на смену им не пришли железные дороги.

         В конце XVIII в. Ж.Макадом разработал и предложил способ твердого  
покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно быстрее в любую погоду.

         Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи  
информации на значительные расстояния привели к открытиям в области связи.  
Так, в 1837 г. У.Кук и Ч.Уинстон получили патент на электромагнитный  
телеграфный аппарат, а в 1847 —1852 гг. была проложена телефонная линия  
между портами Дувр и Кале.

         Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный  
толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось  
производство металла — с 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. — и  
продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных областях.

         Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение  
примесей в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные  
инструменты. Во второй половине столетия был изобретен токарный станок с  
суппортом, а также строгальный станок, благодаря чему механики получили  
возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. Без  
достижений технического прогресса нельзя было бы изготовлять сложные  
машины, столь необходимые на крупных производствах, и именно благодаря  
ему оказалось возможным ввести взаимозаменяемость деталей, которая стала  
характерной чертой массового производства полвека спустя. 
         Подлинно революционным событием в области транспорта явилось  
изобретение механика самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью — 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон добился на  
первой в мире железнодорожной линии Стоктон — Дарлингтон в 1825 г., и с  
этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма  
ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью. 
         Век железных дорог положил начало огромному росту всех отраслей  
промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии британских  
фабрикантов и начало развития современной тяжелой промышленности.  
        Англия не только являлась первой страной, создавшей у себя  
необходимую ей железнодорожную сеть, она вскоре начала также строить  
железные дороги, получая от этого огромные барыши во всех странах мира,  
особенно в колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно  
плотного населения или достаточной концентрации капитала для того, чтобы  
строить их самостоятельно4.

    

       1.4. Последствия промышленного переворота для Англии 

         Эти последствия были невероятно велики, и проявились они буквально во всех сферах общественной жизни.

        Начнем с материального  производства. Промышленный переворот — это революционный переход от мануфактуры, основанной на применении ручного ремесленного труда, к фабрике, основанной на использовании системы машин и универсального парового двигателя.

        В данном определении  сделан акцент на технико-экономической стороне этого процесса. Социально-экономическая же сторона промышленного переворота состоит в безусловном разделении общества на две взаимообуславливающие антагонистические социальные группы — фабрикантов и наемных рабочих. Завершение промышленного переворота знаменовало собой окончательную победу индустриальной цивилизации над аграрной (феодализмом).

       Промышленный переворот сделал неизбежными перемены в средствах связи и на транспорте, ибо появилась настоятельная потребность в массовых перевозках большого количества грузов и пассажиров, которую уже нельзя было удовлетворить посредством гужевого транспорта, парусного флота на морях и весельного на реках. Паровая машина сделала не только возможной, но и рентабельной перевозку на большие расстояния объемных и тяжелых грузов, прочно и надежно, безотносительно к капризам погоды и смене времен года, связала между собой самые отдаленные регионы.

     Промышленный переворот дал импульс к формированию социальной структуры по индустриальному типу и в отношении территориального рассредоточения населения.

     На  примере Англии можно выстроить  следующую классическую схему последовательности промышленного переворота, повторившуюся потом практически во всех странах:

  - технические новшества в легкой промышленности;

    - изобретения в металлургическом производстве;

  - изменения в технической базе добывающей промышленности;

    -  технические усовершенствования в машиностроении;

    -  изобретение парового двигателя;

    -  появление паровоза и парохода.

          В короткий срок Англия превратилась в крупнейшую индустриальную державу. Очень скоро буквально весь мир был наводнен серийными, а потому дешевыми фабричными товарами английского производства. Это позволило Англии прочно и надолго занять лидирующие позиции в мировом промышленном производстве и сполна воспользоваться преимуществами «снятия сливок». Сработал закон рыночной экономики: «Не важно быть лучшим, важно быть первым!». Англия еще долго именовалась «промышленной мастерской мира», а весь мир с благоговением перенимал английский технический опыт.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии, Экономическая таблица Ф.Кене