Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:47, контрольная работа
Промышленный переворот в Англии, Экономическая таблица Ф.Кене. Контрольная работа
1 Промышленный переворот в Англии
1.1 Предпосылки промышленного переворота.
1.2 Интенсификация сельскохозяйственного производства, развитие
капиталистического фермерства
1.2.1 Предпосылки аграрной революции
1.2.2 Аграрная революция
1.2.3 Последствия аграрной революции
1.3 Развитие науки, промышленности и транспорта.
1.4 Последствия промышленного переворота
2 Экономическая таблица Ф.Кене
2.1 Введение
2.2 Теоретические аспекты «Экономической таблицы»
2.3 Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кене
2.4 История развития идей Ф. Кене в работах советских ученых
2.5 Заключение
Список использованных источников
1.3. Развитие науки, промышленности и транспорта
Ограбление
колоний систематически приносило
Англии колоссальные богатства. Капиталистам
предпринимателям, создававшим крупные
централизованные мануфактуры, легко
было найти средства для их расширения
и введения самых дорогих усовершенствований,
если только они обещали высокие прибыли.
Развитие мануфактур подготовило создание
машин, а наличие свободных капиталов
обеспечило их быстрое распространение
и практическое применение изобретений
и усовершенствований.
Само
развитие изобретательской и научной
мысли в Англии не было
случайным, а явилось закономерным результатом
отношения общества к
вопросам развития образования и науки.
В течение XVIII в. в Англии появились многие
научные центры, которые занимались подготовкой
кадров как для науки, так и для промышленности.
Кроме того, возникли учебные заведения
нового типа, так называемые диссидентские
академии, в которых давалось высшее научнотехническое
образование. Наконец, в 1799 г. в Лондоне
был основан Королевский институт — научноучебное
заведение, ставившее своей целью "распространение
познания и облегчение широкого введения
полезных механических изобретений и
усовершенствований".
К началу XVIII
в. в Англии существовала достаточно развитая
система
начального образования, совершенствованием
которой занимались различные
религиозноблаготворительные общества.
К началу XIX в. начальные школы существовали
в 2-3 приходов. В 1802 г. впервые в истории
Англии был издан закон об образовании.
Этим
законом предприниматели обязывались
создавать фабричные школы, в которых
фабричные и ремесленные ученики должны
были обучаться в течение четырех
лет одновременно с работой на производстве.
Для подготовки технически образованных
предпринимателей с XVIII в.
наряду с классическими закрытыми средними
школами для детей верхов
общества появились реальные средние
школы, главным образом в
промышленных центрах. Здесь внимание
учителей было сосредоточено на
естественных науках и новых языках. Высшее
техническое образование
давалось в университетах и Королевском
институте.
Таким образом, в Англии сложилась и действовала
достаточно стройная
для того времени система образования
и подготовки специалистов, поэтому не
случайно, конечно, что крупнейшие открытия
и изобретения в науке и технике,
сделанные в XVIII — первой половине XIX в.,
принадлежали именно
англичанам. В Англии XVIII в. складываются
все необходимые условия для
развития изобретательской мысли:
1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования;
2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки;
3) конкуренция со стороны других государств мира.
Поэтому
не случайно первые изобретения были сделаны
именно в отраслях хлопчатобумажного
производства, чтобы уничтожить хлопковую
отрасль Индии, а затем в металлургической
промышленности, так как металла требовалось
все больше для развития собственной промышленности.
С полным превращением
Индии в колонию Англии предприниматели
увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая
его непосредственно в метрополии.
Так как производство хлопковых тканей
было достаточно новым делом для
английских предпринимателей, а внутренний
рынок требовал вытеснения
традиционной отрасли — производства
шерстяных и суконных тканей,
хлопковые ткани должны были быть дешевыми
и достаточно качественными,
что было возможно только при условии
их массового, т.е. машинного,
производства.
В 1785 г. Э.Картрайт изобрел механический
ткацкий станок,
производительность которого в 40 раз превышала
производительность ткача,
работавшего вручную. Параллельно шло
быстрое развитие механизации и в
другой составной части хлопчатобумажного
производства — прядении. Уже в
1738 г. была создана первая прядильная машина,
в которой был механизирован
процесс прядения, хотя вся машина приводилась
в действие еще вручную. Ткач
Д.Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную
механическую прялку, на
которой можно было работать сразу многими
веретенами (до 20), но и эта
механическая прялка в движение приводилась
рукой человека.
Следующим важным шагом на пути технического
прогресса явилось создание первой фабрики
с прядильной машиной, работавшей на водяном
двигателе. У основателя фабрики Д.Аркрайта
появилось много последователей,
и если в 1780 г. в Англии было 20 прядильных
фабрик, то в 1790 г. их
насчитывалось уже 150. Фабрики обычно строились
на берегах рек, так как
двигателем пока еще оставалось водяное
колесо. Однако бурное развитие
техники производства тканей и широкое
применение машин не могли быть
удовлетворены такой механизацией.
Поиски эффективного и универсального
двигателя производились и в
XVII в., и в первой половине XVIII в. История
создания паровой машины
представляет огромный интерес. Эта машина,
с одной стороны, произвела
подлинную революцию в развитии производства,
с другой — в работе над этим
великим изобретением впервые проявилось
единство теории и практики науки и производства.
Так, в 1769 г. лаборант университета в Глазго
Дж.Уатт (1736—
1818) изобрел паровую машину. Продолжая
работать над ее
усовершенствованием, он в 1784 г. создал
паровую машину двойного действия ,
в которой пар, расширяясь, оказывал давление
то на одну, то на другую сторону поршня.
Это была подлинно универсальная машина,
применяемая в самых различных областях
производства, а впоследствии с некоторыми
усовершенствованиями и на транспорте.
Ее великая революционизирующая роль
в развитии производства заключалась
в способности паровой машины играть роль
двигателя практически в любых условиях.
Созданные Дж.Уаттом совместно с фабрикантом
Дж.Болтоном заводы по производству паровых
машин должны были, по замыслу изобретателя,
"снабдить весь мир машинами всевозможных
размеров". В первую очередь паровая
машина была применена на хлопчатобумажных
фабриках, что привело к резкому увеличению
производства. Так, с 1788 по 1803г. хлопчатобумажное
производство утроилось, что дало возможность
назвать этот период его "золотым веком".
Широкое производство машин не только
потребовало усилий рабочих,
техников и ученых, но и развития такой
отрасли, как металлургическая.
Выплавка железа — один из древнейших
видов производства —
находилась в конце XVII в. почти в таком
же состоянии, как и три тысячи лет
тому назад. Она производилась попрежнему
с применением древесного топлива, запасы
которого в Англии быстро истощались.
Лишь в начале XVIII в. кузнецы начали применять
для плавки металла, в частности чугуна,
кокс. В 1756 г. инженер А.Дерби основал чугуноплавильный
завод, который давал свыше 8 тыс. т чугуна
в год (в 1700 г. во всей Англии было произведено
18 тыс. т чугуна). Важным результатом открытия
А.Дерби было увеличение спроса на
уголь, который наряду с железной рудой
стал главной сырьевой основой
промышленности.
Угольная промышленность
быстро развивалась. В Южном Уэльсе,
Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась
разработка новых угольных
копей, угледобыча возросла с 26 млн т в
1700 г. до 76 млн т в 1790 г. и
превысила 10 млн т в 1795 г. Уголь не мог служить
эффективной заменой леса
до тех пор, пока средства сообщения внутри
страны находились в таком
примитивном состоянии, в каком они были
в начале XVIII в. Таким образом,
наличие угольной промышленности и начало
развития тяжелой послужили
стимулом к улучшению транспорта и прежде
всего к строительству каналов.
В 1700 г. было
лишь небольшое количество дорог, пригодных
для
гужевого транспорта во всякое время года.
Легкие товары обычно перевозились
в тюках; перевозить таким же образом тяжелые
громоздкие предметы было
невозможно, так как это стоило бы слишком
дорого. Перевозка угля из
Манчестера в Ливерпуль стоила 40 шиллингов
за тонну. Даже после того как
между некоторыми важными центрами были
проложены более
усовершенствованные дороги, стоимость
транспорта все же оставалась высокой.
Проблема была
решена следующим образом. В 1797 г. был построен
Большой соединительный канал, транспорт
стал в 4 раза дешевле; в связи с этим очень
развилась гончарная промышленность,
а в Ченшире значительио увеличились разработки
залежей соли. Вскоре вся страна была охвачена
лихорадкой строительства каналов и покрылась
сетью водных путей.
На протяжении только четырех лет (1790—
1794) через парламент было
проведено не менее 81 акта о строительстве
каналов. Вся внутренняя часть
Англии, вынужденная до того времени сама
потреблять и производить большую часть
требовавшихся ей предметов первой необходимости,
теперь могла вести торговлю. Пшеница,
уголь, гончарные и железные изделия из
центральных графств быстро нашли путь
к морю.
Несмотря на то, что в конце XVIII — начале XIX в. повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались главным средством перевозки тяжелых и нескоропортящихся товаров, пока через 40—50 лет на смену им не пришли железные дороги.
В конце XVIII в. Ж.Макадом разработал и предложил
способ твердого
покрытия поверхности дороги, что дало
возможность осуществлять перевозки на
конной тяге значительно быстрее в любую
погоду.
Развитие внутреннего рынка и необходимость
быстрой передачи
информации на значительные расстояния
привели к открытиям в области связи.
Так, в 1837 г. У.Кук и Ч.Уинстон получили
патент на электромагнитный
телеграфный аппарат, а в 1847 —1852 гг. была
проложена телефонная линия
между портами Дувр и Кале.
Развитие транспортной системы и средств
связи дало еще более мощный
толчок экономическому развитию всей
страны. Так, значительно увеличилось
производство металла — с 68 тыс. т в 1788
г. до 250 тыс. т в 1806 г. — и
продолжало расти в последующие годы.
Быстро росла тяжелая промышленность
в центральных графствах страны: Стаффордшире,
Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо
стали использовать в самых разнообразных
областях.
Выплавка более высококачественных сортов
железа и уменьшение
примесей в нем дали возможность изготовлять
более усовершенствованные
инструменты. Во второй половине столетия
был изобретен токарный станок с
суппортом, а также строгальный станок,
благодаря чему механики получили
возможность обрабатывать детали с точностью
до малых долей дюйма. Без
достижений технического прогресса нельзя
было бы изготовлять сложные
машины, столь необходимые на крупных
производствах, и именно благодаря
ему оказалось возможным ввести взаимозаменяемость
деталей, которая стала
характерной чертой массового производства
полвека спустя.
Подлинно революционным
событием в области транспорта явилось
изобретение механика самоучки Д.Стефенсона,
усовершенствовавшего паровую машину
и создавшего паровоз, который двигался
с колоссальной для того времени скоростью
— 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон
добился на
первой в мире железнодорожной линии Стоктон
— Дарлингтон в 1825 г., и с
этого момента начинается строительство
железных дорог сначала в весьма
ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной
скоростью.
Век железных
дорог положил начало огромному росту
всех отраслей
промышленности, он ознаменовал собой
укрепление монополии британских
фабрикантов и начало развития современной
тяжелой промышленности.
Англия не только
являлась первой страной, создавшей у
себя
необходимую ей железнодорожную сеть,
она вскоре начала также строить
железные дороги, получая от этого огромные
барыши во всех странах мира,
особенно в колониальных и полуколониальных,
не имевших достаточно
плотного населения или достаточной концентрации
капитала для того, чтобы
строить их самостоятельно4.
1.4. Последствия промышленного переворота
для Англии
Эти последствия были невероятно велики, и проявились они буквально во всех сферах общественной жизни.
Начнем с
В данном определении сделан акцент на технико-экономической стороне этого процесса. Социально-экономическая же сторона промышленного переворота состоит в безусловном разделении общества на две взаимообуславливающие антагонистические социальные группы — фабрикантов и наемных рабочих. Завершение промышленного переворота знаменовало собой окончательную победу индустриальной цивилизации над аграрной (феодализмом).
Промышленный переворот сделал неизбежными перемены в средствах связи и на транспорте, ибо появилась настоятельная потребность в массовых перевозках большого количества грузов и пассажиров, которую уже нельзя было удовлетворить посредством гужевого транспорта, парусного флота на морях и весельного на реках. Паровая машина сделала не только возможной, но и рентабельной перевозку на большие расстояния объемных и тяжелых грузов, прочно и надежно, безотносительно к капризам погоды и смене времен года, связала между собой самые отдаленные регионы.
Промышленный переворот дал импульс к формированию социальной структуры по индустриальному типу и в отношении территориального рассредоточения населения.
На примере Англии можно выстроить следующую классическую схему последовательности промышленного переворота, повторившуюся потом практически во всех странах:
- технические новшества в легкой промышленности;
- изобретения в металлургическом производстве;
- изменения в технической базе добывающей промышленности;
- технические усовершенствования в машиностроении;
- изобретение парового двигателя;
- появление паровоза и парохода.
В короткий срок Англия превратилась в крупнейшую индустриальную державу. Очень скоро буквально весь мир был наводнен серийными, а потому дешевыми фабричными товарами английского производства. Это позволило Англии прочно и надолго занять лидирующие позиции в мировом промышленном производстве и сполна воспользоваться преимуществами «снятия сливок». Сработал закон рыночной экономики: «Не важно быть лучшим, важно быть первым!». Англия еще долго именовалась «промышленной мастерской мира», а весь мир с благоговением перенимал английский технический опыт.
Информация о работе Промышленный переворот в Англии, Экономическая таблица Ф.Кене