Промышленный переворот в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Коренная революция затронула технику, технологию и организацию производства. Система машин с общим двигателем обеспечила непрерывность трудового процесса. Более дешевая и качественная фабрично-заводская продукция вытесняла изделия промыслов, ремесла и мануфактуру. Произошло окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства. Возникли крупные города и капиталистически промышленные центры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Сущность промышленного переворота в Англии……………………….. 4 - 8
Cоциально-экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века:
- Франция………………………………………………………………… 8 - 11
- Германия…………………………………………………………….…11 - 13
- США……………………………………………………………………13 - 16
Заключение…………………………………………………………………..17
Тест …………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

история эк контрольная.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я   Р А Б О Т  А

По дисциплине: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 
 

Введение……………………………………………………………………...3

Сущность  промышленного переворота в Англии……………………….. 4 - 8

Cоциально-экономические результаты промышленного переворота во Франции,                           Германии и США в середине XIX века:

    - Франция………………………………………………………………… 8 - 11

- Германия…………………………………………………………….…11 - 13

    - США……………………………………………………………………13 - 16

Заключение…………………………………………………………………..17

Тест …………………………………………………………………………...18

Список  используемой литературы…………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

      В XVIII в. в Западной Европе все  еще продолжали господствовать феодальные отношения или их  довольно  заметные  пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству было близко и очевидно. Главными событиями этой эпохи в социально-экономической сфере стали: зарождение и становление буржуазных экономических отношений, господство конкуренции при бурном росте промышленности, промышленная революция в Англии, рост экономического и политического значения буржуазии, усиление антифеодального движения, подчинение деревни городом, почти полная замена традиционных связей между людьми денежными отношениями.

        В экономическом отношении Западная  Европа в XVIII в. явила собой образец относительно быстрых темпов промышленного развития.

         Коренная революция затронула технику, технологию и организацию производства. Система машин с общим двигателем обеспечила непрерывность трудового процесса. Более  дешевая и качественная фабрично-заводская продукция вытесняла изделия промыслов,  ремесла  и  мануфактуру. Произошло окончательное отделение промышленности  от  сельского  хозяйства. Возникли крупные  города  и капиталистически промышленные центры. Окончательно оформился класс буржуазии – фабрикантов и наемных рабочих – промышленного пролетариата. XVIII в. был веком торговли с преобладанием до последней трети столетия внешних экономических связей. Порою темпы роста внешней торговли были выше роста промышленного производства.

        Такова общая характеристика эпохи XVIII в., эпохи начала промышленных революций.

1. Сущность промышленного переворота в Англии

    Родиной промышленной революции стала Англия.

    Уже в XVII в. Англия начала обгонять мирового лидера Голландию сначала по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII в. Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство.

    Рассмотрим  сущность промышленного переворота. Промышленный переворот, означавший переход от ручного (мануфактурного) к машинному (фабричному) производству, начался в Англии гораздо раньше, чем в других европейских странах. Можно сказать, что Англия стала родиной промышленного переворота, поскольку она лучше других была подготовлена к нему. Здесь наиболее эффективно шло первоначальное накопление капитала и формирование рынка труда, налицо были необходимые технические и социальные предпосылки. Кроме того, Англия сумела наилучшим образом распорядиться своими природными ресурсами: запасами железной руды и угля, сырьем для суконной промышленности, морским побережьем для обустройства удобных портов и т.д. Несомненно, революция XVII века также способствовала развитию прогрессивных тенденций в экономике.

    В XVII—XVIII веках мануфактуры стали  самыми распространенными предприятиями  и в Англии. Именно на мануфактурах шла подготовка производства к промышленному перевороту, поскольку здесь происходили расчленение ручного труда на простые операции, дифференциация орудий труда и их усовершенствование. Таким образом создавались условия для появления машины как комбинации простых рабочих инструментов.             

    В 1700 году был принят закон, запрещавший  импорт тканей из Индии, Китая, Персии, что привело к строительству  новых хлопчатобумажных предприятий, которые работали на привозном сырье  из Азии. Импорт хлопка за 1700 — 1764 годы вырос почти в четыре раза.1

    В этой относительно молодой отрасли  с самого начала создавались крупные  предприятия, оснащенные машинами. Фабрики  по производству ситца не испытывали на себе гнета цеховых регламентации, присущих предприятиям, занятым производством шерстяных, льняных, шелковых тканей. В результате хлопчатобумажная промышленность раньше других отраслей преодолела техническую и экономическую ограниченность мануфактурной стадии и перешла к машинным технологиям.

    Одним из важнейших факторов промышленного переворота явились многочисленные технические изобретения, которыми был особенно богат XVIII век. В результате активного накопления капиталов английская промышленность еще в XVI – XVII вв. переживала так называемую малую промышленную революцию.

    В 1733 году ткач и механик Джон Кей изобрел так называемый летучий (самолетный) челнок для ткацкого станка. Он приводился в действие ткачом при помощи шнура и блока и повышал эффективность производства вдвое. В 80-х начале 90-х годов Э. Картрайтом было создано несколько моделей механического ткацкого станка. Его применение позволяло в 40 раз превзойти производительность ручного станка.2

    В 1765 году ткач Джеймс Харгривс из Ланкашира  создал механическую прялку, назвав ее именем своей дочери — «Дженни». У нее был один недостаток – нить была непрочная. Через несколько лет прялка была усовершенствована и получила широкое распространение: в 1780-х годах в английской промышленности уже работало более 20 тыс. таких механических прялок. В 1767 году появилась «ватерная» (водяная) прядильная машина, приводившаяся в движение при помощи воды. Ее изобрел плотник и механик Томас Хайс. Но ватермашина давала слишком толстую нить, и в 1779 году механик-самоучка Сэмуэль Кромптон создал более совершенную мюль-машину, которая при помощи механической силы приводила в движение до 400 веретен и давала более тонкую и прочную нить. Это привело к тому, что английская пряжа стала конкурировать с индийской.

    Но  вслед за этим потребовалось новое  техническое переоснащение ткацкого производства, поскольку оно уже отставало от прядения. В 1785 году сельским священником Эдмундом  Картрайтом был изобретен первый образец механического ткацкого станка, заменявшего труд 40 ткачей. Широкое использование этих и других механизмов и технических приспособлений привело к тому, что с 1780 по 1820 год выпуск продукции хлопчатобумажной промышленности вырос более чем в 16 раз.3

    Внедрение технических изобретений осуществлялось прежде всего в легкой промышленности, поскольку эта отрасль хозяйства  не требовала таких огромных капиталовложений, как тяжелая промышленность, к тому же вложенные в нее капиталы оборачивались гораздо быстрее, принося ощутимую прибыль. Это приводило к активному привлечению инвестиций в данный сектор экономики.

    В 1760 — 1780-х годах машинами были оснащены суконное и бумажное производство, полиграфия и другие отрасли. Шотландец Джеймс Уатт в 1782—1784 годах изобрел паровую машину «двойного действия». Это означало, что машина производила полезную работу при движении поршней в обоих направлениях. Дж. Уатт создал универсальный двигатель для любой отрасли промышленности, и в этом его огромная заслуга. Паровая машина Дж. Уатта была быстро оценена фабрикантами и получила распространение в промышленности. К 1800 году в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а к 1826 году их было уже 26 тыс. со средней мощностью в 25 лошадиных сил.4

    Если изобретение прялки «Дженни» и внедрение ее в производство принято считать началом промышленного переворота, то изобретение и внедрение паровой машины Дж. Уатта — началом перехода от мануфактуры к фабрике.

    Но  отдельные технические новшества  не могли радикальным образом  изменить всю промышленность. Нужен  был массовый переход к фабричной  форме производства, который совершался в течение нескольких десятилетий. Все началось с хлопчатобумажной отрасли: в 1769 году Р. Аркрайт построил целую фабрику, оснащенную прядильными машинами, через 10 лет в Англии было уже 20 таких фабрик, а еще через 10 лет — 150.5

    Применение  машин привело к повышению  спроса на металл для их изготовления. Но рост мощностей металлургии сдерживался недостатком древесного угля, на котором работали плавильные печи. В связи с этим Англия была вынуждена ввозить металл из-за границы, в основном из России. В середине XVIII века до 60% потребностей в металле приходилось покрывать за счет импорта. Такая практика была признана неэффективной, и это заставляло искать новые виды топлива. Благодаря открытиям семейства английских промышленников, отца и сына Дерби, в 1780-х годах производство черных металлов было переведено в основном на каменный уголь (кокс), что привело к повышению производительности труда в металлургии более чем в 15 раз. В результате производство чугуна в Англии увеличилось с 80 тыс. т в 1790 году до 250 тыс. т в 1825 году. Это позволило Англии превратиться в крупнейшего экспортера металлургической продукции.

      Складывалась своеобразная цепочка  взаимного стимулирования производственного развития страны.

    Применение  кокса, привело к развитию добычи угля, что также являлось принципиально  новым технологическим шагом в индустрии: уголь стал использоваться не только в металлургии, но и в качестве источника энергии для паровых машин. Это способствовало быстрому подъему угольных регионов в Шотландии, Южном Уэльсе, Йоркшире, Ланкашире.

    Спрос на каменный уголь ускорил развитие угольной промышленности – выплавка чугуна и добыча каменного угля возросли в четыре раза.6

    Это в свою очередь подталкивало транспортное  строительство. В 1790-х годах Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. По каналам перевозили уголь, соль, металлы, железную руду, пшеницу, гончарные изделия и другую продукцию. Благодаря созданию Большого соединительного канала стоимость перевозок на английском транспорте снизилась почти в четыре раза.

      В конце XVIII века был предложен способ твердого покрытия поверхности дорог, что позволило гужевому транспорту беспрепятственно передвигаться в любое время года.

    Бурный  экономический рост на рубеже XVIII—XIX веков привел к резкому увеличению объемов грузоперевозок, с которыми уже не мог справиться имевшийся транспорт. Единственно разумным и эффективным выходом стало внедрение паровой машины на транспорте, и прежде всего на железной дороге. 

    Еще в XVII веке были изобретены рельсовые  дороги с конной тягой. В XIX веке деревянные рельсы были заменены металлическими. В начале XIX века рельсовые пути были дополнены паровозом — самоходной паросиловой установкой на основе стационарной паровой машины. Изобрел его талантливый механик Джордж Стефенсон (Стивенсон), который начал строить такие машины с 1814 года. В 1825 году по инициативе Стефенсона была открыта первая железная дорога общественного пользования между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1830 году между Манчестером и Ливерпулем была построена первая в мире железная дорога протяженностью более 50 км, имевшая хозяйственное значение.

    Строительство железных дорог и развитие парового водного транспорта явились самыми значительными факторами, вызвавшими коренной перелом в экономике  и создавшими материальную базу рыночной экономики.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии