Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:38, курсовая работа
Коренная революция затронула технику, технологию и организацию производства. Система машин с общим двигателем обеспечила непрерывность трудового процесса. Более дешевая и качественная фабрично-заводская продукция вытесняла изделия промыслов, ремесла и мануфактуру. Произошло окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства. Возникли крупные города и капиталистически промышленные центры.
Введение……………………………………………………………………...3
Сущность промышленного переворота в Англии……………………….. 4 - 8
Cоциально-экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века:
- Франция………………………………………………………………… 8 - 11
- Германия…………………………………………………………….…11 - 13
- США……………………………………………………………………13 - 16
Заключение…………………………………………………………………..17
Тест …………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине:
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Сущность промышленного переворота в Англии……………………….. 4 - 8
Cоциально-экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века:
- Франция……………………………………………………………
- Германия…………………………………………………………
- США……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Тест …………………………………………………………………………..
Список
используемой литературы…………………………………………19
Родиной промышленной революции стала Англия.
Уже
в XVII в. Англия начала обгонять мирового
лидера Голландию сначала по темпам
роста капиталистических
Рассмотрим сущность промышленного переворота. Промышленный переворот, означавший переход от ручного (мануфактурного) к машинному (фабричному) производству, начался в Англии гораздо раньше, чем в других европейских странах. Можно сказать, что Англия стала родиной промышленного переворота, поскольку она лучше других была подготовлена к нему. Здесь наиболее эффективно шло первоначальное накопление капитала и формирование рынка труда, налицо были необходимые технические и социальные предпосылки. Кроме того, Англия сумела наилучшим образом распорядиться своими природными ресурсами: запасами железной руды и угля, сырьем для суконной промышленности, морским побережьем для обустройства удобных портов и т.д. Несомненно, революция XVII века также способствовала развитию прогрессивных тенденций в экономике.
В
XVII—XVIII веках мануфактуры стали
самыми распространенными
В 1700 году был принят закон, запрещавший импорт тканей из Индии, Китая, Персии, что привело к строительству новых хлопчатобумажных предприятий, которые работали на привозном сырье из Азии. Импорт хлопка за 1700 — 1764 годы вырос почти в четыре раза.1
В этой относительно молодой отрасли с самого начала создавались крупные предприятия, оснащенные машинами. Фабрики по производству ситца не испытывали на себе гнета цеховых регламентации, присущих предприятиям, занятым производством шерстяных, льняных, шелковых тканей. В результате хлопчатобумажная промышленность раньше других отраслей преодолела техническую и экономическую ограниченность мануфактурной стадии и перешла к машинным технологиям.
Одним из важнейших факторов промышленного переворота явились многочисленные технические изобретения, которыми был особенно богат XVIII век. В результате активного накопления капиталов английская промышленность еще в XVI – XVII вв. переживала так называемую малую промышленную революцию.
В 1733 году ткач и механик Джон Кей изобрел так называемый летучий (самолетный) челнок для ткацкого станка. Он приводился в действие ткачом при помощи шнура и блока и повышал эффективность производства вдвое. В 80-х начале 90-х годов Э. Картрайтом было создано несколько моделей механического ткацкого станка. Его применение позволяло в 40 раз превзойти производительность ручного станка.2
В 1765 году ткач Джеймс Харгривс из Ланкашира создал механическую прялку, назвав ее именем своей дочери — «Дженни». У нее был один недостаток – нить была непрочная. Через несколько лет прялка была усовершенствована и получила широкое распространение: в 1780-х годах в английской промышленности уже работало более 20 тыс. таких механических прялок. В 1767 году появилась «ватерная» (водяная) прядильная машина, приводившаяся в движение при помощи воды. Ее изобрел плотник и механик Томас Хайс. Но ватермашина давала слишком толстую нить, и в 1779 году механик-самоучка Сэмуэль Кромптон создал более совершенную мюль-машину, которая при помощи механической силы приводила в движение до 400 веретен и давала более тонкую и прочную нить. Это привело к тому, что английская пряжа стала конкурировать с индийской.
Но
вслед за этим потребовалось новое
техническое переоснащение
Внедрение
технических изобретений
В 1760 — 1780-х годах машинами были оснащены суконное и бумажное производство, полиграфия и другие отрасли. Шотландец Джеймс Уатт в 1782—1784 годах изобрел паровую машину «двойного действия». Это означало, что машина производила полезную работу при движении поршней в обоих направлениях. Дж. Уатт создал универсальный двигатель для любой отрасли промышленности, и в этом его огромная заслуга. Паровая машина Дж. Уатта была быстро оценена фабрикантами и получила распространение в промышленности. К 1800 году в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а к 1826 году их было уже 26 тыс. со средней мощностью в 25 лошадиных сил.4
Если изобретение прялки «Дженни» и внедрение ее в производство принято считать началом промышленного переворота, то изобретение и внедрение паровой машины Дж. Уатта — началом перехода от мануфактуры к фабрике.
Но
отдельные технические
Применение машин привело к повышению спроса на металл для их изготовления. Но рост мощностей металлургии сдерживался недостатком древесного угля, на котором работали плавильные печи. В связи с этим Англия была вынуждена ввозить металл из-за границы, в основном из России. В середине XVIII века до 60% потребностей в металле приходилось покрывать за счет импорта. Такая практика была признана неэффективной, и это заставляло искать новые виды топлива. Благодаря открытиям семейства английских промышленников, отца и сына Дерби, в 1780-х годах производство черных металлов было переведено в основном на каменный уголь (кокс), что привело к повышению производительности труда в металлургии более чем в 15 раз. В результате производство чугуна в Англии увеличилось с 80 тыс. т в 1790 году до 250 тыс. т в 1825 году. Это позволило Англии превратиться в крупнейшего экспортера металлургической продукции.
Складывалась своеобразная
Применение кокса, привело к развитию добычи угля, что также являлось принципиально новым технологическим шагом в индустрии: уголь стал использоваться не только в металлургии, но и в качестве источника энергии для паровых машин. Это способствовало быстрому подъему угольных регионов в Шотландии, Южном Уэльсе, Йоркшире, Ланкашире.
Спрос на каменный уголь ускорил развитие угольной промышленности – выплавка чугуна и добыча каменного угля возросли в четыре раза.6
Это в свою очередь подталкивало транспортное строительство. В 1790-х годах Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. По каналам перевозили уголь, соль, металлы, железную руду, пшеницу, гончарные изделия и другую продукцию. Благодаря созданию Большого соединительного канала стоимость перевозок на английском транспорте снизилась почти в четыре раза.
В конце XVIII века был предложен способ твердого покрытия поверхности дорог, что позволило гужевому транспорту беспрепятственно передвигаться в любое время года.
Бурный экономический рост на рубеже XVIII—XIX веков привел к резкому увеличению объемов грузоперевозок, с которыми уже не мог справиться имевшийся транспорт. Единственно разумным и эффективным выходом стало внедрение паровой машины на транспорте, и прежде всего на железной дороге.
Еще в XVII веке были изобретены рельсовые дороги с конной тягой. В XIX веке деревянные рельсы были заменены металлическими. В начале XIX века рельсовые пути были дополнены паровозом — самоходной паросиловой установкой на основе стационарной паровой машины. Изобрел его талантливый механик Джордж Стефенсон (Стивенсон), который начал строить такие машины с 1814 года. В 1825 году по инициативе Стефенсона была открыта первая железная дорога общественного пользования между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1830 году между Манчестером и Ливерпулем была построена первая в мире железная дорога протяженностью более 50 км, имевшая хозяйственное значение.
Строительство железных дорог и развитие парового водного транспорта явились самыми значительными факторами, вызвавшими коренной перелом в экономике и создавшими материальную базу рыночной экономики.