Промышленный переворот в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI В.Испанию, в XVII в. — Голландию, в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердержаву. Оставаясь небольшой страной, она стала центром огромной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос на английские промышленные товары.

Содержание

Введение 3
1 Начало промышленного переворота в Англии 4
2 Сущность промышленного переворота 8
3 Анализ промышленного переворота в Англии 12
4 Последствия промышленного переворота 16
Заключение 20

Работа содержит 1 файл

К.Р. по ЭК.ИСТОРИИ.docx

— 39.67 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение 3

1 Начало промышленного переворота в Англии 4

2 Сущность промышленного переворота 8

3 Анализ промышленного переворота в Англии 12

4 Последствия промышленного переворота 16

Заключение 20

Список литературы 21

 

Введение

 

    В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI В.Испанию, в XVII в. — Голландию, в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердержаву. Оставаясь небольшой страной, она стала центром огромной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос на английские промышленные товары.

    Промышленный переворот — это не только переворот в технике, он сопровождается изменениями и в общественных отношениях. Увеличивая производительность труда, т.е. количество продукции на занятого работника, машины увеличивают величину лишь прибавочного продукта, а необходимый продукт остается прежним. Промышленный переворот завершает формирование двух классов буржуазного общества — буржуазии и рабочего класса. 

 

1 Начало промышленного переворота в Англии

 

    Термин  «промышленная революция» введен в  науку Ф. Энгельсом. В его работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.) и в более поздних трудах основоположников марксизма-ленинизма вскрыто содержание промышленной революции как явления, имевшего место во всех странах при переходе капитализма из мануфактурной стадии в более высокую стадию — промышленного капитализма. Однако эти изменения коснулись не только производительных сил: они повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Замена мануфактуры фабрикой обусловила важнейшие сдвиги в соотношении общественных классов. «Переход от мануфактуры к фабрике, — пишет В.И.Ленин, — знаменует полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера, а за этим техническим переворотом неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства, окончательный раскол между различными группами участвующих в производстве лиц, полный разрыв с традицией, обострение и расширение всех мрачных сторон капитализма...». В. И. Ленин подчеркивает, что промышленная революция представляла собой «крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин»; именно это преобразование, говорил он, «принято называть в экономической науке industrial revolution (промышленная революция)».

    В конце XVIII ст. в Англии началась промышленная революция (Промышленный переворот), то есть переход от мануфактурного производства к фабричному, от ручного труда к машинному. Предпосылки ее вызревали давно. Первой стала аграрная революция (аграрный переворот), которая началась в XVI в. Аграрная революция - это переход от натурального товарного производства в сельском хозяйстве, ликвидация мелких крестьянских хозяйств и сосредоточение земли в руках крупных землевладельцев, крупных арендаторов; введение наемного труда.

    В Англии аграрная революция убрала форму  ограждения, когда лендлорды забирали общественные земли с целью увеличения своих владений для разведения овец и этим разоряли крестьян. Последние, лишенные средств к существованию, превращались в дешевую наемную  рабочую силу. Наиболее активно процесс  раскрестьянивания проходил в XVIII века, когда парламент принял почти 1,5 тыс. законов, которые позволяли  ограждения. В конце XVIII в. крестьянство в Англии исчезло.

    Аграрная  революция обеспечила промышленность дешевой рабочей силой и необходимым  сырьем.

    Второй необходимой предпосылкой промышленной революции стали изменения в технике. Мануфактурное производство, которое базировалось на ручном труде и разделении на отдельные простые операции, натолкнуло рабочих и мастеров на мысль, что руку человека можно заменить устройством, машиной.

    Важнейшим изобретением, который стал толчком  к промышленному перевороту, было совершенствование ткацкого станка. Джон Кей, который работал ткачом, а впоследствии механиком, изобрел в 1733 году ткацкий челнок. Это позволило изготавливать ткань широкого размера, вдвое выросла производительность труда, то есть работу двух ткачей приступил один.

    С ускорением производства тканей возникла проблема нехватки пряжи. Процесс прядения нуждался усовершенствования; технологический  прорыв совершил ткач и плотник Джеймс Харгривс. Созданная им прялка "Дженни" представляла собой механизм, обеспечивающий одновременное вытягивание и скручивания нити. Производительность труда прядильщика возросла в 18-20 раз. В 1784 году Эдмунд Картрайт изобрел принципиально новый ткацкий станок, который повысил производительность в 40 раз.

    Изобретение рабочего механизма, то есть той части  машины, которая непосредственно  обрабатывает сырье, заменяя руку человека, стало началом промышленной революции  в Англии.

    В 1771 г. предприниматель Ричард Аркрайт основал предприятие, где прядильные машины двигались с помощью водяного колеса. Это была уже не мануфактура, а первая в истории фабрика - промышленное предприятие, где основные операции осуществляет система машин. На фабрике Аркрайта было установлено несколько тысяч станков и работали 300 рабочих. Через 20 лет подобных фабрик в Англии насчитывалось 150. Впрочем, фабрики не могли вытеснить мануфактуры, поскольку были привязаны к удобным местам на реках. Потребовался универсальный двигатель. Таким двигателем стала паровая машина, созданная Джеймсом Уаттом. Паровик более чем на века стал основным двигателем.

    Строительство паровых машин и станков привело  к возникновению машиностроительной отрасли. Машиностроение повлекло за собой  увеличение потребности в металле, в свою очередь дало сильный толчок развитию металлургии. В течение XVIII в. была решена проблема массового производства чугуна, а впоследствии и железа на основе каменного угля. Благодаря  этому добыча каменного угля стало  одной из основных отраслей хозяйства.

    Изобретение паровой машины сделало и совершенствования  транспорта. Паровика было поставлено на колеса и после неудачных попыток  перемещения мостовой пущено по железной рельсовой дороге. Первый удачный  паровоз, двигавшийся со скоростью  10 км в час и имел 8 вагонов, создал в 1814 году инженер-самоучка Джордж Стефенсон. Массовое железнодорожное строительство началось в 20-х гг XIX в.

    Американский  механик Роберт Фултон установил  паровую машину на судне; так появился пароход.

    Развитие  машиностроения, металлургии, угледобычи, транспорта стал основой осуществления  индустриализации и формирование индустриального  общества.

    В середине XVIII в. английский капитализм вступил в новую стадию. Для перехода от мануфактурной ступени развития капитализма к фабричной существовали все необходимые предпосылки: в результате огораживаний произошло обезземеление крестьян; ремесленники, не выдерживая конкуренции с мануфактурой, разорялись и переходили на положение наемных рабочих. Эти процессы привели к созданию значительных кадров рабочих, вынужденных продавать свою рабочую силу. С другой стороны, в руках отдельных лиц были накоплены крупные денежные богатства, а ограбление колоний обеспечивало поступление новых капиталов. «Сокровища, добытые за пределами Европы посредством грабежа, порабощения туземцев, убийств, притекали в метрополию и тут превращались в капитал», — указывал Маркс. Эти капиталы и явились важным источником индустриализации Англии, именно они позволили Англии ранее других стран совершить промышленную революцию. 

 

2 Сущность промышленного  переворота

 

    Промышленный  переворот в Англии начался с  новой тогда отрасли промышленности - хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство с древности было развито  в Индии. Оттуда ткани из хлопка привозили  в Англию, и народ их охотно раскупал, потому что они были относительно дешевыми. Английские промышленники  попытались наладить хлопчатобумажное производство, но оказались не в  состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани которых были и  лучше, и дешевле. Перед хозяевами  английских хлопчатобумажных мануфактур встала задача усовершенствовать производство, чтобы снизить стоимость продукции. Эта задача и была выполнена в  результате серии изобретений.

    Как известно, текстильное производство, в том числе и хлопчатобумажное, состоит из двух операций- сначала  прядильщики готовят пряжу, а  потом ткачи ткут из этой пряжи  ткань. В каждом из этих процессов  были поочередно сделаны изобретения.

    Плоды изобретений для изобретателей  оказывались горькими. Так, Джону Кэю, изобретателю «летучего челнока», промышленники отказались платить, а ткачи-ремесленники, которые боялись из-за новшества потерять работу, разгромили его дом. Харгревсу, изобретателю прялки «Дженни», также пришлось спасаться бегством, его дом тоже был разгромлен.

    С изобретением прядильных и ткацких  станков переворот хлопчатобумажной промышленности еще не закончился. Промышленная революция началась с  машины-орудия. Если до этого рабочий  мог работать только одним веретеном, то машина могла вращать много  веретен, вследствие чего увеличилась  производительность труда. Поэтому  машины мануфактурного периода были только частью совершенных машин.

    Полностью использовать преимущества машинного  производства оказалось возможным  только с появлением парового двигателя, и поэтому изобретение парового двигателя считается центральным  событием промышленного переворота.

    История паровой машины лишний раз доказывает, что промышленный переворот не просто цепь изобретений. Русский механик  Ползунов изобрел свою паровую машину раньше Уатта, но в России того времени  она оказалась не нужна и о  ней забыли, как забыли, очевидно, и о многих других «несвоевременных» изобретениях.

    Нет необходимости прослеживать промышленный переворот во всех отраслях промышленности. В металлургии, например, он отличался  значительными особенностями. Некоторые  процессы здесь были механизированы и до промышленного переворота, а  другие и после переворота долго  оставались ручными. Промышленным переворотом  в таких производствах считается  изменение технологии, которое позволяло  увеличить и удешевить выпуск продукции.

    Для английской металлургии это означало переход от древесного угля к каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не хватало, поэтому металлургия находилась в упадке, Англия была вынуждена  ввозить металл из других стран.

    В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а  в 80-х годах другой английский металлург  Корт способ переплавки этого чугуна на железо также на каменном угле (пудлингование). Поскольку каменного угля в Англии было достаточно, английская металлургия  быстро вышла на первое место в  мире.

    Промышленная  революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой  другие изобретения. Переворот начался  с легкой промышленности. Так, для  изготовления массы машин для  легкой промышленности, требовалось  много металла, а это вызвало  переворот в металлургии, спрос  на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручным трудом, и это вызвало  переворот в машиностроении. Рождение машиностроительных заводов, но возросшую  массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие  изменения на транспорте.

    Первый  в мире пароход был построен в  Англии механиком Саймингтоном в 80-е  гг. XVIII в. Однако власти запретили его  использовать, заявив, что волна  от парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И только после  этого в Англии стали строить  пароходы.

    В 1825 г., была пущена в ход первая железная дорога. Железные дороги не сразу завоевали  признание. Сначала рельсы делали из чугуна и они ломались под тяжелыми паровозами. Существовало мнение, что  гладкие колеса будут скользить  по гладким рельсам, и поэтому  на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы дилижансов, которые боялись  конкуренции железных дорог, вели против них агитацию.

    Машинное  производство уже не требовало мастерства от рабочего. Работа приобретала характер простейших движений. С такой работой  могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту  гораздо дешевле. Поэтому теперь в промышленности стал широко применяться  женский и детский труд.

    Развитие  мирового капиталистического хозяйства  первые партии детей поступали из приютов и сиротских домов. Благотворители оптом сдавали детей на фабрику  за крупные суммы денег. В последствии, конкуренция дешевого женского и  детского труда, а также то обстоятельство, что работа при машине не требовала  прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы. В начале XIX в. на свой дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг. хлеба. На такие  деньги нельзя было прокормить семью. Поэтому значительная часть рабочих  оказалась на содержании церковных  приходов.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии