Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:58, контрольная работа
В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI В.Испанию, в XVII в. — Голландию, в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердержаву. Оставаясь небольшой страной, она стала центром огромной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос на английские промышленные товары.
Введение 3
1 Начало промышленного переворота в Англии 4
2 Сущность промышленного переворота 8
3 Анализ промышленного переворота в Англии 12
4 Последствия промышленного переворота 16
Заключение 20
Содержание
Введение 3
1 Начало промышленного переворота в Англии 4
2 Сущность промышленного переворота 8
3 Анализ промышленного переворота в Англии 12
4 Последствия промышленного переворота 16
Заключение 20
Список литературы 21
В конце XVII в. в Англии после революции, окончательно покончившей с феодализмом, установился буржуазно-демократический политический строй, продолжающий в основном существовать и в наше время. А сама Англия, победившая в борьбе за господство на морях в XVI В.Испанию, в XVII в. — Голландию, в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердержаву. Оставаясь небольшой страной, она стала центром огромной колониальной империи, куда входила почти вся Северная Америка, Индия и другие регионы. Это означало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос на английские промышленные товары.
Промышленный
переворот — это не только переворот в
технике, он сопровождается изменениями
и в общественных отношениях. Увеличивая
производительность труда, т.е. количество
продукции на занятого работника, машины
увеличивают величину лишь прибавочного
продукта, а необходимый продукт остается
прежним. Промышленный переворот завершает
формирование двух классов буржуазного
общества — буржуазии и рабочего класса.
Термин «промышленная революция» введен в науку Ф. Энгельсом. В его работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.) и в более поздних трудах основоположников марксизма-ленинизма вскрыто содержание промышленной революции как явления, имевшего место во всех странах при переходе капитализма из мануфактурной стадии в более высокую стадию — промышленного капитализма. Однако эти изменения коснулись не только производительных сил: они повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Замена мануфактуры фабрикой обусловила важнейшие сдвиги в соотношении общественных классов. «Переход от мануфактуры к фабрике, — пишет В.И.Ленин, — знаменует полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера, а за этим техническим переворотом неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства, окончательный раскол между различными группами участвующих в производстве лиц, полный разрыв с традицией, обострение и расширение всех мрачных сторон капитализма...». В. И. Ленин подчеркивает, что промышленная революция представляла собой «крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин»; именно это преобразование, говорил он, «принято называть в экономической науке industrial revolution (промышленная революция)».
В конце XVIII ст. в Англии началась промышленная революция (Промышленный переворот), то есть переход от мануфактурного производства к фабричному, от ручного труда к машинному. Предпосылки ее вызревали давно. Первой стала аграрная революция (аграрный переворот), которая началась в XVI в. Аграрная революция - это переход от натурального товарного производства в сельском хозяйстве, ликвидация мелких крестьянских хозяйств и сосредоточение земли в руках крупных землевладельцев, крупных арендаторов; введение наемного труда.
В Англии аграрная революция убрала форму ограждения, когда лендлорды забирали общественные земли с целью увеличения своих владений для разведения овец и этим разоряли крестьян. Последние, лишенные средств к существованию, превращались в дешевую наемную рабочую силу. Наиболее активно процесс раскрестьянивания проходил в XVIII века, когда парламент принял почти 1,5 тыс. законов, которые позволяли ограждения. В конце XVIII в. крестьянство в Англии исчезло.
Аграрная
революция обеспечила промышленность
дешевой рабочей силой и
Второй необходимой предпосылкой промышленной революции стали изменения в технике. Мануфактурное производство, которое базировалось на ручном труде и разделении на отдельные простые операции, натолкнуло рабочих и мастеров на мысль, что руку человека можно заменить устройством, машиной.
Важнейшим изобретением, который стал толчком к промышленному перевороту, было совершенствование ткацкого станка. Джон Кей, который работал ткачом, а впоследствии механиком, изобрел в 1733 году ткацкий челнок. Это позволило изготавливать ткань широкого размера, вдвое выросла производительность труда, то есть работу двух ткачей приступил один.
С ускорением производства тканей возникла проблема нехватки пряжи. Процесс прядения нуждался усовершенствования; технологический прорыв совершил ткач и плотник Джеймс Харгривс. Созданная им прялка "Дженни" представляла собой механизм, обеспечивающий одновременное вытягивание и скручивания нити. Производительность труда прядильщика возросла в 18-20 раз. В 1784 году Эдмунд Картрайт изобрел принципиально новый ткацкий станок, который повысил производительность в 40 раз.
Изобретение рабочего механизма, то есть той части машины, которая непосредственно обрабатывает сырье, заменяя руку человека, стало началом промышленной революции в Англии.
В 1771 г. предприниматель Ричард Аркрайт основал предприятие, где прядильные машины двигались с помощью водяного колеса. Это была уже не мануфактура, а первая в истории фабрика - промышленное предприятие, где основные операции осуществляет система машин. На фабрике Аркрайта было установлено несколько тысяч станков и работали 300 рабочих. Через 20 лет подобных фабрик в Англии насчитывалось 150. Впрочем, фабрики не могли вытеснить мануфактуры, поскольку были привязаны к удобным местам на реках. Потребовался универсальный двигатель. Таким двигателем стала паровая машина, созданная Джеймсом Уаттом. Паровик более чем на века стал основным двигателем.
Строительство
паровых машин и станков
Изобретение паровой машины сделало и совершенствования транспорта. Паровика было поставлено на колеса и после неудачных попыток перемещения мостовой пущено по железной рельсовой дороге. Первый удачный паровоз, двигавшийся со скоростью 10 км в час и имел 8 вагонов, создал в 1814 году инженер-самоучка Джордж Стефенсон. Массовое железнодорожное строительство началось в 20-х гг XIX в.
Американский механик Роберт Фултон установил паровую машину на судне; так появился пароход.
Развитие машиностроения, металлургии, угледобычи, транспорта стал основой осуществления индустриализации и формирование индустриального общества.
В
середине XVIII в. английский капитализм
вступил в новую стадию. Для перехода от
мануфактурной ступени развития капитализма
к фабричной существовали все необходимые
предпосылки: в результате огораживаний
произошло обезземеление крестьян; ремесленники,
не выдерживая конкуренции с мануфактурой,
разорялись и переходили на положение
наемных рабочих. Эти процессы привели
к созданию значительных кадров рабочих,
вынужденных продавать свою рабочую силу.
С другой стороны, в руках отдельных лиц
были накоплены крупные денежные богатства,
а ограбление колоний обеспечивало поступление
новых капиталов. «Сокровища, добытые
за пределами Европы посредством грабежа,
порабощения туземцев, убийств, притекали
в метрополию и тут превращались в капитал»,
— указывал Маркс. Эти капиталы и явились
важным источником индустриализации Англии,
именно они позволили Англии ранее других
стран совершить промышленную революцию.
Промышленный
переворот в Англии начался с
новой тогда отрасли
Как
известно, текстильное производство,
в том числе и
Плоды изобретений для изобретателей оказывались горькими. Так, Джону Кэю, изобретателю «летучего челнока», промышленники отказались платить, а ткачи-ремесленники, которые боялись из-за новшества потерять работу, разгромили его дом. Харгревсу, изобретателю прялки «Дженни», также пришлось спасаться бегством, его дом тоже был разгромлен.
С
изобретением прядильных и ткацких
станков переворот
Полностью
использовать преимущества машинного
производства оказалось возможным
только с появлением парового двигателя,
и поэтому изобретение парового
двигателя считается
История паровой машины лишний раз доказывает, что промышленный переворот не просто цепь изобретений. Русский механик Ползунов изобрел свою паровую машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о ней забыли, как забыли, очевидно, и о многих других «несвоевременных» изобретениях.
Нет
необходимости прослеживать промышленный
переворот во всех отраслях промышленности.
В металлургии, например, он отличался
значительными особенностями. Некоторые
процессы здесь были механизированы
и до промышленного переворота, а
другие и после переворота долго
оставались ручными. Промышленным переворотом
в таких производствах
Для английской металлургии это означало переход от древесного угля к каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не хватало, поэтому металлургия находилась в упадке, Англия была вынуждена ввозить металл из других стран.
В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а в 80-х годах другой английский металлург Корт способ переплавки этого чугуна на железо также на каменном угле (пудлингование). Поскольку каменного угля в Англии было достаточно, английская металлургия быстро вышла на первое место в мире.
Промышленная революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой другие изобретения. Переворот начался с легкой промышленности. Так, для изготовления массы машин для легкой промышленности, требовалось много металла, а это вызвало переворот в металлургии, спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручным трудом, и это вызвало переворот в машиностроении. Рождение машиностроительных заводов, но возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.
Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И только после этого в Англии стали строить пароходы.
В 1825 г., была пущена в ход первая железная дорога. Железные дороги не сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали из чугуна и они ломались под тяжелыми паровозами. Существовало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рельсам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию.
Машинное производство уже не требовало мастерства от рабочего. Работа приобретала характер простейших движений. С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту гораздо дешевле. Поэтому теперь в промышленности стал широко применяться женский и детский труд.
Развитие мирового капиталистического хозяйства первые партии детей поступали из приютов и сиротских домов. Благотворители оптом сдавали детей на фабрику за крупные суммы денег. В последствии, конкуренция дешевого женского и детского труда, а также то обстоятельство, что работа при машине не требовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы. В начале XIX в. на свой дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг. хлеба. На такие деньги нельзя было прокормить семью. Поэтому значительная часть рабочих оказалась на содержании церковных приходов.