Промежуточный минимум

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Анализ современного социально-экономического положения в России показывает, что проводимые реформы сопровождаются нарастанием неравенства по доходам среди различных групп населения и, как следствие, по уровню жизни. Конечной целью работы любого правительства на уровне региона и страны в целом является повышение уровня жизни граждан, для оценки которого необходимы специальные показатели. Эти критерии позволяют сравнивать фактически сложившийся уровень жизни с нормативными, с наиболее распространенными, с существовавшими в прошлые периоды показателями, с уровнем жизни населения других регионов и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 3
1.1 Понятие прожиточного минимума 3
1.2 Потребительская корзина 7
1.3 Состав, величина и метод расчета прожиточного минимума 9
Таблица 1,2 .Прожиточный минимум в целом по РФ 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В ПОЛИТИКЕ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 15
2.1 Соотношение прожиточного минимума и МРОТ 15
2.2. Использование прожиточного минимума в политике доходов и заработной платы. 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИТИКА ЗП..doc

— 839.50 Кб (Скачать)

     Величина  прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда  и минимального размера пенсии по старости, а также для определения  размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации (утверждены Минтруда России 10.11.92 г.).

     Набор продуктов питания рассчитан  на основе минимальных размеров потребления  Институтом питания Академии медицинских  наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем  народонаселения РАН и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной организации Здравоохранения.  

     В основу расчета набора положены:

  • нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации ФАО/ВОЗ/УООН 1985 г. о потребности человека в энергии и белке;
  • сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
  • данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот.

     Набор продуктов питания, т.н. минимальная  продовольственная "корзина", обеспечивает содержание по химическому составу  продуктов и их калорийности в  следующих пропорциях (в сутки). 
 
 
 

     Величина  прожиточного минимума представляет собой суммарную стоимостную оценку продуктового набора (минимальной продовольственной "корзины") и соответствующих ей по доле затрат стоимости непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов по следующей формуле: 

     Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti 

     Где, Сmini - величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения,

     Cfi - стоимостная оценка продуктового  набора (минимальной продовольственной  "корзины") i-ой половозрастной  группы населения. 

       

     Где, Qji -норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной группы населения,

     Pj -средняя цена j-го продукта питания,

     Сgi -стоимостная оценка потребления  непродовольственных товаров i-ой половозрастной группы населения,

     Сsi -стоимостная оценка расходов на платные услуги i-ой половозрастной группы населения,

     Сti -расходы на налоги i-ой половозрастной группы населения. 

     Сgi, si, ti = Cfi * (Kgi, si, ti : Kfi) 

     Где, Kfi, gi, si, ti - показатели структуры прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения;

     i - принимает значения от 1 до 5:

     при i = 1 - трудоспособное население, i = 2 - пенсионеры, i = 3 - дети в возрасте до 6 лет, i = 4 - дети в возрасте 7-15 лет, i = 5 - в среднем  по всем половозрастным группам;

     j - принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются для расчета прожиточного минимума.

     Расчет  прожиточного минимума позволяет, во-первых, оценивать уровень жизни населения  в настоящее время и в соответствии с этим разрабатывать и реализовывать  региональные адресные социальные программы, и, во-вторых, формировать бюджеты на всех уровнях с учетом реальных возможностей в оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам РФ.

     Итоги расчетов по прожиточному минимуму за 2009-2011 по Российской Федерации в  целом и Москве приведены в Таблицах 1, 2, где представлены показатели величин прожиточного минимума и ссылки на соответствующие документы – Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в городе Москве..

В результате пересмотра состава потребительской корзины  величина прожиточного минимума возросла на   26 % с 2009 по 2011 г.г. на душу населения . При этом для пенсионеров она  увеличилась на 25%, трудоспособного населения и детей - на на 26 %,

В Москве несколько  иные показатели: . увеличение величины прожиточного минимума на душу населения с 2009 по 2011 года возросла в среднем до 27 %

.

Таблица 1.Прожиточный минимум в целом  по РФ    

Квартал Нормативный акт Величина  прожиточного минимума, руб.
на  душу населения для 
трудоспособного 
населения
для 
пенсионеров
для 
детей
 
2011 год
II Постановление Правительства от 14 сентября 2011 г. N 772 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за II квартал 2011 г. 6505 7023 5141 6294
I Постановление Правительства РФ от 14 июня 2011 г. N 465 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за I кв. 2011 г. 6473 6986 5122 6265
 
2010 год
IV Постановление Правительства от 24 марта 2011 г. N 197 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам  населения в целом по РФ за IV квартал 2010 г. 5 902 6 367 4 683 5 709
III Постановление Правительства от 16 декабря 2010 г. N 1020 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за III квартал 2010 г. 5 707 6 159 4 532 5 510
II Постановление Правительства от 28 сентября 2010 г. N 763 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по РФ за II квартал 2010 г. 5 625 6 070 4 475 5 423
I Постановление Правительства от 15 июля 2010 г. N 529 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за I квартал 2010 г. 5 518 5 956 4 395 5 312
 
2009 год
IV Постановление Правительства от 21.04.2010 г. N 259 5144 5562 4091 4922
III Постановление Правительства от 20.02.2010 г. N 69 5198 5620 4134 4978
II Постановление Правительства от 14 ноября 2009 г. N 925 5187 5607 4129 4963
I Постановление Правительства от 19 августа 2009 г. N 666 5083 5497 4044 4857
 
 

Таблица 2 Прожиточный минимум по г. Москве 

Квартал Нормативный акт Величина  прожиточного минимума, руб.
в расчете на 
душу населения
для 
трудоспособного 
населения
для 
пенсионеров
для 
детей
 
2011 год
II Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. N 406-ПП об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2011 г. 9490 10737 6491 8180
I Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 280-ПП об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2011 г. 9449 10693 6457 8145
 
2010 год
IV Постановление Правительства Москвы от 1 марта 2011 г. N 50-ПП об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2010 г. 8656 9825 5860 7411
III Постановление Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1018-ПП об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2010 г. 8448 9608 5693 7180
II Постановление Правительства Москвы от 10.08.2010 N 682-ПП 
об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2010 г.
8424 9582 5677 7162
I Постановление Правительства Москвы от 11.05.2010 N 381-ПП 
об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2010 г.
8267 9414 5547 7006
 
2009 год
IV Постановление Правительства Москвы от 16.02.2010 N 133-ПП 7406 8398 5057 6036
III Постановление Правительства Москвы от 03.11.2009 N 1195-ПП 7493 8492 5124 6391
II Постановление Правительства Москвы от 18.08.2009 N 798-ПП 7506 8500 5136 6439
I Постановление Правительства Москвы от 19.05.2009 г. N 469-ПП 7386 8377 5030 6307

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В ПОЛИТИКЕ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

2.1 Соотношение прожиточного  минимума и МРОТ

 

     Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - законодательно установленный минимум, применяемый  для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда. МРОТ устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что "минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

На  федеральном уровне действуют ряд  нормативных актов, в той или  иной степени связанных с минимальным  размером оплаты труда и прожиточным  минимумом. Статьей 4  ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ(ред. от 24.07.2009) "О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 10.10.1997)

       предусмотрено, что величина прожиточного  минимума в целом по Российской  Федерации определяется правительством  РФ ежеквартально на основании  потребительской корзины и данных  федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

     Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.

     В июне 2008 г. президент России Дмитрий  Медведев подписал закон, согласно которому минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. будет повышен почти в два раза - с 2300 до 4330 рублей. Несмотря на то, что МРОТ существенно не дотягивает до прожиточного минимума, его повышение положительно скажется на жизни многих россиян. Уравнивание этих показателей, разница между которыми постепенно сокращается, правительство РФ считает одной из приоритетных макроэкономических задач.

Информация о работе Промежуточный минимум