Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:53, статья
Шаги подготовки бухгалтерской отчетности за 1 полугодие
Шаги подготовки бухгалтерской отчетности за 1 полугодие
Тимур Унароков, ведущий консультант BKR-Интерком-Аудит
Опубликовано в журнале "В курсе правового дела" №5, 2008
В течение 30 дней по окончании первого полугодия 2008 года организации обязаны предоставить квартальную отчетность. Такая отчетность в рамках Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» относится к промежуточной. Промежуточная и годовая отчетности имеют рад отличий, сводящихся к тому, что промежуточная отчетность составляется в упрощенном порядке. Однако это не означает, что процесс подготовки промежуточной отчетности менее важен и требует меньше внимания и трудозатрат. Выделим следующие основные различия годовой и промежуточной отчетности.
1. Сокращенный состав
промежуточной отчетности. Промежуточная
отчетность состоит из
2. Отсутствие реформации
баланса в промежуточной
3. Отсутствие обязательной
инвентаризации. Одним из обязательных
случаев проведения
В основном этапы составления
годовой и промежуточной
Соберите все данные из первичных документов. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются первичными документами. Первичные документы являются главным источником информации для бухгалтерской отчетности, поэтому основной задачей на начальном этапе подготовки отчетности является полный сбор всех первичных документов. На данном этапе возможны определенные действия, позволяющие сэкономить время и оптимизировать затраты по составлению отчетности. Не следует забывать, что подготовка отчетности – это лишь составление отчетных форм. Этот процесс не требует обязательного наличия оригиналов всех первичных документов – актов, накладных, счетов-фактур от контрагентов организации. Процесс получения этих документов можно перенести на поздние периоды. На данном этапе достаточно лишь заручится подтверждением ваших партнеров, о том, что они такой документ подписали или даже готовы подписать соответствующей датой. То в какой форме вам будет достаточно такого подтверждения – факс, электронная почта или устная беседа по телефону – зависит от экстренности ситуации и степени доверия контрагенту.
Используйте максимально
возможности своей
Как показывает практика применения
таких программ, достаточно часто
бухгалтеры не используют данную возможность
программ, ограничиваясь составлением
оборотно-сальдовых или
Правильно вносите исправления.
Изменения в бухгалтерской
Главное на что тут нужно
обратить внимание, это на то, каким
образом отражать такое исправление
на счетах учета. В соответствии с
Положениями по бухгалтерскому учету
«Доходы организации» и «Расходы
организации» к прочим доходам и
расходам организации относятся
прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная
в отчетном году. Это означает, что
если ошибочная операция в прошлых
периодах не привела к формированию
прибыли или убытка, то такие записи
сторнируются. В случае же когда
в результате неверной записи на счетах,
произошло искажение в
Подумайте о добровольной инвентаризации. Как уже было сказано выше, проведение обязательной инвентаризации связано, прежде всего, с годовой бухгалтерской отчетностью. Ежегодная инвентаризация является мощным инструментом, позволяющим контролировать имущество и обязательства организации, а также иметь достоверные и полные данные для составления отчетности. Однако обязанность ежегодной инвентаризации перед годовым отчетом не лишает организацию возможности проводить инвентаризацию в иные сроки. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, поэтому, никто не мешает назначить проведение внеочередной инвентаризации. В данном случае следует, конечно же, оценить целесообразность такой добровольной процедуры. Само по себе процедура инвентаризации может занимать достаточно много времени и ресурсов бухгалтерии, поэтому имеет смысл проводить ее в ситуации, когда в организации на каком-либо участке действительно происходят значительные потери из-за хищений или недостатков в организации системы учета.
Оцените резервы. Результатом
проведенной инвентаризации дебиторской
задолженности может быть, в том
числе, выявление сомнительной задолженности.
В случае если учетной политикой
организации предусмотрено
Кроме создания резерва по сомнительным долгам, организация может создавать иные резервы (на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и другие цели) однако на момент составления промежуточной отчетности в середине года организации следует проверить правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву и в случае необходимости в соответствии с правилами формирования резервов провести корректировку.
Переоцените в рубли активы
и обязательства, стоимость которых
выражена в иностранной валюте. Устойчивый
рост рубля на протяжении последнего
времени ведет к тому, что организации
все чаще отказываются от расчетов
в иностранной валюте или в
условных единицах. Однако такая форма
расчетов все еще остается достаточно
распространенной. Поэтому организации
следует отследить все свои договоры,
заключенные в иностранной
Кроме средств в расчетах пересчету подлежат денежные знаки в кассе организации, средства на банковских счетах (банковских вкладах), денежные и платежные документы, финансовые вложения, средства в расчетах, включая по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, вложения во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственные запасы, а также другие активы и обязательства организации, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах.
Своевременно подготовьте расчеты по налогам и налоговые декларации. Предоставление налоговой отчетности в виде декларации регулируются Налоговым кодексом РФ. Не случайно сроки уплаты и подачи деклараций по основным налогом для организации (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, зарплатные налоги) установлены раньше, чем срок предоставления бухгалтерской отчетности. Можно говорить о том, что исчисление данных налогов влияет на бухгалтерскую отчетность, а вот бухгалтерская отчетность не влияет на исчисление налогов. Поэтому основной задачей организации является как можно заранее правильно исчислить налоги, чтоб в бухгалтерской отчетности были достоверно отражены расчеты с бюджетом.
Отразите разницы в
бухгалтерском и налоговом
Отразите в бухгалтерской отчетности события, произошедшие после отчетной даты за время подготовки отчета. Обязанность организации отражать события после отчетной даты предусмотрена Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». В положении приведен перечень таких событий, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, результаты деятельности организации и на движение денежных средств. Данные события следует отражать в текущей бухгалтерской отчетности, если они произошли между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности. Обращаем внимание, что субъекты малого предпринимательства имеют право не применять последние упомянутые ПБУ и могут не отражать в своем учете расчеты по налогу на прибыль, а также условные факты хозяйственной деятельности.