Промежуточный минимум

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Анализ современного социально-экономического положения в России показывает, что проводимые реформы сопровождаются нарастанием неравенства по доходам среди различных групп населения и, как следствие, по уровню жизни. Конечной целью работы любого правительства на уровне региона и страны в целом является повышение уровня жизни граждан, для оценки которого необходимы специальные показатели. Эти критерии позволяют сравнивать фактически сложившийся уровень жизни с нормативными, с наиболее распространенными, с существовавшими в прошлые периоды показателями, с уровнем жизни населения других регионов и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 3
1.1 Понятие прожиточного минимума 3
1.2 Потребительская корзина 7
1.3 Состав, величина и метод расчета прожиточного минимума 9
Таблица 1,2 .Прожиточный минимум в целом по РФ 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В ПОЛИТИКЕ ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 15
2.1 Соотношение прожиточного минимума и МРОТ 15
2.2. Использование прожиточного минимума в политике доходов и заработной платы. 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИТИКА ЗП..doc

— 839.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Анализ  современного социально-экономического положения в России показывает, что  проводимые реформы сопровождаются нарастанием неравенства по доходам среди различных групп населения и, как следствие, по уровню жизни. Конечной целью работы любого правительства на уровне региона и страны в целом является повышение уровня жизни граждан, для оценки которого необходимы специальные показатели. Эти критерии позволяют сравнивать фактически сложившийся уровень жизни с нормативными, с наиболее распространенными, с существовавшими в прошлые периоды показателями, с уровнем жизни населения других регионов и т.д.

     Одним их важнейших показателей является прожиточный минимум. Проблемы, связанные с этим показателем, долгое время остаются актуальными, и до сих пор многие вопросы остаются нерешенными и требуют тщательного анализа. Прожиточный минимум - социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.

     Таким образом, целью данной работы является рассмотрение такой социально-экономической  категории как прожиточный минимум. В связи с поставленной целью, необходимо сформировать следующие задачи:

  • рассмотреть понятие ПМ и методику его расчета, структуру

     потребительской корзины;

  • проанализировать ПМ, рассмотрев вопросы соотношения ПМ и МРОТ;
  • выделить основные проблемы ПМ и предложить возможные пути решения.

 

ГЛАВА 1. ПРОЖИТОЧНЫЙ  МИНИМУМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие прожиточного  минимума

Прожиточному  минимуму посвящен отдельный Федеральный  закон N134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который  так и называется: "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 N 75-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

     Согласно  этому закону, под прожиточным  минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум (П.М.) официально обозначает границу бедности и на его основе, как правило, устанавливается минимальный размер оплаты труда и минимальный размер трудовой пенсии. Размер П.М. различается в зависимости от местных условий проживания (в частности, экономических возможностей, политической линии, национальных традиций, плотности населения, климата и т.д.). Величина прожиточного минимума (ВПМ) определяется по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, а также средняя - в расчете на душу населения. ВПМ устанавливается в целом по России - Правительством РФ, а в субъектах Российской Федерации - их органами исполнительной власти. Определяется она ежеквартально.

     Обычно  выделяют два вида П.М.: социальный и  жизненный. Жизненный минимум основан  на удовлетворении только главных физических потребностей и основных услуг. Социальный минимум содержит затраты на минимальные  духовные и социальные запросы, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей. Он представляет собой стоимостное выражение совокупности материальных благ и услуг, предназначенных для сохранения приемлемого уровня жизни. Назначение прожиточного минимума:

     1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

     2. Прожиточный минимум в субъектах  Российской Федерации предназначается  для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджетов субъектов РФ.

     Следует отметить, что прожиточный минимум в целом достаточно объективно отражает динамику цен и уровень благосостояния населения. В 2001 году доходы ниже прожиточного минимума имели 39,9 миллиона россиян. Это 27,6 процента населения. В том числе 12,7 миллиона (8,8 процента) имели доходы ниже стоимости минимального набора питания, по сути, жили впроголодь. Так вот, более-менее нормальная по российским меркам жизнь начинается при доходах в 2,5 раза выше величины прожиточного минимума. На современном рынке труда прожиточный минимум, сохранив свое значение, реально служит лишь нижней границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня четко оговаривается законодательством многих стран, прямо определяющим минимальный размер оплаты труда и его обязательность для всех работодателей.

     Прожиточный минимум – это экономическое  выражение права человека на жизнь. Государство, не гарантируя людям прожиточного минимума, отрицает его право на жизнь. Умрёшь, мне забот меньше. Хотя, если вы выживете, оно, конечно, не будет возражать – по крайней мере, публично. Таким образом, прожиточный минимум, с одной стороны, является минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе потребительских бюджетов), а с другой стороны, эффективным инструментом оценки уровня жизни населения.

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2011 N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г."  установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 1-й квартал 2011 года:

  на душу населения 6473 рубля,

для трудоспособного  населения - 6986 рублей,

пенсионеров - 5122 рублей,

детей - 6265 рублей.

Минздравсоцразвития предлагает во втором квартале 2011 года увеличить до 6,505 тысячи рублей прожиточный минимум на душу населения РФ, который в первом квартале составил 6,473 тысячи рублей, следует из проекта постановления правительства, размещенного на сайте министерства.

Прожиточный минимум для трудоспособного  населения предлагается повысить с 6,986 тысячи рублей до 7,023 тысячи, для пенсионеров - 5,122 тысячи рублей до 5,141 тысячи, для детей - с 6,265 тысячи рублей до 6,294 тысячи.

В первом квартале 2011 года стоимость продуктов  питания потребительской корзины  увеличилась на 10,6%, непродовольственных товаров и услуг - возросла на 3,5% и 11,0% соответственно.

В итоге был принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. N 772 г. Москва "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2011 г."

«В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить  величину прожиточного минимума  в целом по Российской Федерации  за II квартал 2011 г. 

на  душу населения 6505 рублей,

для трудоспособного  населения - 7023 рубля,

пенсионеров - 5141 рубль,

детей - 6294 рубля.

2. Федеральной службе государственной статистики обеспечить официальную публикацию сведений о величине прожиточного минимума, установленной настоящим постановлением».

На заседании  правительства Москвы был утвержден  прожиточный минимум москвича за второй квартал. Как сообщил глава департамента социальной защиты населения города Владимир Петросян, в среднем на душу населения он составил 9490 рублей, что на 35 рублей больше чем за этот же период прошлого года.  Для трудоспособного населения - 10637 рублей на человека, для пенсионеров - 6491, на ребенка - 8180.

Владимир  Петросян подчеркнул, что темпы роста  прожиточного минимума намного ниже, чем в 2008-м, 2009-м и 2010 годах. В то же время ни на минимальной зарплате, ни на размере пенсий это никак  не скажется, так как минимальный уровень оплаты труда по соглашению с профсоюзами установлен не ниже 11 тысяч рублей. Как и минимальная пенсия для горожан, которая по решению правительства Москвы не может быть так же ниже этой суммы.

Применяется же прожиточный минимум в Москве для расчета пособия при рождении ребенка и при постановке на учет для улучшения жилищных условий.

1.2 Потребительская  корзина

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 332-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах" принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года, вступил в силу 24 декабря 2010 г

Обзор документа:

«Установить потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации на 2011 - 2012 годы в составе и объемах, которые предусмотрены Федеральным законом от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"»

«Состав и объем потребительской корзины  в целом по России на 2011-2012 гг. остались прежними.

Напомним, что потребительская корзина  для основных социально-демографических  групп населения в целом по стране определяется не реже 1 раза в 5 лет. Применяемая сейчас действует  с 1 января 2005 г. 
В настоящее время трудоспособный гражданин, в частности, потребляет в год 107,6 кг картофеля, 97 кг овощей и бахчевых и 23 кг свежих фруктов; 133,7 кг, 37,2 кг и 16 кг хлебных, мясо- и рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов на услуги в месяц.»

     Росстат и иные исследовательские центры используют различные потребительские  корзины, отличающиеся от приведенной  выше, в частности, для расчета  индексов инфляции (индексов потребительских  цен). Индекс потребительских цен - характеризует  изменение за какой-то период стоимости потребительской корзины товаров и услуг, приобретаемых населением. Он представляет собой отношение стоимости потребительской корзины в текущий момент к ее стоимости выраженной в ценах базисного периода (как правило, в ценах предыдущего года или месяца) и не учитывает влияние изменения доходов населения, количества и структуры его потребления.

     Индекс  потребительских цен определяется по формуле: 

     ИПЦ = Ct / C * 100 % 

     Ct - Стоимость потребительской корзины  в текущий момент времени

     С - Стоимость такой же корзины в  базовый момент времени.

     В России Федеральная служба государственной  статистики публикует индексы потребительских  цен, которые характеризуют уровень  инфляции. В качестве базового периода  выступает предыдущий месяц или  декабрь предыдущего года. Качественное и количественное наполнение потребительской корзины не есть нечто застывшее. Для основных социально-демографических групп в целом по России она пересматривается не реже раза в пять лет.

1.3 Состав, величина и метод расчета прожиточного минимума

 

     Методика  содержит способы определения стоимости  составных частей прожиточного минимума и ее конечной величины. Основой  для вычисления величины прожиточного минимума является потребительская  корзина - перечень конкретных товаров  и услуг, а также нормы их потребления в натуральном выражении (кг, штук и т.д.). Величина прожиточного минимума рассчитывается для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры и дети. Для пенсионеров и детей она равна стоимости потребительской корзины. А для трудоспособного населения - сумме стоимости потребительской корзины и расходов на обязательные платежи и взносы. Величина в расчете на душу населения рассчитывается исходя из доли каждой категории населения в общей численности.

Информация о работе Промежуточный минимум