Прогноз экономических результатов деятельности акционерного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Управление хозяйствующими субъектами сейчас главным образом ориентировано на решение краткосрочных проблем – как заработать «большие» деньги, а не вложить их в будущее развитие предприятий. Многие предприятия напоминают временные структуры, не обладающие необходимым запасом организационной, интеллектуальной, экономической, производственной «прочности», позволяющей решать стратегические перспективы развития предприятия.

Содержание

Введение. О реформе экономики в РФ. 3
Часть 1. «О преимуществах и недостатках рыночной и плановой систем
управления организацией» 5
Часть 2.«Планирование деятельности и развития предприятия» 10
Часть 3. «Прогноз экономических результатов деятельности акционерного общества».
Исходные данные 17
Практическая часть. Расчет налогов, относимых на себестоимость и финансовые результаты предприятия. 20
Логистическая модель. 23
Список использованной литературы. 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ЭКОНОМИКЕ1.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Основные  отличия рыночной экономики от административно-плановой.

Рыночная экономика  изначально была ориентирована на платежеспособный спрос потребителей. Основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства и т.д. Появилась конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.

Социалистическая  административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, невысококачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

Фактически плановая экономика не столько ориентировалась  на рынок, сколько навязывала ему  продукты медленно обновляемых производств  и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.

Современная российская экономика накануне ее реформирования именовалась экономикой развитого социализма. Она формировалась многие десятки лет и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике.

1. В отличие  от рыночной экономики, где  предприятия создаются и находят  свое место на карте страны как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена после 30-х годов на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов.

Предприятия строились  очень крупными и, в силу этого, негибкими. Каждое предприятие обычно специализировалось на своих производственных функциях. Дублирования (и потенциальной конкуренции) допускалось очень мало.

В результате создалась сеть очень больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них оказались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары.

2. Если в одни  предприятия вкладывалось избыточно  много средств, другие из-за  дефицита капитальных вложений  едва развивались. В результате  накопилась достаточно высокая  доля откровенно устаревших предприятий  — малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо- и поселкообразующими, однако в условиях рынка они оказались лишними.

3. Очень многие  заводы строились как универсальные  производства для выпуска единичных  и малосерийных изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заводы, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляют из себя по сути большую хорошо оснащенную мастерскую, не способную, однако, производить прибыль. В условиях рынка такие предприятия также оказались неконкурентоспособными.

4. Социалистическая  экономика изобрела особые формы  предприятий, которые нигде в  мире не существовали, например, колхозы и совхозы, которые  заняли целые хозяйственные ниши. 

Однако реальная перестройка сельского хозяйства на фермерский способ производства потребует таких гигантских усилий и вложений, которые в сегодняшних условиях государство не готово даже осмыслить.

5. Социалистическая  экономика всегда отличалась  высоким уровнем милитаризации, большим количеством оборонных и работающих на оборонные нужды предприятий, где производство гражданской продукции, так называемых товаров народного потребления, составляло очень небольшой удельный вес.

Снижение государственного оборонного заказа поставило такие предприятия в очень сложное положение.

Социалистическая  административно-плановая экономика  выработала такую экономическую  среду и менталитет, последствия  которых еще долгие годы будут  проявлять себя в экономических  решениях управляющих.

В 1930—1950 гг. вообще не существовало понятия прибыли. Доходы предприятий изымались в полном объеме, еще в момент отгрузки предприятиями продукции. На верхних уровнях управления народным хозяйством эти доходы складывались и перераспределялись. Частично они возвращались на предприятия, но не как заработанное, а как полученное.

Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до суммы  командировочных расходов, т.е. фактически были поставлены в условия жесткой  сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибыльностью предприятия.

Соответственно  развился менталитет, ориентированный:

  • исполнять планы и сметы, но необученный навыкам управления финансами;
  • при любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;
  • тратить заработанное и полученное на то, что раньше особо не допускалось или сдерживалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши — иномарки, стильную мебель, на загранкомандировки и т.п.). Иными словами, многолетние сдерживание и вынужденный аскетизм подспудно породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису  и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.

Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал  краткосрочный период первоначального  становления частных коммерческих структур. Доходы очень многих из них  основывались на ценовых ножницах между установленными государственными ценами на продукцию и фактическими рыночными.

Рыночные цены стали ориентиром для предприятий  в условиях отмены государственного регулирования цен в 1992 г. По отдельным видам продукции цены превысили мировой уровень. Это породило затоваривание либо отгрузку товаров без предоплаты с высоким риском, что они не будут вовремя оплачены. Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуется средств даже на оплату труда. Фактически при господстве монополий — предприятий-гигантов, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства. Это привело к резкому росту цен и одновременному снижению объемов производства, начиная с января 1992 г. Спад промышленного производства к середине 1994 г. приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности имела место впервые с начала экономических реформ.

Рост цен и  спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей и, прежде всего, между предприятиями. Однако, анализ объективных причин неплатежей не объяснял их столь высокого уровня. В этой связи несомненный интерес представляет анализ причин возникновения и развития неплатежей, проведенный сотрудниками Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ совместно с рядом ведомств и, в том числе, силовых структур на 94 крупнейших предприятиях нефтедобычи, нефтепереработки и торговли нефтепродуктами.

Предприятия анализировались  по состоянию на 01.07.94 г. Суммарный  объем оборотных фондов обследованного комплекса предприятий составил 16,9 трлн. руб. По масштабам это сопоставимо  с 60% доходов федерального бюджета  России за первое полугодие 1994г.

Обследованный комплекс предприятий в отличие  от других отраслей имел устойчивый сбыт продукции, был высокорентабелен, работал  достаточно стабильно и практически  в непрерывном режиме, обеспечивая  наивысший уровень оплаты труда  среди отраслей. Однако подавляющее большинство предприятий комплекса по своему финансовому состоянию было абсолютно неплатежеспособно.

Основная причина  неплатежеспособности определялась составом оборотных средств, где абсолютно  преобладал заемный капитал. Из-за этого  предприятия регулярно оказывались перед выбором:

  • или расплачиваться своевременно по взятым обязательствам, но тогда ничего не оставалось на деятельность;
  • или продолжать деятельность, но тогда оплата по обязательствам оттягивалась на месяцы и годы.

Отрасль в самой малой степени пользовалась банковским кредитом и своей внешне благополучной деятельностью угнетала деятельность других предприятий (которые отдавали ей ресурсы), а также блокировала расходы бюджета и внебюджетных фондов.

Были обнаружены многочисленные и разнообразные злоупотребления капиталом предприятий со стороны управляющих. Основная черта найденных злоупотреблении — в характерной тенденции не накапливать капитал, заставляя его работать лучше, а наоборот, безвозвратно его тратить либо перемещать в другие структуры.

 
 

Часть 2.

«Планирование деятельности и развития предприятия» 

                                              Сущность планирования. 

   В планирование входят:

  1. разработка плановых заданий для всех подразделений предприятий (объём продаж);
  2. определение материально-трудовых и финансовых ресурсов;
  3. планирование организационно-технических мероприятий;
  4. обеспечение выполнения плановых заданий всеми подразделениями предприятия.

Планирование — основная функция менеджмента. В частности, стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия всех управленческих решений. На этом этапе вырабатывается общая стратегия развития предприятия. Реализация этой общей стратегии осуществляется посредством планирования. 

  Планирование  — это система управления производством, обеспечивающая его динамичное и пропорциональное развитие, а также выявление и эффективное использование резервов производства. 

  Планирование  находит своё выражение в составлении планов. Свойства планов:

  • Преемственность (взаимосвязь планов разного уровня)
  • Непрерывность (взаимосвязь планов различного назначения)
  • Стабильность (отсутствие пересмотров планов в конкретном, относительно коротком промежутке времени).
 

  Виды планов. 

  Планы делятся на:

  1. долгосрочные (прогнозы);
  2. перспективные: определяют стратегические задачи развития предприятия (на длительный период времени);
  3. текущие (годовые): составляются с учётом перспектив развития предприятия и конкретизируют задачи функционирования предприятия в зависимости от внешних факторов в конкретном временном отрезке;
  4. оперативные (квартальные, месячные) — это планы повсеместного руководства производства.

  К каждому плану предъявляются  требования технико-экономического обоснования, то есть единства техники и экономики.

  Планы, как правило, составляются в два  этапа:

  1. Предварительный этап (проект плана): на основе ожидаемого выполнения плана за предыдущий период и внешних факторов, определяющих деятельность предприятия в конкретной временной ситуации.
  2. Окончательный: после внесения всех уточнений и дополнений в разработанный проект.

  В настоящее время отсутствует  этап утверждения плана какими бы то ни было вышестоящими организациями  и органами.

  В основе производственного плана  были раньше конкретные цифры. Сейчас планирование — прерогатива самого предприятия.

  Окончательный вариант плана доводится до конкретных исполнителей.

  Плановое  задание является программой того или  иного подразделения предприятия.

  Общее руководство плановой работы осуществляет руководитель предприятия. Методическое же руководство осуществляют руководители экономических служб. 

Информация о работе Прогноз экономических результатов деятельности акционерного общества