Проблемы управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

В современном мире политика управления государственным долгом является одной из самых значимых, как и во внешней, так и во внутренней экономике страны. Проблема управления государственным долгом находится в центре экономических проблем и часто влечет за собой появления других проблем, касающихся государственного долга.
Цель данной работы – выявить основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации и сформулировать рекомендации для оптимального устранения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ 4
Содержание и основные формы государственного долга 4
Роль государственного долга в рыночной экономике 9
Методы и формы управления государственным долгом 12
ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг. 18
2.1. Динамика внутреннего и внешнего долга РФ за 200-2010гг. 18
2.2. Оценка основных проблем управления государственным внешним и внутренним долгом РФ 26
2.3. Рекомендации по оптимизации структуры внешнего и внутреннего долга РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧЪ.doc

— 418.11 Кб (Скачать)

Ввиду краткосрочности долговой политики государства и ее ориентирование только на позитивные долгосрочные показатели, должны быть разработаны концепции  целенаправленной долговой политики, основанной на долгосрочной стратегии.

Важное значение для снятия напряженности на долговом рынке может иметь использование части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Для замены иностранных кредитов средствами этих фондов целесообразно использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации помещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В случае угрозы у данных корпораций дефолтов часть облигаций может быть конвертирована в акции. Эти акции могут быть проданы государством на рынке, а полученные от продажи деньги должны поступить в фонды-кредиторы.

Необходимо также продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств  Резервного фонда. В период кризиса  для этого нужно досрочно (до погашения) скупать на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только увеличить  объем погашения внешнего государственного долга, но и стабилизировать рынок  российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок.

Таким образом, долговая политика нуждается в основательном обновление рычагов управления; пересмотре  внутренней сферы долгового заимствования, за счет облигаций, и внешней, за счет нововведенных еврооблигаций; реконструктизации  органов, ответственных за управление государственным долгом; и использование  не только международных резервов для  снятия напряженности на долговом рынке, но и части средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния; также она нуждается в реализации давнего проекта создания долгового агентства для мониторинга корпоративной задолжности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим  выводам.

Государственный долг –  общий размер задолжности правительства  владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных  дефицитов.

Следуя Бюджетному кодексу  РФ, под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Классификацию государственного дога экономический признак тип  заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок  заимствований, тип кредитов, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

Основополагающим для  всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг. Внутреннего долга - обязательства органов государственного управления, выраженные, как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешний долг - государственная задолженность перед нерезидентами.

В Бюджетном кодексе  РФ также даны конкретные определения внешнего и внутреннего государственного долга: под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте; внутренний долг представляет собой задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ.

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на: государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Государственный долг субъекта РФ - совокупность его долговых обязательств. Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней.

К внутреннему и внешнему долгу относится один и тот  же перечень видов долговых обязательств: долгосрочные облигации, краткосрочные  облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям.

В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный, основной и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий государственный долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Основной - это вся сумма задолжности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Немалое значение имеет валюта заимствования, при рассмотрении классификаций  государственного долга. Величина государственного долга в национальной части внешней  задолженности зависит от динамики обменного курса.

Государственный долг имеет  достаточно обширный свод вариантов  погашения (пролонгации и реструктуризации долговых обязательств, договоры о  предоставлении государственных гарантий, государственные ценные бумаг и  др.).

Формирование государственного долга изначально связан с создания антиинфляционного механизма экономического роста.

Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для стабильности экономики  государства в целом, особенно для  устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценкой считается  соотношение этих двух показателей  как 0,6:1.

Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке.

Государственный долг является одновременно и рычагом и объектом управления. В качестве рычага государственный  долг обеспечивает исполнительным и  законодательным органам власти значительное влияние на финансовую политику государства и являет собой  механизм построения конкретных государственных  займов.

Как любое сложное общественное явление государственный долг может  оказывать как позитивное, так  и негативное влияние на экономическую  ситуацию в стране.

Рассматривая долговую политику и ее последствия в период 2008-2010гг., мы отметили ее неоднозначность  и  разобщенность. Управление механизмами  долговой политики в этот период было осложнено мировым, а вследствие, и российским кризисом. Это, отчасти, произошло из-за глобализации мира. Кризис выявил несостоятельность и неэффективность российской экономической политики, позволяя делать выводы об огромной зависимости бюджета РФ от внешних факторов, основным из которых является курс нефти на мировом рынке. А основой, послужившей для подведения подобных итогов, стал факт оттока нерезидентов с долговых рынков РФ, пик которого произошел на рубеже 2008-2009гг. Именно тогда были задействованы механизмы долговой политики, задачей которой стало предотвращение потери кредиторов и минимизация внутренних и внешних заимствований страны. Другими словами впервые за 10 лет в долговую политику РФ были вновь введены еврооблигации, предполагающие более гибкие условия кредитования.

Стоит отметить, что положение  внутреннего государственного долга  так же ухудшилось. Ориентир долговой политики до кризиса был направлен  на постепенно замещение внешних  заимствований внутренними, но приоритеты в 2009г. резко изменились. В качестве примера эффективности докризисной долговой политики, мы привели примеры долговую политику Японии, чье соотношение государственного долга к ВВП достигло катастрофических 200%.

Проанализировав проблемы внешнего долга РФ, можно утверждать, что  в стране отсутствует концепция  долговой политики. В доказательство этого предположения можно привести следующие аргументы. Имея длительное устойчивое положительное сальдо счета  текущих операций, т.е источник валютных ресурсов, в течение последних лет осуществлялись масштабные корпоративные заимствования за рубежом. Вместо использования собственных и заемных ресурсов на модернизацию производственной базы РФ активно инвестировала их в зарубежные компании, в том числе в оффшорные зоны (40% долгосрочных инвестиций). Сокращение государственного внешнего долга, сопровождается масштабным ростом задолжности частного сектора, в том числе компаний с государственным участием. В РФ было достаточно ресурсов благодаря накопленному положительному сальдо счета текущих операций, которые превышали внешний долг страны. Однако эти средства концентрируются в экспортно ориентированном секторе и в основном вывозятся на зарубежные рынки, размещаются на текущих счетах и краткосрочных депозитах, в инвестиции.

В перспективе следует  учитывать, что расширение внешнего государственного долга, что активно  поддерживается с 2009г. долговой политикой государства, в условиях высокого внешнего долга может вести к увеличению рисков для экономики РФ.

Положение настоящей посткрисизной  экономики страны свидетельствует  о необходимости оптимизации  долговой политики, с целью комплексного решения проблем дефицита государственного бюджета РФ и других актуальных задач. Такие комплексные подходы позволили  бы успешно сочетать как инструменты  долговой политики, так и другие механизмы с целью снижения остроты  ряда проблем и восстановление экономического роста. Это также способствовала бы поиску путей преодоления растущей зависимости российской экономики  от иностранных кредитных ресурсов и более эффективного ее включения  в глобальные процессы.

Таким образом, долговая политика нуждается в основательном обновление рычагов управления; пересмотре  внутренней сферы долгового заимствования, за счет облигаций, и внешней, за счет нововведенных еврооблигаций; реконструктизации  органов, ответственных за управление государственным долгом; также она  нуждается в реализации давнего проекта создания долгового агентства для мониторинга корпоративной задолжности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 29.12.1998 года №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».
  3. Закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»: федеральный закон от декабря 2009г. ( www.minfin.ru/ru/ budget /federal_budget.).
  4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 248 с.
  5. Булатов А.С. Экономика : Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп./ А.С. Булатов. – М.: Юристъ, 2002.- 896с.
  6. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебное пособие, 6-е изд., стереотип / А.В. Сидорович. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
  7. Диденко Н.И. Международная экономика: Учебное пособие / Н.И.Диденко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 784 с.
  8. Галаева Е.В., Корсакова А.А. и др. Макроэкономика: Учебное пособие. – МФПА, – М. – 2003 – 267с.
  9. Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  10. Ворожцов П. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. – 2005 – № 18.
  11. Красавина Л.Н. Долговая политика: Мировой опыт и российская практика // Деньги и кредит. – 2010. – №8. – С.62-71.
  12. Тютюнник А.В. Причины кризиса и сценарии выхода из него // Деньги и кредит. – 2009. – №10. – С.31.
  13. Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. – 2011. – №3. – С.4.
  14. Хейфец Б.А. Долговая политика России: антикризисный новации // Банковское дело. – 2010. – №1. – С.55.
  15. Кислякова Е.Ю., Кармазина А.С. Российский рынок облигаций: испытание кризисом // Банковское дело. – 2010. – №1. – С.40.
  16. Аналитические отчеты: Долговые рынки сегодня // Тройка Диалог. М. – 2009. – № 8. – 25с.
  17. Шенаев В.Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и Банки. – 2005. – № 26 – С.3.
  18. Беляков А.А., Плисецкий Д.Е. Модернизация российской экономики: с чего начать? // Бизнес и Банки. – 2010. – №15– С.6.
  19. Шабалин А.О. Долговая политика России и тенденции формирования корпоративного долга // Бизнес и Банки. – 2010. – №13– С.10.
  20. Официальный сайт журнала «Финанс» // www.finansmag.ru
  21. Официальный сайт Института комплексных стратегических исследований // www.icss.ac.ru.
  22. Официальный сайт Росстата // www.gks.ru.
  23. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // www.cbr.ru.
  24. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации // www.minfin.ru.

 

 


Информация о работе Проблемы управления государственным долгом