Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа
В современном мире политика управления государственным долгом является одной из самых значимых, как и во внешней, так и во внутренней экономике страны. Проблема управления государственным долгом находится в центре экономических проблем и часто влечет за собой появления других проблем, касающихся государственного долга.
Цель данной работы – выявить основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации и сформулировать рекомендации для оптимального устранения данных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ 4
Содержание и основные формы государственного долга 4
Роль государственного долга в рыночной экономике 9
Методы и формы управления государственным долгом 12
ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг. 18
2.1. Динамика внутреннего и внешнего долга РФ за 200-2010гг. 18
2.2. Оценка основных проблем управления государственным внешним и внутренним долгом РФ 26
2.3. Рекомендации по оптимизации структуры внешнего и внутреннего долга РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Результативность долговой политики во многом определяются условиям и порядком осуществления новых заимствований. Значение имеет практически все – номинальная стоимость и валюта облигаций, схема их первичного размещения и порядок вторичного обращения, частота и процедура выплаты доходов, условия погашения облигаций и многие другие обстоятельства.
При разумной организации
функционирования отношений по формированию
и обслуживанию государственного долга
исполнительная власть может эффективно
распределять налоговое бремя во
времени между поколениями
Подводя итоги, мы можем заключить, что эффективность управления государственным долгом подразумевает степень достижения оптимальности основных параметров долга (величина, структура, стоимость его обслуживания и т.д.), способность органов власти удерживать их на соответствующем уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.
ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг.
2.1.Динамика внутреннего и внешнего долга РФ за 2008-2010
Размер государственного
долга в абсолютном выражении
не дает полного представления о
состоянии экономики и
Таблица 2.1 - Внешний государственный долг РФ (млрд. долл.)
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 | |
Внешний долг РФ |
463,915 |
480,541 |
467,245 |
Источник: [23]
Для начала рассмотрим внешний государственный долг РФ. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджетному плану на период 2008 —2010 гг., государственный долг должен был находиться в размере 2,5 % от ВВП. Однако, вследствие падения цен на нефть, бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планировалось покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на 60 млрд. долларов.
Источниками внешнего долга
РФ на современном этапе развития
государственной экономики
Структура государственного внешнего долга РФ в период 2008 - 2010 гг. отраженна в Таблица 2.2. В соответствие с 6 статьей Бюджетного кодекса РФ, внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, поэтому оценка внешнего долга представлена в долларах и евро, при соотношении доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.
Таблица 2.2 – Структура государственного внешнего долга РФ в период 2008-2010гг.
Наименование |
млрд. долларов США |
млрд. евро | ||||
Государственный внешний
долг РФ (включая обязательства |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
44.9 |
40.6 |
37.6 |
30.7 |
28.8 |
26.2 | |
Задолжность странам – участницам Парижского клуба |
1.8 |
1.4 |
1.0 |
1.0 |
0.7 | |
Задолжность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
2.2 |
1.9 |
1.8 |
1.4 |
1.3 | |
Задолжность бывшим странам СЭВ |
1.5 |
1.4 |
1.3 |
1.0 |
0.9 | |
Коммерческая задолжность бывшего СССР |
0.7 |
1.2 |
0.8 |
0.9 |
0.6 | |
Задолжность перед международными финансовыми организациями |
5.0 |
4.6 |
3.8 |
3.2 |
2.6 | |
Еврооблигационные займы |
28.6 |
27.7 |
26.2 |
19.6 |
18.2 | |
ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
4.5 |
1.8 |
1.8 |
1.3 |
1.2 | |
Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте |
0.6 |
0.6 |
0.9 |
0.4 |
0.6 |
Источник: [23]
Исходя из анализа данных, представленных в таблице, отражающих структуру государственного внешнего долга РФ в период с 2008 - 2010 гг., автор может сделать вывод, что объем государственного долга уменьшается за анализируемый период, практически, по всем видам задолжностей, за исключением только Коммерческой задолжности бывшего СССР и предоставления гарантий РФ в иностранной валюте. После преодоления кризисного рубежа 2008-2009 годов, за счет эмиссии государственного долга, происходит стабилизация экономической ситуации. В 2009 г., впервые за 11 лет, прекратилось снижение внешнего государственного долга и начался его рост. В течение года он поднялся, буквально, в два раза. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно. Задолженность же органов денежно-кредитного регулирования в 2009 г. возросла с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. долл. Убедимся в этом на примере графика:
Рисунок 2.1 - Динамика внешнего государственного долга РФ в 2009 г. (млрд. долл.).
Из-за мощной экспансии государственного долга наиболее экономически развитыми странами, рубеж 2008-2009 гг. был очень тяжелым. В этот период наблюдался большой отток капитала из РФ в западные страны, что и является причиной повышения государственного внешнего долга. В связи с оттоком капитала были почти остановлены внутренние заимствования государства. Подобная ситуация вызвала неблагоприятные социальные последствия такие, как безработица.
Стоит заметить, что во многом
долговая политика РФ, зависит от конъектуры
цен на мировом рынке на нефть
и нефтепродукты. Цель достижения сбалансированности
положения внутреннего и
На рост расходов федерального
бюджета по отношению к ВВП, по
сравнению с предыдущим годом, а
также на снижение профицита федерального
бюджета, по сравнению с величиной,
предусмотренной федеральным
В 2009 г. уровень доходов
к ВВП составил 18,8% и снизился
по сравнению с 2008 г. на 3,6 процентного
пункта, что в основном явилось
результатом изменения
На рост расходов федерального бюджета по отношению к ВВП повлияли проводимая государственная политика, направленная на поддержание внутреннего спроса, и осуществление дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации. Общий объем таких расходов составил около 700 млрд. рублей.
Основным направлением долговой
политики России до кризиса предполагали
замещение государственных
Рисунок 2.2 – Обслуживание и погашение государственного долга в 2008-2010гг. (трлн. руб.).
Быстрый рост государственного долга приведет к резкому росту затрат на его обслуживание и погашение.
Вопреки тому, что государственный долг РФ не имел тенденции к снижению в 2010г., этот год стал переходным от кризисного времени к нормальному развитию (по оценке Росстата, ВВП РФ в 2010г. вырос на 4%). В 2010 г. произошел бурный рост фондовых рынков, понижение процентных ставок, оживление рынков капитала, но, несмотря на это, по мнению некоторых специалистов, экономику РФ ожидает очередной кризис.
РФ в 2010г. осуществляет внешние заимствования объемом около 1,3% ВВП (Россия разместила первые за более чем 10 лет выпуск еврооблигаций). Это вероятно связано с отсутствием возможности привлечения средств на внутреннем рынке и их относительно высокой стоимостью.
После оценки внешнего долга РФ в период 2008-2010гг. перейдем к анализу внутреннего государственного долга страны за этот же период. Внутреннее заимствование осуществляется в виде:
Рисунок 2.3 - Динамика внутреннего государственного долга РФ в период 2008-2010гг. (в млрд. руб.).
Кризис рубежа 2008-2009гг. привел к росту затрат на обслуживание внутреннего государственного долга. В связи с тем, что доходность ОФЗ (облигаций федеральных займов) возросла с 5,25% в 2008 г. до 14,09% в 2009 г., заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. Поэтому в 2008г. ситуация на внутреннем рынке государственных облигаций стала резко ухудшаться. В значительной степени это было вызвано оттоком средств нерезидентов с российского рыка. Из-за дефолтов доверие государственным облигациям было подорвано, и их роль, как залогового инструмента, резко упала.
Таблица 2.3 - Объем государственного внутреннего долга РФ (в млрд. долл.).
По состоянию на |
всего |
В том числе государственные гарантии РФ в валюте РФ |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
Информация о работе Проблемы управления государственным долгом