Проблемы управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

В современном мире политика управления государственным долгом является одной из самых значимых, как и во внешней, так и во внутренней экономике страны. Проблема управления государственным долгом находится в центре экономических проблем и часто влечет за собой появления других проблем, касающихся государственного долга.
Цель данной работы – выявить основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации и сформулировать рекомендации для оптимального устранения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ 4
Содержание и основные формы государственного долга 4
Роль государственного долга в рыночной экономике 9
Методы и формы управления государственным долгом 12
ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг. 18
2.1. Динамика внутреннего и внешнего долга РФ за 200-2010гг. 18
2.2. Оценка основных проблем управления государственным внешним и внутренним долгом РФ 26
2.3. Рекомендации по оптимизации структуры внешнего и внутреннего долга РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧЪ.doc

— 418.11 Кб (Скачать)

Результативность долговой политики во многом определяются условиям и порядком осуществления новых  заимствований. Значение имеет практически  все – номинальная стоимость  и валюта облигаций, схема их первичного размещения и порядок вторичного обращения, частота и процедура выплаты доходов, условия погашения облигаций и многие другие обстоятельства.

При разумной организации  функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга  исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения  страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании, за счет заимствованных средств, строительства объектов долгосрочного характера. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно, а на несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягивается во времени.

Подводя итоги, мы можем заключить, что эффективность управления государственным долгом подразумевает степень достижения оптимальности основных параметров долга (величина, структура, стоимость его обслуживания и т.д.), способность органов власти удерживать их на соответствующем уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.

 

 

ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг.

2.1.Динамика внутреннего  и внешнего долга РФ за 2008-2010

 

Размер государственного долга в абсолютном выражении  не дает полного представления о  состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению  и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая  практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев  оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает  страна должник, т. е. размер и темпы  роста ВВП в сопоставлении  с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать  национальное производство на экспорт  в целях получения иностранной  валюты и обеспечения способности  погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено  направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный  внешний долг превышает объем  средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может  направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация долгового навеса. Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято  считать превышение объемом долга 60% объема ВВП (при условии, конечно, что не станет стабильным повышение  мировых цен на топливо и сырье, что позволило бы значительно  уменьшить размеры заимствований  или отказаться от них совсем). Это  ограничение было установлено Маастрихтским  соглашением. Известно, что к 2008 году объем государственного долга РФ, его удельный вес в объеме ВВП, значительно снизился и уже составлял 7,12%. За последние года объем государственного долга РФ, начиная с 2009г., стал постепенно расти и, по прогнозам финансовых исследователей, к 2021г. превысит  60% объема ВВП.

Таблица 2.1 - Внешний государственный долг РФ (млрд. долл.)

 

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

          Внешний долг РФ

463,915

480,541

467,245


 Источник: [23]

Для начала рассмотрим внешний  государственный долг РФ. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджетному плану на период 2008 —2010 гг., государственный долг должен был находиться в размере 2,5 % от ВВП. Однако, вследствие падения цен на нефть, бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планировалось покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на 60 млрд. долларов.

Источниками внешнего долга  РФ на современном этапе развития государственной экономики являются:

  • органы государственного управления (федеральные органы управления);
  • новый российский долг (кредиты международных финансовых организаций, МБРР, прочие, прочие кредиты, ценные бумаги в иностранной валюте, еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения, еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолжности перед Лондонским клубом кредиторов, ОВГВЗ- VII транш, ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ));
  • долг бывшего СССР (кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов, задолжность перед бывшими социалистическими странами, задолжность перед прочими официальными кредиторами, ОВГВЗ-III, IV, V транш, Субъекты РФ, кредиты, ценные бумаги в российских рублях);
  • органы денежно-кредитного регулирования (кредиты, наличная национальная валюта и депозиты);
  • банки;
  • прочие секторы (долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, кредиты, долговые ценные бумаги, задолжность по финансовому лизингу).

Структура государственного внешнего долга РФ в период 2008 - 2010 гг. отраженна в Таблица 2.2. В соответствие с 6 статьей Бюджетного кодекса РФ, внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, поэтому оценка внешнего долга представлена в долларах и евро, при соотношении доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.

Таблица 2.2 – Структура государственного внешнего долга РФ в период 2008-2010гг.

Наименование

млрд.

долларов США

млрд.

евро

Государственный внешний  долг РФ (включая обязательства бывшего  союза ССР, принятые РФ)

2008г.

2009г.

2010г.

2008г.

2009г.

2010г.

44.9

40.6

37.6

30.7

28.8

26.2

Задолжность странам –  участницам Парижского клуба

1.8

1.4

1.0

 

1.0

0.7

Задолжность странам, не вошедшим в Парижский клуб

2.2

1.9

1.8

 

1.4

1.3

Задолжность бывшим странам СЭВ

1.5

1.4

1.3

 

1.0

0.9

Коммерческая задолжность бывшего СССР

0.7

1.2

0.8

 

0.9

0.6

Задолжность перед международными финансовыми организациями

5.0

4.6

3.8

 

3.2

2.6

Еврооблигационные займы

28.6

27.7

26.2

 

19.6

18.2

ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

4.5

1.8

1.8

 

1.3

1.2

Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте

0.6

0.6

0.9

 

0.4

0.6





 Источник: [23]

Исходя из анализа данных, представленных  в таблице, отражающих структуру государственного внешнего долга РФ в период с 2008 - 2010 гг., автор может сделать вывод, что объем государственного долга уменьшается за анализируемый период, практически, по всем видам задолжностей, за исключением только Коммерческой задолжности бывшего СССР и предоставления гарантий РФ в иностранной валюте. После преодоления кризисного рубежа 2008-2009 годов, за счет эмиссии государственного долга, происходит стабилизация экономической ситуации. В 2009 г., впервые за 11 лет, прекратилось снижение внешнего государственного долга и начался его рост. В течение года он поднялся, буквально, в два раза. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно. Задолженность же органов денежно-кредитного регулирования в  2009 г. возросла с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. долл.  Убедимся в этом на примере графика:

Рисунок 2.1 - Динамика внешнего государственного долга РФ в 2009 г. (млрд. долл.).

Из-за мощной экспансии государственного долга наиболее экономически развитыми  странами, рубеж 2008-2009 гг. был очень  тяжелым. В этот период наблюдался большой  отток капитала из РФ в западные страны, что и является причиной повышения государственного внешнего долга. В связи с оттоком капитала были почти остановлены внутренние заимствования государства. Подобная ситуация вызвала неблагоприятные  социальные последствия такие, как  безработица.

Стоит заметить, что во многом долговая политика РФ, зависит от конъектуры цен на мировом рынке на нефть  и нефтепродукты. Цель достижения сбалансированности положения внутреннего и внешнего государственного долга, поставленная Министерством финансов РФ и ЦБРФ (Центральный Банк РФ) в 2008 г. не была достигнута из-за замедления темпов роста ВВП и необходимости проведения дополнительных мер, в целях стабилизации финансовой системы.

На рост расходов федерального бюджета по отношению к ВВП, по сравнению с предыдущим годом, а  также на снижение профицита федерального бюджета, по сравнению с величиной, предусмотренной федеральным законом, повлияла необходимость осуществлять мероприятия по поддержке отраслей экономики и финансовой системы  Российской Федерации. Для этого  были задействованы долговые механизмы  государства. То есть, создавались новые  государственные займы.

В 2009 г. уровень доходов  к ВВП составил 18,8% и снизился по сравнению с 2008 г. на 3,6 процентного  пункта, что в основном явилось  результатом изменения налогового законодательства РФ и снижения по сравнению с 2008 годом цен на нефть.

На рост расходов федерального бюджета по отношению к ВВП  повлияли проводимая государственная  политика, направленная на поддержание  внутреннего спроса, и осуществление  дополнительных мер по поддержке  финансовой системы Российской Федерации. Общий объем таких расходов составил около 700 млрд. рублей.

Основным направлением долговой политики России до кризиса предполагали замещение государственных внешних  заимствований внутренними, а также  досрочное погашение внешнего долга. В итоге, несмотря на увеличение внутренних заимствований, в целом произошло  снижение отношения государственного дога к ВВП до 6,5% к началу 2009г. ( за счет резкого падения роли внешнего государственного долга РФ: (2,9% к 2009г.). Однако экономический кризис привел к тому, что профицитный бюджет стал дефицитным. Необходимость его финансирования способствовала пересмотру ряда концептуальных вопросов долговой политики РФ.

Рисунок 2.2 – Обслуживание и погашение  государственного долга в 2008-2010гг. (трлн. руб.).

Быстрый рост государственного долга  приведет к резкому росту затрат на его обслуживание и погашение.

Вопреки тому, что государственный  долг РФ не имел тенденции к снижению в 2010г., этот год стал переходным от кризисного времени к нормальному  развитию (по оценке Росстата, ВВП РФ в 2010г. вырос на 4%). В 2010 г. произошел  бурный рост фондовых рынков, понижение  процентных ставок, оживление рынков капитала, но, несмотря на это, по мнению некоторых специалистов, экономику  РФ ожидает очередной кризис.

РФ в 2010г. осуществляет внешние заимствования объемом около 1,3% ВВП (Россия разместила первые за более чем 10 лет выпуск еврооблигаций). Это вероятно связано с отсутствием возможности привлечения средств на внутреннем рынке и их относительно высокой стоимостью.

После оценки внешнего долга  РФ в период 2008-2010гг. перейдем к анализу  внутреннего государственного долга  страны за этот же период. Внутреннее заимствование осуществляется в виде:

  • продажи государственных ценных бумаг (ОФЗ (Облигаций федерального займа), ГКО (государственных бескупонных краткосрочных облигаций);
  • займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда);
  • получение кредитов у банков.

 

Рисунок 2.3 - Динамика внутреннего  государственного долга РФ в период 2008-2010гг. (в млрд. руб.).

Кризис рубежа 2008-2009гг. привел к росту затрат на обслуживание внутреннего  государственного долга. В связи  с тем, что доходность ОФЗ (облигаций  федеральных займов) возросла с 5,25% в 2008 г. до 14,09% в 2009 г., заимствования  на внутреннем рынке стали для  государства в 2,7 раза дороже. Поэтому в 2008г. ситуация на внутреннем рынке государственных облигаций стала резко ухудшаться. В значительной степени это было вызвано оттоком средств нерезидентов с российского рыка. Из-за дефолтов доверие государственным облигациям было подорвано, и их роль, как залогового инструмента, резко упала.

Таблица 2.3 - Объем государственного внутреннего долга РФ (в млрд. долл.).

По состоянию на

всего

В том числе государственные гарантии РФ в валюте РФ

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

Информация о работе Проблемы управления государственным долгом