Проблемы управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

В современном мире политика управления государственным долгом является одной из самых значимых, как и во внешней, так и во внутренней экономике страны. Проблема управления государственным долгом находится в центре экономических проблем и часто влечет за собой появления других проблем, касающихся государственного долга.
Цель данной работы – выявить основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации и сформулировать рекомендации для оптимального устранения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ 4
Содержание и основные формы государственного долга 4
Роль государственного долга в рыночной экономике 9
Методы и формы управления государственным долгом 12
ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг. 18
2.1. Динамика внутреннего и внешнего долга РФ за 200-2010гг. 18
2.2. Оценка основных проблем управления государственным внешним и внутренним долгом РФ 26
2.3. Рекомендации по оптимизации структуры внешнего и внутреннего долга РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧЪ.doc

— 418.11 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

Экономический факультет

                                                                               Кафедра экономики и МХС

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Проблемы управления государственным долгом»

 

Выполнила:

студентка 1 курса, гр. M10-1

Павленко М.И.

специальности «Маркетинг»:

Проверила:

асс. Герасимова В.В.

 

Тюмень, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ2

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ4

    1. Содержание и основные формы государственного долга4
    2. Роль государственного долга в рыночной экономике9
    3. Методы и формы управления государственным долгом12

ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг.18

2.1. Динамика внутреннего  и внешнего долга РФ за 200-2010гг. 18

2.2. Оценка основных проблем  управления государственным внешним  и внутренним долгом РФ26

2.3. Рекомендации по оптимизации  структуры внешнего и внутреннего долга РФ30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ41

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире политика управления государственным долгом является одной из самых значимых, как и во внешней, так и во внутренней экономике страны. Проблема управления государственным долгом находится  в центре экономических проблем  и часто влечет за собой появления  других проблем, касающихся государственного долга. Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что государственный долг является постоянно существующим критерием оценки состояния государственной экономики страны в целом и всегда, является, как рычагом регулирования развития экономики страны, так и его тормозящим фактором.

Цель данной работы –  выявить основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации и сформулировать рекомендации для оптимального устранения данных проблем.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть содержание и основные формы государственной долга;
  • изучить основные методы управления государственным долгом;
  • показать динамику государственного внешнего и внутреннего долга в период с 2008г. по 2010г.;
  • дать характеристику основным методам и формам управления государственным долгом;
  • раскрыть современные проблемы в области управления государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Предметом является, непосредственно, управление государственным долгом в Российской Федерации. Объектом изучения выступают формы государственного долга.

В первой главе рассмотрено понятие государственного долга, определенны виды государственного долга, роль государственного долга в экономике страны, понятие управления государственного долга, методы управления им, поэтапное описание процесса управления государственным долгом. Во второй главе проведен эмпирический анализ внешнего долга Российской Федерации в период 2008-2010гг.

Теоретической базой исследования является изучение официальных трудов таких экономистов, как А.С.Булатов, А.З. Дадашев, Н.И. Диденко, Б.И. Алехин и др.

Оценка государственного долга РФ в период 2008-2010гг. проводилась  на основе опубликованных материалов таких организаций, как Институт комплексных стратегических исследований, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации и др.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ

 

    1. Содержание и основные формы государственного долга

 

Существует несколько  подходов к определению государственного долга:

Государственный долг являет собою следствие финансовых заимствований государства, необходимых ему для покрытия дефицита бюджета.

Государственный долг –  общий размер задолжности правительства  владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных  дефицитов.[6,c.373]

Государственный долг, также как и частный долг является элементом кругооборота «доходы-расходы».[6,c.373]

Государственный долг – это совокупность задолженностей государства по непогашенным займам и не возмещенным процентам по данным займам.

Классификацию государственного долга обычно проводят по следующим признакам: экономический признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитов, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

Основополагающим для  всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг. В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда, в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные, как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.[8,c.180]

Данную ключевую классификацию  можно дополнить классификацией долга по типу кредитора (держателя  долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Если брать внутренний и внешний долг в отдельности, то в каждой категории можно перечислить определенный перечень потенциальных кредиторов. Например, кредиторами внешнего долга являются международные организации, органы управления международных государств, различные руководящие должности других государств и прочее. Кредиторами внутреннего долга могут являться органы кредитно-денежного регулирования, коммерческие банки, другие члены государственного сектора и прочие финансовые учреждения.

Классификация государственного долга по типу долгового обязательства  имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы долговых активов, которым располагают  кредиторы. В данном случае к внутреннему и внешнему долгу относится один и тот же перечень видов долговых обязательств: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям.

В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный, основной и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Под основным понимается вся сумма задолжности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Немалое значение имеет валюта заимствования, при рассмотрении классификаций государственного долга. Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга.

Суть и содержание государственного долга Российской Федерации, принципы управления им сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе  РФ.

Следуя Бюджетному кодексу  РФ, под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

 В Бюджетном кодексе РФ также даны конкретные определения внешнего и внутреннего государственного долга: под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте; внутренний долг представляет собой задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.[4,c.85]

Следующая формулировка в большей степени соответствует  принятым в международной практике определениям внешнего долга: «Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ».

Рисунок 1.1 – Структура  государственного долга страны (на примере РФ).

 

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без  условий обеспечивается всем имуществом, составляющих муниципальную казну.

При этом каждый бюджетный  уровень отвечает только по своим  обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих  обязательств и обслуживания долга  органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Государственный долг РФ полностью  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Следуя из содержания и  основных форм государственного долга, можно сказать, что государственный  долг, как совокупность государственных  займов, имеет достаточно обширный свод вариантов погашения государственного долга. Но несмотря на это, на величину долга, как внутреннего, так и внешнего, сильно влияют другие факторы. Например, сумма внешнего долга во много зависит от динамики обменного курса валют. Каждая страна имеет своих резидентов и нерезидентов и поэтому в каждой стране есть свой законодательно утвержденный документ, где представлено содержание государственного долга. Таким документом в РФ является Бюджетный кодекс РФ. В нем точно даны определения внешнего и внутреннего долга, с точки зрения правительства государства.

 

    1. Роль государственного долга в рыночной экономике

Информация о работе Проблемы управления государственным долгом