Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа
В современном мире политика управления государственным долгом является одной из самых значимых, как и во внешней, так и во внутренней экономике страны. Проблема управления государственным долгом находится в центре экономических проблем и часто влечет за собой появления других проблем, касающихся государственного долга.
Цель данной работы – выявить основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации и сформулировать рекомендации для оптимального устранения данных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТРАНЫ 4
Содержание и основные формы государственного долга 4
Роль государственного долга в рыночной экономике 9
Методы и формы управления государственным долгом 12
ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ В ПЕРИОД 2008-2010гг. 18
2.1. Динамика внутреннего и внешнего долга РФ за 200-2010гг. 18
2.2. Оценка основных проблем управления государственным внешним и внутренним долгом РФ 26
2.3. Рекомендации по оптимизации структуры внешнего и внутреннего долга РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Вопрос государственного
долга уже изначально связан с
самим фактом непосредственного
участия государства в
Государственный долг в разных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для стабильности экономики государства в целом, особенно для устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценкой считается соотношение этих двух показателей как 0,6:1.[5,c.587] Следуя из этого, можно сделать вывод, что финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку остаются не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.
Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы.[17,c.3]
Государственный долг является одновременно и рычагом и объектом управления. В качестве рычага государственный долг обеспечивает исполнительным и законодательным органам власти значительное влияние на финансовую политику государства. В то же время, как объект управления, государственный долг являет собой механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, распоряжение кредитами и выполнение финансовых обязательств по ним и т.д.
Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на экономическую ситуацию в стране. Одно из позитивных явлений считается внешнеэкономическая экспансия субъектов национальной экономики, которой способствуют государственные внешние (экспортные) гарантии и кредиты. Расширение экспорта товаров и услуг стимулирует подъем национального производства, увеличение занятости, рост доходов организаций и населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства.
Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережения населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты – высоколиквидные активы, приносящие доход. Втягивая деньги в казну путем рынка государственного долга, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.
Негативные аспекты
Чрезмерное увлечение погашением государственного долга способствует значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития.
Идея государственного долга
как некой общественной ноши возникает,
потому что долги правительства,
в конечном счете, являются долгами
налогоплательщиков. Однако на основе
данного подхода
Итак, нельзя не взять во внимание значительную роль государственного долга в рыночной экономике, а следовательно и во всей экономической и социальной сфере государства. Государственный долг является не только объектом управления экономики страны, но и ее рычагом, а именно, главной задачей которого является создание антиинфляционного механизма экономического роста. Внутренний долг, по средству долговых обязательств, может, как способствовать нормализации денежного обращения в стране, так и ограничивать инвестиционные возможности в народном хозяйстве. Внешний долг может стать причиной неизбежного кризиса в стране. Но главное правило долговой политики заключается в том, что долги правительства, по сути, являются долгами налогоплательщиков.
Необходимость обслуживания государственного долга приводит к вынужденному перераспределению доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты Центрального Банка. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
Различаются несколько этапов управления государственным долгом. По меньшей мере, можно выделить пять более сконцентрированных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи:
На первом этапе идет процесс
обнаружения предельных объемов
государственного внутреннего и
внешнего долга, определяются предельные
объемы внутренних и внешних заимствований,
предельных объемов предоставления
государственных гарантий, а также
формируются программы
На втором этапе управления государственным долгом каждое конкретное заимствование преобразуется в оригинальное и привлекательное для предполагаемых инвесторов, резидентов и нерезидентов. Достигается это, путем формирования программ эмиссий государственных ценных бумаг и определения конкретных параметров предстоящих заимствования по срокам обращении, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничение на владельцев, порядок размещения и других условий.
На третьем этапе размещаются облигации на рынке государственного долга, а также регулируются котировки по государственным долговым обязательствам. Воздействия на котировки по государственным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность и величину текущего внутреннего и внешнего государственного долга.
Четвертый этап является этапом по антикризисному управлению. Он связан с проведением мероприятий, необходимых для устранения проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Обычно происходит это в момент несостоятельности правительства по отношению к своим кредиторам. Когда правительство не может обслуживать свои долги, тогда оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графиков платежей, срока его отсрочки, реконструкции долга.
Пятый этап – осуществление скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних и внешних долгов.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что под управлением государственного долга следует понимать совокупность мер по регулированию объема и структуры государственного долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю над эффективным использованием заимствованных средств.
Методы управления государственным долгом можно разделить на два аспекта: административный и рыночный.
Таблица 1.1 – Подходы к управлению государственным долгом.
Административный подход |
Рыночный подход |
Конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и другие. |
реструктуризация, новация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секъюритизация, обмен долга и другие. |
Источник:[9,c.58]
Значимой отличительной особенностью двух методов является то, что для административного метода к управлению государственного долга характерно одностороннее принятие эмитентов управленческого решения (т.е. без предварительного согласия кредиторов), тогда, как при рыночном методе осуществляются длительные переговорные процессы, только после чего происходит принятие управленческого решения, и в процессе которого соприкасаются интересы должника и кредитора.
В Российской Федерации управление государственного долга может быть оперативным (его осуществляет Правительство РФ, его специальный орган – Министерство Финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэконбанк, как агент Минфина РФ) и стратегическим. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, представительные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ принимают их, а Президент РФ и главы региональных администраций отклоняют их, либо подписывают.
В частности, ежегодно в законе
о федеральном бюджете
Информация о работе Проблемы управления государственным долгом