Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – современная НТР, основные черты и главные направления по ускорению и повышению эффективности НТР.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль государства по ускорению и повышению эффективности НТП;
- раскрыть роль государства в использовании и достижении НТП в зарубежных странах;
- рассмотреть проблемы в использовании достижений НТП и пути их решения.
Введение
3
1
1.1
Теоретические аспекты специфики государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТР
Основные функции государственных органов в инновационной сфере, прямые и косвенные методы государственной поддержки НТР
5
1.2
Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно – технических результатов
8
1.3
Роль государства в использовании и достижении НТР в зарубежных странах
19
2
2.1
Анализ достижений научно – технического прогресса в РК
Нормативно – правовые основы использования достижений НТР в Казахстане
20
2.2
Организационная структура разработки и реализации достижений НТР в Казахстане
28
2.3
Анализ инновационной политики в системе регуляторов социально – экономических процессов в Казахстане
35
3
Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения
38
Заключение
39
Список использованной литературы
41
3 Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения
Главными проблемами в настоящее время являются: повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов исследований в производство. Сегодня источником внедрения инноваций служат в основном передовые западные технологии. Однако и развитие изобретательства, появление крупных изобретений также служит определяющим фактором инновационных процессов в экономике.
Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие компании занимаются незначительными усовершенствованиями уже существующих товаров. Осторожно ведут себя в этом смысле даже такие фирмы, занимающиеся в основном проблемными исследованиями, как "Дюпон", "Белл лэбораториз" и "Пфайзер". Большинство довольствуется ассигнованиями на копирование товаров конкурентов и внедрение незначительных усовершенствований в их характеристики и оформление. Большая часть исследовательских работ носит скорее оборонительный, чем наступательный характер. Для научно-технической среды характерны:
ускорение научно-технического прогресса, появление безграничных возможностей, рост ассигнований на НИОКР, повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований, в уже существующие товары и ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров. Научно-технический прогресс сталкивается с оппозицией со стороны тех, кто видит в нем угрозу природе, угрозу вторжения в личную жизнь, угрозу всему естественному и даже самой человеческой природе. Деятелям рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая техника и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им нужно работать в тесном контакте со специалистами сферы НИОКР и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных на рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.
Инновационная деятельность в РК переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Специфика ситуации заключается в том, что в стране имеются фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время очень слаба ориентация предприятий на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.
Основные трудности связаны с нехваткой средств у промышленных предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Макроэкономическая стабилизация является необходимым, но недостаточным условием для выхода экономики РК из кризиса. Формирование инновационной политики позволяет создать такую систему, которая с высокой эффективностью использует интеллектуальный и научно-технический потенциал страны.
В последние годы в РК резко снизилась инновационная активность промышленности. Количественно она выражается показателем удельного веса предприятий, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 2008 году - 16,3%, в 2004 году - 17,3%, в 2009 году - 19,5%, в 2010 году - 5,6%, в 2008 году - около 5,0%. В ближайшее время также не прогнозируется существенного роста инновационной активности промышленных организаций.
Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на потребности внутреннего рынка: легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой импортной интервенцией, спад объемов производства в этих отраслях продолжает расти. Перелом тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности.
Состав инновационно - активных организаций остается постоянным: около 70% организаций, намечающих технологические нововведения, осуществляли их и в предшествующие годы. В целом по промышленности лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями. Состояние научно-технической инфраструктуры является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют своей экспериментальной базы.
Дефицит средств является главным, но не единственным фактором спада инновационной активности. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции. Особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура - вот условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв в экономическом развитии.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки и объему ресурсов, необходимых для модернизации производственных мощностей. К основным направлениям государственной инновационной политики сегодня относят:
- разработку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот;
- комплексную поддержку инновационной деятельности, развитие производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа конкурентной борьбы;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;
- введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;
- реализацию приоритетных направлений инновационной политики через выбор небольшого числа базовых технологий, оказывающих влияние на эффективность производства и рост конкурентоспособности продукции;
- использование технологий двойного назначения, применяемых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Для проведения активной инновационной политики требуется принятие неординарных мер, включающих совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Меры повышения эффективности бюджетных расходов на инновационную деятельность включают:
- финансирование на безвозвратной основе инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;
- конкурсное размещение бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности;
- совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.
Прежде всего, это относится к внебюджетным фондам поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, через которые финансируется отечественное и зарубежное патентование и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах. Важная роль в расширении круга инвесторов вкладывающих средства в инновации отводится страхованию финансовых рисков. Планируется расширить перечень страховых рисков с включением в него рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов предусматривается участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.
Заключение
Как известно, сегодня права на результаты интеллектуальной деятельности можно за вознаграждение переуступить, можно продать лицензии на использование запатентованных изобретений, товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау. Кроме этих стандартных возможностей широко применяют и другие. При наличии денежной оценки интеллектуальную собственность можно вносить в уставный капитал, использовать в качестве залога, оплачивать дополнительно размещаемые акции, ставить на баланс в качестве нематериальных активов. Финансовая несостоятельность предприятий и изобретателей создало благоприятные условия для приобретения у них по очень низким ценам промышленной собственности (наиболее перспективных конкурентоспособных технических решений, выраженных в патентах на изобретения, авторских свидетельствах, полезных моделях и промышленных образцах), что является во всем мире весьма выгодным капиталовложением. А за примерами не нужно далеко ходить (Япония).
Главными проблемами в настоящее время являются: повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов исследований в производство. Сегодня источником внедрения инноваций служат в основном передовые западные технологии. Однако и развитие изобретательства, появление крупных изобретений также служит определяющим фактором инновационных процессов в экономике.
Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, а с другой стороны - интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий для внедрения достижений науки и техники в экономику страны. Сложившийся уровень спроса на продукцию отраслей промышленности определяет как перспективу их развития, так и структурные изменения основных производственных фондов.
Самое главное, что органы Государственной власти за последние годы проводят целенаправленную политику в области инноваций и высоких технологий и результат, не заставит себя долго ждать. Хочется надеяться на то, что РК займёт своё законное место по высоким технологиям в мире.
Главными проблемами в настоящее время являются: повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов исследований в производство. Сегодня источником внедрения инноваций служат в основном передовые западные технологии. Однако и развитие изобретательства, появление крупных изобретений также служит определяющим фактором инновационных процессов в экономике.
Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие компании занимаются незначительными усовершенствованиями уже существующих товаров. Осторожно ведут себя в этом смысле даже такие фирмы, занимающиеся в основном проблемными исследованиями, как "Дюпон", "Белл лэбораториз" и "Пфайзер". Большинство довольствуется ассигнованиями на копирование товаров конкурентов и внедрение незначительных усовершенствований в их характеристики и оформление. Большая часть исследовательских работ носит скорее оборонительный, чем наступательный характер. Для научно-технической среды характерны:
ускорение научно-технического прогресса, появление безграничных возможностей, рост ассигнований на НИОКР, повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований, в уже существующие товары и ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров. Научно-технический прогресс сталкивается с оппозицией со стороны тех, кто видит в нем угрозу природе, угрозу вторжения в личную жизнь, угрозу всему естественному и даже самой человеческой природе. Деятелям рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая техника и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им нужно работать в тесном контакте со специалистами сферы НИОКР и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных на рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.
Инновационная деятельность в РК переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Специфика ситуации заключается в том, что в стране имеются фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время очень слаба ориентация предприятий на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.
Информация о работе Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения