Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – современная НТР, основные черты и главные направления по ускорению и повышению эффективности НТР.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль государства по ускорению и повышению эффективности НТП;
- раскрыть роль государства в использовании и достижении НТП в зарубежных странах;
- рассмотреть проблемы в использовании достижений НТП и пути их решения.

Содержание

Введение
3
1

1.1
Теоретические аспекты специфики государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТР
Основные функции государственных органов в инновационной сфере, прямые и косвенные методы государственной поддержки НТР
5
1.2
Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно – технических результатов
8



1.3
Роль государства в использовании и достижении НТР в зарубежных странах
19
2
2.1
Анализ достижений научно – технического прогресса в РК
Нормативно – правовые основы использования достижений НТР в Казахстане
20
2.2
Организационная структура разработки и реализации достижений НТР в Казахстане
28
2.3
Анализ инновационной политики в системе регуляторов социально – экономических процессов в Казахстане
35
3
Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения
38

Заключение
39

Список использованной литературы
41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

Так, в целях обеспечения эффективной государственной индустриальной политики, предполагается установление на законодательном уровне следующих мер государственной поддержки:

1)     стимулирование инвестиций

Целью государственной поддержки инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении следующих инвестиционных преференций:

- освобождение от обложения таможенными пошлинами;

- государственные натурные гранты.

2)     льготное кредитование и налогообложение;

Предоставление определенных налоговых льгот и кредитование на льготной основе юридических лиц, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях промышленности.

3)     обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами;

Механизмы обеспечения квалифицированными кадровыми ресурсами приоритетных отраслей промышленности:

- развитие технического и профессионального образования;

- формирование уполномоченным органом государственного образовательного заказа на все профессии и специальности, которые необходимы для действенного и качественного функционирования приоритетных отраслей промышленности;

- использование и внедрение компенсационных мер поддержки и подготовки инженерно-технических профессий.

4)     обеспечение  инфраструктуры;

Создание (строительство) индустриальных зон.

5)     развитие инноваций и содействие технологической модернизации;

Выделение инновационных грантов, в том числе на условиях софинансирования и проектное финансирования в приоритетных отраслях.

6)     тарифная политика;

Проведение эффективной тарифной политики, основанной на обеспечении баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их услуг.

7)     экспортная  политика;

8)     импортозамещение;

9)     обеспечение гарантированного объема сбыта продукции (госзаказ).

Указанные меры в законопроекте будут расписаны по отдельным статьям, со ссылкой на соответствующий объект промышленности,
на который они будут распространены.

Кроме того, законопроектом предусматривается установление определенных условий для получения государственной поддержки.

1.     Меры государственной поддержки распространяется на лиц, определяемых Правительством РК для включения в Карту индустриализации Казахстана.

2.     Обязанность предприятий горно-металлургической промышленности при осуществлении комплексной переработки минерального сырья и продуктов ее переработки обеспечивать максимальную извлекаемость минеральных компонентов и соединений полезных элементов (веществ).

3.     Обязанность крупных предприятий отраслей промышленности,
в том числе и недропользователей осуществлять свою деятельность с использованием и совершенствованием передовых технологий производства.

4.     Согласовывать с уполномоченным органом в области индустриальной политики проектирование и создание новых производств или мощностей.

5.     Обязательное владение государственным языком, а также введение делопроизводства на государственном языке. Данная мера будет способствовать увеличению количества высококвалифицированных казахстанских кадров, занятых на иностранных и совместных предприятиях, а также стимулированию развития государственного языка.

 

              3. Цели принятия законопроекта

Целью принятия законопроекта является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики, путем установления на законодательном уровне мер государственной поддержки индустриальной деятельности.

 

              4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта является общественные отношения между субъектами индустриальной политики.

 

5. Структура законопроекта

Преамбула

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об индустриальной политике

Статья 3 . Сфера применения настоящего Закона

Статья 4. Цели и задачи индустриальной политики

Статья 5. Принципы государственной индустриальной политики

Статья 6. Субъекты индустриальной политики

Статья 7. Объекты индустриальной политики

Статья 8. Отрасли индустриальной политики

Глава 2. Государственное регулирование в области индустриальной политики

Статья 9. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Статья 10. Компетенция уполномоченного органа в области индустриальной политики

Статья 11. Компетенция центральных государственных органов в области индустриальной политики

Статья 12. Компетенция местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы

Глава 2. Государственная поддержка промышленности в Республике Казахстан

Статья 13. Стимулирование инвестиций

Статья 14. Льготное кредитование и налогообложение

Статья 15. Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами

Статья 16. Обеспечение инфраструктурой

Статья 17. Развитие инноваций и содействие технологической модернизации

Статья 18. Тарифная политика

Статья 19.Экспортная политика

Статья 20. Импортозамещение

Статья 21. Обеспечение гарантированного объема сбыта продукции (госзаказ)

Глава 5. Заключительные положения

Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 23. Введение настоящего Закона в действие

 

              6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

К правовым последствиям в случае принятия законопроекта следует отнести формирование законодательной базы по вопросам государственного регулирования индустриальной политики в Республике Казахстан и унификацию существующих нормативных правовых актов.

К социально-экономическим последствиям в случае принятия законопроекта относятся:

1) создание благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного индустриально-инновационного развития национальной экономики, в том числе для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу промышленности как основы национальной экономики, посредством выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции;

2) стимулирование развития индустриальной деятельности, а также создание высокотехнологичных, наукоемких, экологически чистых и конкурентоспособных производств, путем формирования индустриально-инновационного малого и среднего бизнеса;

3) обеспечение развития и рационального использования минерально-сырьевого (в том числе проведение действенных мер по охране окружающей среды), научно-технического, трудового, инфраструктурного, управленческого и инвестиционного потенциалов;

4) создание условий для эффективной экспортной деятельности промышленных предприятий;

5) обеспечение комплексного и рационального индустриально-инновационного развития регионов республики, в части размещения производственных мощностей, увеличение валовой добавленной стоимости, производительности, внедрение управленческих технологии;

6) занятость населения, создание рабочих мест, повышение квалификации, увеличение дохода граждан РК.

Принятие законопроекта не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

В случае принятия законопроекта потребуются внесение изменений и дополнений в:

-               Бюджетный Кодекс Республики Казахстан;

-               Налоговый Кодекс Республики Казахстан;

-               Закон Республики Казахстан «О государственных закупках»;

-               Закон Республики Казахстан «Об инвестициях»;

-               Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности»;

-               Закон Республики Казахстан «О финансовом лизинге».

 

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Предмет данного законопроекта регламентируется Указом Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», Налоговым и Бюджетным кодексами Республики Казахстана, Законами РК
«О государственных закупках», «Об инвестициях», «Об инновационной деятельности», «О финансовом лизинге», постановлением Правительства РК от 19 ноября 2007 года № 1097 «Об утверждении Программы
«30 корпоративных лидеров Казахстана» и другими нормативными правовыми актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организационная структура разработки и реализации достижений НТР в Казахстане

 

Государственная научно-техническая политика проводится при взаимодействии различных органов исполнительной влас­ти под руководством Правительства.

Правительство Республики Казахстан организует разработ­ку и исполнение республиканского бюджета в части расходов на развитие науки и новой техники, а также правомочно опре­делять порядок обеспечения государственных программ. Имен­но законодателю и Правительству принадлежит важнейшая роль в определении фиксированного объема финансовых средств в качестве государственной поддержки непрерывного функцио­нирования и развития важнейших инновационных проектов.

Важную роль в обеспечении государственных программ в сфере науки и техники выполняла Академия наук Республики Казахстан. Однако в условиях рыночных отношений роль Ака­демии наук как научно-координационного центра заметно ос­лабла.

Во-первых, финансовые возможности государства в обеспе­чении фундаментальных и прикладных исследований оказались ограниченными. Во-вторых, научно-технические центры и иные крупные организации, находящиеся в управлении Академии наук, активно пытались получить самостоятельность и доступ к внебюджетным источникам финансирования. Если в недав­нем прошлом структурные подразделения, входившие в цент­ры, не имели юридической самостоятельности, то теперь в со­ответствии с новым гражданским законодательством установ­лены особенности юридического лица, причем основополага­ющими признаками стали имущественная обособленность и вытекающая из этого самостоятельная имущественная ответ­ственность по своим обязательствам. В целях усиления государственно-правовых начал в деятель­ности Академии наук Указом Президента Республики Казах­стан "О статусе Национальной академии Республики Казахстан и мерах государственной поддержки ученых" от 9 февраля 1994 года Национальной академии наук придан статус высшего го­сударственного научного учреждения. Но и эта мера оказалась не исчерпывающей. Указом Президента Республики Казахстан "О мерах по совершенствованию системы государственного управления наукой в Республике Казахстан" от 11 марта 1996 года на базе Министерства науки и новых технологий, На­циональной академии наук, Казахской академии сельскохозяй­ственных наук создан единый орган государственного управ­ления — Министерство науки — Академия наук (статус утверж­ден постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июля 1996 года № 941).

Особое место в системе центральных исполнительных орга­нов управления наукой занимает Департамент по аттестации научных кадров, являясь структурным подразделением Минис­терства науки — Академии наук. Степень влияния его на госу­дарственную научно-техническую политику определяется тем, что он:  осуществляет от имени государства и научной обществен­ности признание научных заслуг отдельных ученых и присуж­дает на основании ходатайств диссертационных советов ученые степени;  организует проведение аттестации научных и научно-пре­подавательских кадров; проводит экспертизу научных и технических программ. Именно аттестация приобретает роль стратегического средства проведения единой государственной научно-технической по­литики в стране.

Департамент, обеспечивая проведение единой государствен­ной политики в области аттестации научных и научно-педаго­гических кадров высшей квалификации, может предоставлять и лишать права приема к защите докторских и кандидатских диссертаций, регулирует вопросы создания диссертационных советов в государственных и имеющих лицензии на образова­тельную деятельность частных высших учебных заведениях, научных организациях в рамках требований "Положения о по­рядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых зва­ний" и "Номенклатур специальностей научных и научно-педа­гогических работников" от 12 мая 1996 года.

Информация о работе Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения