Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – современная НТР, основные черты и главные направления по ускорению и повышению эффективности НТР.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль государства по ускорению и повышению эффективности НТП;
- раскрыть роль государства в использовании и достижении НТП в зарубежных странах;
- рассмотреть проблемы в использовании достижений НТП и пути их решения.

Содержание

Введение
3
1

1.1
Теоретические аспекты специфики государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТР
Основные функции государственных органов в инновационной сфере, прямые и косвенные методы государственной поддержки НТР
5
1.2
Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно – технических результатов
8



1.3
Роль государства в использовании и достижении НТР в зарубежных странах
19
2
2.1
Анализ достижений научно – технического прогресса в РК
Нормативно – правовые основы использования достижений НТР в Казахстане
20
2.2
Организационная структура разработки и реализации достижений НТР в Казахстане
28
2.3
Анализ инновационной политики в системе регуляторов социально – экономических процессов в Казахстане
35
3
Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения
38

Заключение
39

Список использованной литературы
41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

- государственные стратегии активного вмешательства;

- децентрализованного регулирования;

- смешанные.

При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Так, в Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдается тесные связи между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов. Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах. Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфраструктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности. Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции. В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное регулирование инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях: стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США; бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства; льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования; формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;  мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности; предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии); осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);  льготное налогообложение инновационной деятельности; антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей. Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий. В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях. Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить. Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество. Другой причиной повышения роли государства в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров. Для развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР "ВЭЛЬЮ"); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. Активное участие государства в инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения. Казахстан в настоящее время вступил в индустриально–инновационную фазу развития экономики. Этот этап характеризуется адаптацией сферы науки к современным экономическим условиям, что должно привести к коренным изменениям в структурном, организационном, кадровом, инфраструктурном и финансовом обеспечении развития науки, регулируемым соответствующей нормативной правовой базой.
Развитие научно–технического потенциала не должно рассматриваться в качестве сопутствующего фактора, который не является характерным для традиционных секторов экономики. Сфера науки – это такой же сектор экономики, обладающий всеми особенностями, правилами и механизмами регулирования, общими для других секторов.
В условиях, когда более 80% экономики Казахстана находится в частном секторе, принципы регулирования сферы науки, унаследовавшие слабую ориентацию на требования рынка, устарели и являются несовершенными.
Неэффективный механизм привлечения частного сектора к развитию научно–технического потенциала, сравнительно невысокая активность участников в сфере НИОКР все еще остаются слабыми звеньями всей научно–технической системы в Казахстане, тогда как разработка и внедрение в производство новых технологий и наукоемкой продукции являются ключевыми факторами достижения и сохранения конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.
Так, например, в странах с развитой экономикой (США, Япония, Финляндия) предприятия промышленности осуществляют НИОКР на условиях самоокупаемости и самофинансирования и осваивают до 70% всех национальных расходов на НИОКР, тогда как на долю государственных расходов приходится в среднем 30%.
Доля наукоемкой продукции и расходы на науку в общем объеме ВВП являются основными показателями экономики, основанной на знаниях.
В конце прошлого десятилетия в большинстве стран с развитой экономикой доля внутренних затрат на исследования и разработки составляла в среднем в общем объеме ВВП 3,0% (в Швеции – 3,8%, Финляндии – 3,5%, Японии – 3,04%, Швейцарии – 2,73%, США – 2,84 %, Германии – 2,44%, при этом доля государства в этих расходах составляла в среднем 25–34%).
Затраты на НИОКР в расчете на душу населения в странах с развитой экономикой составляют в: США – 892, Швеции – 875, Финляндии – 726, Швейцарии – 688, Исландии – 613, Германии – 580, Дании – 541, Норвегии – 479, Франции – 478, России – 420 долл. США. Расходы на одного занятого в НИОКР составляют в: США – 123 299, Японии – 113 886, Германии – 154 234, Великобритании – 146 422 долларов США.
В странах, лидирующих на мировом рынке наукоемкой продукции, доля расходов на науку в общем объеме ВВП жестко контролируется, в том числе путем применения таких экономических механизмов, как льготное налогообложение, невысокие таможенные пошлины, бюджетная поддержка, стимулирование инвестиций, лизинг научного оборудования.
Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке составляет       0,3–0,5, стран Европейского Союза – 35, США – 25, Японии –11, Сингапура – 7, Южной Кореи – 4, Китая – 2%.
Опыт развитых стран свидетельствует, что на долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста ВВП.
Проведенный макроэкономический анализ научно–технического развития в Казахстане показал, что доля новой научной продукции в ВВП в последние годы не превышает 1,1%, активность предприятий по производству научной продукции – 2,3%. Это указывает на то, что научно–техническая деятельность еще не стала основой экономического развития страны. При этом следует отметить, что более высокая активность характерна для предприятий с иностранным участием (5%) и частной формы собственности (3,7%) при низкой активности государственных предприятий (0,6%).
Наука была исключена из процесса реформирования экономики. Она не обеспечивала последовательного создания научного «задела», крайне необходимого для активизации факторов экономического и социального прогресса и преодоления отставания Казахстана от развитых стран.
Более детальный анализ проблем позволяет выявить основные факторы, тормозящие развитие науки в Казахстане.
В организационной структуре сферы науки нет системы в принятии решений, использовании ресурсов и потенциала частного сектора. Наличие большого количества администраторов программ научных исследований, выполняемых за счет средств государственного бюджета, затрудняет реализацию законодательно закрепленной нормы единого администрирования и координации проводимых в стране исследований.
Структурные диспропорции в организации научно–исследовательских работ привели к практическому отсутствию спроса на результаты НИОКР. Так, например, одной из характерных черт казахстанской науки является тот факт, что в основном (71%) финансируются прикладные исследования, тогда как на опытно–конструкторские работы (далее – ОКР) выделяется лишь 8%. Расходы на фундаментальную науку составляют примерно 21%, что в целом соответствует среднемировому уровню.
Очень низка доля проектно–конструкторских организаций: в среднем на  9 научных организаций приходится 1 проектная. Численность специалистов в этих организациях составляет около 5% от общего числа работников, выполняющих НИОКР, или 0,1% численности персонала промышленно–производственного комплекса.
По данным за 2005 год, доля организаций государственного сектора науки составила 38,2% (149 из 390) от общего числа организаций, осуществляющих исследования и разработки. Тенденция к росту доли государственных организаций в науке отмечается с 2001 года.
В государственном секторе науки в 2005 году работали 10,7 тыс. человек из 18,9 тыс. человек, что составило 56,6% от общей численности занятых исследованиями и разработками. Общая же численность научного персонала в Казахстане к 2005 году сократилась примерно на 54%, при этом доля занятых в частном секторе составила 1,6%. Количество ученых, работающих на предприятиях с иностранным участием, за последние восемь лет увеличилось приблизительно в 2 раза.
За последнее десятилетие наиболее критические изменения произошли в кадровой составляющей отечественного научного потенциала. Осложнились условия для воспроизводства кадрового потенциала в связи с уходом высококвалифицированных кадров из сферы науки по различным причинам.
Так, численность персонала, занятого исследованиями и разработками в Казахстане, по сравнению с 1991 годом сократилась на 57,6% (т.е. более чем в  2 раза) и составила в 2006 году 18,9 тыс. человек (своеобразный «пик» сокращения приходится на 1991–2000 годы – 26,1 тыс. человек). Число же специалистов–исследователей сократилось на 60,2% и составило в 2006 году 11,0 тыс. человек. В 1990–2000 годы численность всех работников в Казахстане, занятых исследованиями и разработками, сократилась в 2,8 раза, в государственном секторе науки темп сокращения был существенно ниже.
Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса – исследователи (на 56,9% за 1991–2006 годы) и техники (на 14,1% за 1997–2006 годы). Численность вспомогательного персонала сократилась на 68,4%, хозяйственного – на 22%.
Средний возраст докторов наук составляет в среднем 55–59 лет. При этом наблюдается устойчивое снижение престижа профессии ученого. В Казахстане, по данным опроса BISAM Central Asia в 2005 году, профессия ученого является престижной в оценках только 4,3% жителей страны. В то же время в США, по результатам исследований (2004–год), направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности с точки зрения жителей страны, профессия ученого была самой привлекательной: 51% опрошенных назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% – весьма престижной и 20% – престижной.
В целом в 2005 году доля научных работников в возрасте от 50–ти лет и старше достигла 32,9%, тогда как в 1997 году их доля, по оценке, не превышала  29,1% (от 60 лет и старше – соответственно 10,9 и 8,8 процента).
Численность профессорско–преподавательского состава с учеными степенями отечественных вузов в 2005 году составляла 15642 человека, в том числе 2869 докторов наук и 12773 кандидата наук.
При этом основной причиной низкого участия сектора высшего образования в научных исследованиях является его переориентация преимущественно на образовательные функции. Это было связано с сокращением государственного финансирования сферы высшего образования, преимущественным развитием платного образования, появлением частных учебных заведений, акционированием государственных высших учебных заведений на фоне постоянно растущей конкуренции в данном секторе.
Общая численность исследователей с учеными степенями (без учета профессорско–преподавательского состава) составляла в Казахстане в 2006 году 4124 человека, численность научных работников, выполняющих НИОКР,               18,9 тыс. человек, в том числе 1106 докторов наук и 3018 кандидатов наук.
Также необходимо отметить наличие негативных тенденций в подготовке научных кадров: увеличение доли защищающих диссертации соискателей, не работающих в научной сфере; недостаточная гибкость  системы подготовки кадров; отсутствие мотивации работников научно–образовательной сферы к дальнейшему профессиональному росту после получения ученой степени без соразмерного материального обеспечения. Все это привело к:
сужению масштаба публикаций и патентов отечественных ученых. Так, например, в республике в среднем на 100 ученых приходится одна научная статья, опубликованная за рубежом, на 15000 ученых получены один–два международных патента;
снижению качества экспертизы научных исследований и, как следствие, интенсивному росту числа обладателей ученых степеней;
несоответствию имеющегося научного и инновационного потенциала и потребностей производства в использовании перспективных технологий, что привело к разрыву связей между наукой и производством;
отсутствию конкуренции между научными школами и отдельными учеными;
утечке высококвалифицированных кадров в коммерческую сферу и научные организации зарубежных государств;
снижению притока новых научно–педагогических кадров и недостатку молодых специалистов в научно–технической сфере;
снижению социального статуса ученого и престижа науки;
невысокой результативности научных исследований;
разрыву преемственности.
В 2005 году доля государственных затрат на НИР составляла 59,7%, что несколько выше в сравнении с показателями 1997 года (44,0%). Из них доля финансирования Министерством образования и науки всех фундаментальных и прикладных исследований составляла 50,7%, другими отраслевыми министерствами – 48,6%.
Затраты на НИОКР в расчете на душу населения в Казахстане в 2005 году составили 7 долларов США. По уровню затрат на науку (0,26% от ВВП) Казахстан отстает от таких европейских стран, как Португалия (0,77%) и Греция (0,51%).
Кроме этого, в связи с тем, что бюджетный цикл составляет всего один год, решения по финансированию трехлетних научно–технических программ принимаются ежегодно. Это приводит к повышению издержек как временных, так и административных.
Проведение конкурсов по государственным закупкам научно–исследовательских работ в начале года приводит в результате к открытию финансирования к концу первого квартала, что негативно влияет на получение результатов НИОКР, запланированных до конца текущего года.
Преимущественно сметное финансирование исследований, прежде всего фундаментального характера, создает ориентированность научных организаций на ресурсы, а не на результат.
Следует отметить и тот факт, что лабораторная и приборная база науки в основном сконцентрирована в государственном секторе науки. Подавляющая часть лабораторного оборудования и машин, составляющих основные средства, сконцентрирована в научных организациях, находящихся в государственной собственности. В стоимостном выражении это составило в 2004 году         5104,7 млн. тенге (41,2% от всех основных средств). При этом доля основных средств исследований и разработок, приходящаяся на частные организации и совместные предприятия, сравнительно выросла в 2000–2004 годы на 2% и 17,6% соответственно.
Организации государственного сектора, выполняющие исследования и разработки, в среднем в 3 раза крупнее предприятий частной формы собственности. Несмотря на то, что в последние пять лет в частном секторе наблюдается слабая тенденция к укрупнению организаций, средняя численность персонала, занятого исследованиями и разработками, не превышает 100 человек, в то время как в государственном секторе эта цифра составляет 150 человек.
За последнее десятилетие положение государственного сектора в структуре отечественной науки практически не изменилось: научные организации, персонал, занятый в них, и материально–техническая база, находящаяся в государственной собственности, являются основой научно–технического комплекса Казахстана.
Устаревшая материально–техническая база в целом и лабораторное оборудование в частности не позволяют проводить научные исследования и опытно–конструкторские разработки, отвечающие спросу потребителей. Отсутствие проектных и конструкторских бюро (институтов) тормозит процесс передачи технологий в производство, что приводит к нарушению связи науки с производством.
Качество управления государственным сектором науки и общественная полезность частного сектора науки остаются низкими, имеет место недостаточная эффективность реализации научного потенциала в целях обеспечения конкурентоспособности Казахстана на мировом рынке.
Таким образом, реализация стратегической задачи по вхождению Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира, обладающих развитой системой управления экономическим развитием, требует разработки и выполнения долгосрочной программы, в том числе предусматривающей конкретные пути и меры по развитию эффективной научно–технической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ достижений научно – технического прогресса в РК

 

 

2.1 Нормативно – правовые основы использования достижений НТР в Казахстане

 

Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому свободу творчества. Это в полной мере относится и к субъек­там научно-технической деятельности в процессе осуществле­ния фундаментальных и прикладных исследований. К фунда­ментальным исследованиям относят экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение но­вых знаний об основных закономерностях строения, функцио­нирования и развития человека, общества, окружающей при­родной среды, а к прикладным — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достиже­ния практических целей и решения конкретных задач.

Действующее законодательство РК «О науке»: от  9  июля  2001 г.  №  225  определяет принци­пы государственного регулирования отношений в сфере науки и техники, программно-целевого обеспечения организации ис­следований, материально-технического и информационного обеспечения науки, защиты интеллектуальной собственности и международного сотрудничества.

Наука и научное сообщество во многих государствах — стра­нах СНГ формально утратили конституционное право претен­довать на государственную поддержку.

Основные направления государственной научно-техничес­кой политики определяются Президентом Республики Казах­стан на основе доклада Правительства Республики Казахстан.  Президент Республики Казахстан: определяет в первую очередь отношение государства к на­учно-технической деятельности, о чем свидетельствует один из Указов —"О статусе Национальной академии наук Республики Казахстан и мерах государственной поддержки ученых". В со­ответствии с данным актом Национальная академия, объеди­няющая в своих рядах ученых высшей квалификации всех на­учных направлений, является единственным учреждением, имеющим право присваивать академические звания от имени государства; утверждает государственные программы по наиболее значи­мым проблемам развития экономики, социальной, иных сфер, в контексте которых определяются также задачи в области развития науки и техники. В качестве примера можно привести государственную Программу развития и конверсии оборонной промышленности до 2000 года (от 19 июня 1996 года № 3045). " Эти программы помогают объединить усилия не только научных организаций, министерств и государственных комитетов Казахстана, но и привлечь к участию иные государства, заинте­ресованные в конверсии оборонной промышленности; формирует органы государства в сфере науки и техники. Например, Указом Президента Республики Казахстан "О ме­рах по совершенствованию системы государственного управ­ления наукой в Республике Казахстан" от 11 марта 1996 года установлен единый орган управления — Министерство науки — Академия наук, возглавляемое министром науки — президен­том Академии наук. Закон Республики Казахстан «Об индустриальной политике»

Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. на совещании
по актуальным вопросам социально-экономического развития Казахстана от 31 марта 2009 года, дано поручение Правительству (п. 9.4 № 61-7.97) обеспечить внесение в Парламент Республики Казахстан закона, предусматривающий основные направления по развитию промышленности, систематизацию мер государственной поддержки промышленности.

Кроме того, на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая
2009 года Глава государства представил базовые принципы посткризисного прорыва экономики Казахстана: «Мы говорим об инновационной индустриализации, а не о той индустриализации, которая была во всех государствах мира в начале прошлого века. Наша индустриализация должна соответствовать нынешнему укладу развития мировой экономики». Также по итогам данного съезда Правительству Республики Казахстан дано конкретное поручение разработать проект Закона РК «Об индустриальной политике» (распоряжение Президента РК от 2 июня 2009 года № 326).

Таким образом, перед Правительством поставлена долгосрочная цель – формирование новой структуры экономики с увеличением доли отраслей производства товаров с более высокой добавленной стоимостью.

              В целях эффективной реализации поставленных задач, необходимо законодательное закрепление основных целей, принципов, направлений и мер по реализации государственной индустриальной политики.

В связи с тем, что регламентация индустриальной политики на уровне закона является совершенно новым явлением для Казахстана, требуется тщательный анализ действующего положения страны в данной области.

Так, под государственной индустриальной политикой следует понимать комплекс системных мер государственного воздействия на отрасли промышленного сектора, предусмотренных проектом Закона «Об индустриальной политике», путем ее ускоренной модернизации в целях достижения высокой конкурентоспособности и динамичного развития экономики, обеспечивающих повышение благосостояния населения страны.

Целью государственной индустриальной политики является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.

Как показывает мировой опыт указанная цель достигается посредством решения двух основных задач:

1.              Импортозамещение: эффективное производство товаров и услуг казахстанскими производителями в необходимом обеме и должного качества для удовлетворения внутреннего спроса;

2.              Экспортоориентирование: занятие казахстанскими производителями твердых позиций на внешних рынках.

В целях координации индустриального развития республики, предполагается следующее:

1. Создание Комиссии по новым технологиям при Правительстве РК (с правом привлечения независимых иностранных консультантов), имеющая полномочия по одобрению технологий предлагаемым к внедрению в РК.

2. Институты развития (АО «ЦИТТ», АО «НИФ» и новый институт «Индустриального развития и новых технологий», будут осуществлять:

- оценку состояния индустриального развития республики с учетом передового зарубежного опыта в определенных отраслях и внесение предложений в уполномоченный орган;

- выявление отраслей промышленности и выработка предложений по мерам, которые необходимы для улучшения тех или иных позиций
в отраслях, требующих стимулирования со стороны государства;

- привлечение новых технологий в республику;

- анализ внедрения новых технологий в развитых странах мира, определение эффективности и возможных путей трансферта последних в РК;

- выработка и определение форм, критериев (принципов) отбора технологий, которые могут считаться перспективными (востребованными) для внедрения в республике и пр.

Так, индустриальная политика основывается на следующих принципах:

1) сбалансированность интересов субъектов индустриальной политики;

2) использование новейших достижений науки и техники, инновационных проектов в развитии отрасли промышленности;

3) повышение эффективности использования материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, путем внедрения импортозамещающих и  ресурсосберегающих технологий;

4) равный доступ к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.

В целях определения участников индустриальной политики следует обозначить субъекты и объекты индустриальной политики.

К субъектам индустриальной политики относятся:

1) государственные органы и организации, ответственные за реализацию государственной индустриальной политики;

2) юридические лица, осуществляющие индустриальную деятельность.

Индустриальная деятельность – совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства.

Под объектами индустриальной политики следует понимать производства следующих отраслей промышленного сектора.

1.     Горно-металлургическая промышленность:

- добыча и переработка металлических руд;

- добыча и переработка железных руд;

- добыча и переработка черных и цветных видов металлов;

- производство готовых металлических изделий;

2. Химическая промышленность;

3.            Фармацевтическая промышленность;

4.            Машиностроение;

5.            Стройиндустрия и производство строительных материалов;

6.            Легкая промышленность;

7.            Пищевая промышленность;

8.            Деревообрабатывающая и мебельная промышленность;

9.            Целлюлозно-бумажная промышленность.

Индустриальная политика будет проводиться посредством принятия государственной программы по развитию приоритетных отраслей экономики на пятилетний период, в порядке установленном Правительством РК.

В текущем году Правительством РК внесена на рассмотрение Главы государства РК первый пятилетний план индустриально-инновационного развития страны «Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы», в рамках которой Казахстан к 2014 году должен достичь следующих результатов:

рост ВВП - на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда - на 50% в обрабатывающем секторе и на 100% - в отдельных секторах экономики, доведение доли несырьевого экспорта до 40%, снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года, а также увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих.

В силу того, что понятие индустриальной политики подразумевает установление конкретных мер по оказанию поддержки субъектам индустриальной политики, законопроектом предполагается урегулирование деятельности государства по оказанию поддержки приоритетных отраслей экономики определенных Правительством.

Для качественной и действенной реализации государственной индустриальной политики, законопроектом предусматривается легитимировать механизм поддержки только тех отечественных производителей, которые заняты производством высокотехнологичной и наукоемкой продукции, обновлением производственной базы за счет применения ресурсо– и энергосберегающих технологий, развитием электроники и ее внедрением во все производственные и непроизводственные процессы, а также осуществляющих качественные и востребованные экономикой республики (в том числе и зарубежными странами) НИОКР.

Принятие комплекса мер по эффективной реализации индустриальной политики обусловлено необходимостью предоставления тех или иных мер государственной поддержки отраслям промышленного сектора, предусматриваемых проектом Закона «Об индустриальной политике».

Информация о работе Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения