Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – современная НТР, основные черты и главные направления по ускорению и повышению эффективности НТР.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль государства по ускорению и повышению эффективности НТП;
- раскрыть роль государства в использовании и достижении НТП в зарубежных странах;
- рассмотреть проблемы в использовании достижений НТП и пути их решения.

Содержание

Введение
3
1

1.1
Теоретические аспекты специфики государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТР
Основные функции государственных органов в инновационной сфере, прямые и косвенные методы государственной поддержки НТР
5
1.2
Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно – технических результатов
8



1.3
Роль государства в использовании и достижении НТР в зарубежных странах
19
2
2.1
Анализ достижений научно – технического прогресса в РК
Нормативно – правовые основы использования достижений НТР в Казахстане
20
2.2
Организационная структура разработки и реализации достижений НТР в Казахстане
28
2.3
Анализ инновационной политики в системе регуляторов социально – экономических процессов в Казахстане
35
3
Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения
38

Заключение
39

Список использованной литературы
41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

Особое и центральное место в обеспечении развития науки Республики Казахстан занимают научные организации, входя­щие в систему Министерства науки — Академии наук. Тради­ционные академические институты находятся теперь в системе Министерства науки — Академии наук. Кроме научно-иссле­довательских институтов, в нее входят национальные научные центры, научно-производственные объединения, исследователь­ские экспедиции, технополисы, технопарки, венчурные, внед­ренческие, консалтинговые, инжиниринговые фирмы и иные юридические лица, осуществляющие научно-техническую дея­тельность.

Для развития ключевых направлений научно-технического прогресса созданы следующие центры:

- Национальный центр новых и космических технологий на базе научно-технического и производственного комплекса космодрома "Байконур" и других научно-технических органи­заций;

- Национальный центр по радиоэлектронике и связи на базе научно-технического комплекса полигона "Сары-Шаган" и организаций радиотехнического профиля, бывших ранее в под­чинении органов СССР;

- Национальный центр по информатике и вычислительной технике на базе научных организаций, специализирующихся в этой области;

- Национальный центр биотехнологии на базе организаций биотехнологического профиля;

- Национальный центр по комплексной переработке мине­рального сырья на базе академических и отраслевых научных организаций горнорудного и металлургического профилей.

В состав национальных научных центров входят различные организации (на праве оперативного управления и на праве хо­зяйственного ведения). Научные центры и иные научные орга­низации могут быть объединены общими управленческими за­дачами.

Управление ведомственными научно-исследовательскими организациями осуществляется директором института, назна­чаемым руководителем центрального исполнительного органа, например, министром юстиции, министром финансов и т. д. Он организует управление по обеспечению выполнения научно-исследовательских программ и представляет интересы научно­го коллектива при оформлении заказов и сдаче результатов на­учной деятельности, обеспечивает коллектив необходимыми ресурсами. В этой связи необходимо подчеркнуть, что отноше­ния по управлению научной организацией могут быть админи­стративными, административно-договорными и имущественны­ми. Законодательство регулирует использование научных ре­зультатов и взаимоотношения между заказчиком и исполните­лем.

Конкурс научно-исследовательских проектов — программ и тем фун­даментальных исследований, принимаемых к реализации с 1997 года. Объяв­лен Министерством науки — Академией наук научной деятельности, предусмотренной служебным заданием или договором с организацией-заказчиком, становится автором (создателем) охраняемого научного или научно-технического результата — объекта интеллектуальной собственности, право на который может возникнуть у организации-заказчика, и со­храняет за собой личные неимущественные права (право на ав­торство), а также право на соразмерное творческому вкладу вознаграждение в соответствии с законодательством Республи­ки Казахстан.

Правовой статус научных работников, порядок их создания и осуществления научной деятель­ности определяются Законом "О науке и государственной на­учно-технической политике" и актами, регулирующими поря­док организации и проведения научных исследований.

 

                 

2.3 Анализ инновационной политики в системе регуляторов социально – экономических процессов в Казахстане

 

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТР, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации.

В РК государственная инновационная политика в базовых отраслях экономики в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений и воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, питьевых и промышленных вод, флоры и фауны и др.).

Так, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика РК ориентирована на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

- в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов;

- в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития глубокой переработки нефти, внедрение катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок;

- в угольной промышленности - на улучшение свойств угля на основе новых технологий глубокой переработки, обогащения и брикетирования, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водо-угольной суспензии, совершенствование открытого способа разработки месторождений;

- в электроэнергетике инновационная политика сконцентрирована на использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе, применении новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии малой и нетрадиционной энергетики, решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива и повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния.

- в транспортном комплексе инновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем;

- в металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсное энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

В РК технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе инновации ориентированы на технологическое перевооружение производств за счет автоматизации проектирования и изготовления продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, автоматизации сборочных процессов, развития методов диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются и формируются приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение получили экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования растет актуальность привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).

Главными методами реализации инновационной политики являются:

- формирование институциональных и законодательных условий для внедрения инноваций. В законодательном плане предусматриваются меры по разработке правовых актов - закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РК, постановления Правительства РК о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.;

- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

- совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования;

- создание совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску и реализации наукоемкой продукции, продвижение отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.

В 2009 году реализован 1 проект «Строительство завода  по производству  керамического кирпича» ТОО «Бошан» в Акмолинской области, стоимость проекта 840 млн. тенге создано 80 рабочих мест.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Количество реализуемых проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Объем финансирования инвестиционных проектов в 2009г

 

По данным местных исполнительных органов во всех регионах республики введено в эксплуатацию 154 инвестиционных проекта на сумму 246 млрд. тенге за счет всех источников финансирования. Из них за счет собственных средств на сумму свыше 103 млрд. тенге, кредитных ресурсов свыше 116 млрд. тенге, государственных институтов развития свыше 20 млрд. тенге, республиканских и местных бюджетов свыше 5 млрд. тенге. Таким образом, инвестиционные проекты профинансированы в основном за счет кредитных ресурсов 47 % и за счет собственных средств 42 %. Наименьшую долю финансирования составили институты развития 8,1 %, а так же республиканские и местные бюджеты 2,2 % от общей суммы профинансированных проектов.

В региональном разрезе наибольшее количество введенных в эксплуатацию проектов зафиксировано в Актюбинской (40) и Восточно-Казахстанской (22) областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Количество введенных инвестиционных проектов за 2009 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Динамика финансирования

 

В отраслевом разрезе лидируют проекты по производству стройматериалов (45) и пищевой продукции (43).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Динамика введенных инвестиционных проектов в отраслевом разрезе за 2008 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Количество созданных рабочих мест

 

На введенных производствах создано 11631 рабочее место, лидирующее положение занимает Актюбинская область 3525 рабочих

Важную роль в комплексе предлагаемых мер играют институциональные преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и др.), способствующие активизации инновационной деятельности. В этих целях предусматривается создание региональных инновационных центров, обеспечивающих координацию и поддержку участников инновационной деятельности.

Учитывая сокращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в той или иной форме происходит создание региональных банков данных по инновациям для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, а также высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от создания научно-технических разработок и заканчивая их освоением, требует расширения в регионах сети технопарков, бизнес инкубаторов, инновационно-технических центров. Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

Информация о работе Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения