Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – современная НТР, основные черты и главные направления по ускорению и повышению эффективности НТР.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль государства по ускорению и повышению эффективности НТП;
- раскрыть роль государства в использовании и достижении НТП в зарубежных странах;
- рассмотреть проблемы в использовании достижений НТП и пути их решения.
Введение
3
1
1.1
Теоретические аспекты специфики государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТР
Основные функции государственных органов в инновационной сфере, прямые и косвенные методы государственной поддержки НТР
5
1.2
Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно – технических результатов
8
1.3
Роль государства в использовании и достижении НТР в зарубежных странах
19
2
2.1
Анализ достижений научно – технического прогресса в РК
Нормативно – правовые основы использования достижений НТР в Казахстане
20
2.2
Организационная структура разработки и реализации достижений НТР в Казахстане
28
2.3
Анализ инновационной политики в системе регуляторов социально – экономических процессов в Казахстане
35
3
Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения
38
Заключение
39
Список использованной литературы
41
Содержание
| Введение | 3 |
1
1.1 | Теоретические аспекты специфики государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТР Основные функции государственных органов в инновационной сфере, прямые и косвенные методы государственной поддержки НТР | 5 |
1.2 | Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно – технических результатов | 8 |
|
|
|
1.3 | Роль государства в использовании и достижении НТР в зарубежных странах | 19 |
2 2.1 | Анализ достижений научно – технического прогресса в РК Нормативно – правовые основы использования достижений НТР в Казахстане | 20 |
2.2 | Организационная структура разработки и реализации достижений НТР в Казахстане | 28 |
2.3 | Анализ инновационной политики в системе регуляторов социально – экономических процессов в Казахстане | 35 |
3 | Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения | 38 |
| Заключение | 39 |
| Список использованной литературы | 41 |
Введение
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.
Актуальность темы. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер.
Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.
Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития. В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.
В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в РК, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.
Цель курсовой работы – современная НТР, основные черты и главные направления по ускорению и повышению эффективности НТР.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль государства по ускорению и повышению эффективности НТП;
- раскрыть роль государства в использовании и достижении НТП в зарубежных странах;
- рассмотреть проблемы в использовании достижений НТП и пути их решения.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты специфики государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТР
1.1 Основные функции государственных органов в инновационной сфере, прямые и косвенные методы государственной поддержки НТР
Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XIX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Новые крупные научные открытия и изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале ХХI. Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РК по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политики, осуществляет меры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитет определяет перспективные направления НИОКР в промышленности. Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов РК. Сейчас, в условия кризиса экономики РК безвозвратное бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной, возвратной и платной основе. Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с Постановлением Правительства РК. Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной и скоординированной работе внебюджетных фондов. Инновационная политика, согласно Постановления правительства, призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.
Уточняются и формируются приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.
Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.
Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией. Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольно регулирующих сил в рамках самого рынка.
Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие. Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей. Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.
К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы. Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются: налоговое и амортизационное регулирование; кредитная и фондовая политика; ценовое регулирование; политика протекционизма.
Информация о работе Проблемы повышения эффективности достижений НТР, и пути их решения