Проблемы и последствия приватизации в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:18, дипломная работа

Описание работы

Приватизация в России – приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Содержание

Введение 2
Приватизация
Понятие и сущность приватизации 4
Формы и методы приватизации 8
Приватизация в России
Цель, объекты и нормативная база приватизации
в России 13
Этапы приватизации в России 14
Проблемы, итоги и последствия проведения
приватизации в России 30
Перспективы приватизации 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.61 Кб (Скачать)

       - Выпуск продукции в целом по машиностроительному комплексу уменьшился в 1994 году на 45 процентов, более чем наполовину потерян рынок товаров народного потребления.

        - Разрушен агропромышленный комплекс, разорваны технологические линии  и межхозяйственные связи, что  особенно сказалось в лесной  промышленности и металлургии.  По данным Госкомстата Российской  Федерации, объем иностранных  инвестиций резко сократился  с 2.921 млн. долларов США в  1993 году до 768 млн. долларов за 9 месяцев 1994 года.

         - По данным Министерства внутренних  дел за 1993 год и за 11 месяцев  1994 года наиболее типичными преступлениями  в сфере приватизации были  взятки, криминализация на рынке  жилья, скупка акций наиболее  рентабельных отраслей народного  хозяйства различными иностранными  компаниями и фирмами с нарушениями  законодательства. Как правило, не  декларировался источник доходов  при скупке крупных и гигантских пакетов акций физическими лицами. Например, В. Ю. Тимофеев (Тюменская область) купил 210 млн. акций «Газпрома», заплатив 2 млрд. 100 млн. рублей. 51 процент акций завода «Уралмаш» скуплены одним физическим лицом. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым владельцам за бесценок. Доходы в бюджеты всех уровней за два года составили по России лишь 1 трлн. рублей, в то время как только по Москве составили 1,8 трлн. рублей.

         - 500 крупнейших приватизированных  предприятий России стоимостью  не менее 200 млрд. долларов фактически  проданы за бесценок – около  7,2 млрд. долларов США. Так, одно  из крупнейших предприятий страны  завод имени Лихачева со стоимостью  основных фондов не менее 1 млрд. долларов был продан за 4 млн. долларов.

         - Отмечен повышенный интерес иностранных инвесторов к таким отраслям как электроника, авиация, ракетостроение, атомная энергетика, выпускающих конкурентоспособную гражданскую продукцию. Действуя через посредников, они пытаются взять под контроль не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности. В частных руках иностранных компаний и криминальных структур оказались такие основополагающие для экономики России отрасли, как машиностроение, производство электроэнергии, водный, речной и авиационный транспорт, объекты связи. Фактически потеряно государственное влияние в цветной металлургии, более 90 процентов акций предприятий которой принадлежат западным компаниям. Доля участия государства в приватизированных предприятиях рыбной промышленности Дальнего Востока составляет 5-7 процентов.

        - Валовой внутренний продукт  страны сократился на 28 процентов  - такого падения национального  производства Россия не знала  ни в годы Первой мировой войны (1914 – 1917), когда производство сократилось на 25 процентов, ни в годы Гражданской войны (на 23 процента), ни в годы Великой Отечественной войны (на 21 процент). Суммарные потери от разрушения экономики страны за один  1996-ой год, в два с половиной раза превысили потери в Великой Отечественной войне.

        - За один только 1994-й год потери  государственной казны от приватизации  по данным Контрольно-бюджетного  комитета составили 1 669 000 000 000 (триллион 669 миллиардов рублей). Продав 46 815 предприятий, Госкомимущество дало казне менее одного миллиона долларов.  
- «Уралмаш» с 34 тысячами рабочих продан за 3 миллиона 720 тысяч долларов. Челябинский металлургический завод с 35 тысячами рабочих продан за 3 миллиона 730 тысяч долларов. Ковровский механический завод, обеспечивавший оружием всю армию, милицию, спецслужбы, продан за 2 миллиона 700 тысяч долларов. Челябинский тракторный завод, где 54 300 рабочих мест, продан за 2 миллиона 200 тысяч долларов. 

        - От «распродажи» крупнейших  российских предприятий, стоимость  которых по минимальной цене  превышает триллион долларов, в  казну поступило ... 7 миллиардов 200 миллионов долларов.

        - 97 процентов предприятий целлюлозно-бумажной  продукции перетекли в частные  руки, из них наиболее перспективные,  ориентированные на экспорт, выпускающие  продукцию глубокой переработки  древесины, оказались под контролем  иностранного капитала, а выручка  от приватизации лесопромышленных  предприятий не превысила двух  процентов их реальной стоимости.

        - Только на одной сделке по  продаже американцам контрольного  пакета акций производственного  объединения «Новомосковскбытхим» государственная казна, согласно документам Счетной палаты, не досчиталась 115 миллионов долларов. Цена пакета акций ОАО «Тюменская нефтяная компания» была занижена минимум на 920 миллионов долларов. При продаже акций ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» государственная казна недополучила 309,3 миллиона долларов, а упущенная выгода федерального бюджета составила около 220 миллионов долларов. Объекты федеральной собственности, расположенные в престижных районах Москвы и Санкт-Петербурга, уходили в частные руки по ценам, не превышающим размера арендной платы за один, максимум два года. Самолеты Ан-72 продавались по ценам в шесть раз дешевле их остаточной балансовой стоимости.

       -  В результате поспешной и необоснованной  приватизации уникальные преуспевающие  предприятия, такие как Калининградский  янтарный комбинат, разрушены, разворованы,  объявлены банкротами. Проверив  Приокский завод цветных металлов, Счетная палата установила, что в момент поспешного преобразования федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, в активы завода «забыли» включить остатки драгоценных металлов, приобретенные еще за счет Минфина СССР, среди «забытых» 5 400 килограммов золота.

       - В 1996-м году в отечественной  золотодобывающей отрасли трудились  тысяча с лишним предприятий,  теперь у государства осталось  только 33, из них 11 рудников и  приисков, на долю которых приходится  меньше одного процента добываемого  золота в России. Точно так  же, переступая через интересы  государства, приватизирован алмазодобывающий  комплекс страны. В советах директоров приватизированных предприятий по производству, добыче и переработке драгоценных металлов, драгоценных камней вообще нет представителей государства, ни из Роскомдрагмета, ни из Минфина, ни из Гохрана России при том, что по закону на драгоценные металлы и камни сохраняется монополия государства. 

       - От распродажи 145 000 предприятий доля доходов в бюджетах регионов редко когда превышала один процент. Это были общенародные предприятия, только народу от них ничего не досталось. По данным всероссийского исследования «Сбережения населения Российской Федерации», проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук в 1996-м году, 71 процент жителей, относящихся к беднейшим слоям, владел лишь 3,3 процента всех денежных сбережений, в то время как пять процентов, относящихся к категории богатых и очень богатых, владели 72,5 процента сбережений, из них на долю двух процентов «очень богатых» приходилось 52,9 процента всех сбережений населения России.

        - Специально созданная комиссия  Государственной Думы пришла  к заключению, что реальная стоимость  проданных предприятий по самым  минимальным оценкам превышает  триллион долларов. Госкомимущество  под руководством А. Б. Чубайса  продало эту государственную  собственность частным структурам, за спиной которых, как правило,  скрывались иностранные кампании, за 7 миллиардов 200 миллионов долларов.

         - Приватизация широко распахнула ворота для вывоза капитала за границу. За 1991 – 1996 годы из России «ушло» более 300 миллиардов долларов. Размещенные в западных банках, эти колоссальные, наворованные в России капиталы теперь «инвестируют» в Россию, продают нам же с процентами.

        - Зарубежной собственностью стали:

Западно-Сибирский металлургический комбинат,

Ковдорский горнообогатительный комбинат,

Волжский трубный  завод,

Нижнетагильский металлургический комбинат,

объединение «Прокопьевскуголь»,

Качканарский  горнообогатительный комбинат,

Кузнецкий металлургический комбинат,

объединение «Кузнецкуголь»,

объединение «Междуреченскуголь»,

Орско-Халиловский металлургический комбинат.

              Из итогов приватизации видно, что её проведение негативно повлияло на экономику России. В стране произошло перераспределение ресурсов, в результате которого сформировался небольшой класс очень богатых людей, которые получили выгоду от продажи государственной собственности, а основное население стало нищим. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях. В результате приватизации государство потеряло большие производственные фонды, которые перешли иностранным гражданам за незначительные суммы денег.

       Уровень жизни населения в  стране ухудшился. Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей).

     Проведенный анализ показывает, что политика приватизации, привела к обострению социально-экономического кризиса и создала условия, серьезно затрудняющие выход из него. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

3.Перспективы приватизации. 

           Приватизация в  России резко расширяет сферу  действия отношений предпринимательства.

     Структура современного предпринимательства  характеризуется многообразием  критериев ее формирования. Можно  выделить экономическую структуру  бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение  бизнеса по формам предприятий).

     Социальная  структура бизнеса раскрывает стратификацию  субъектов, вовлеченных в отношения  предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

     Не  менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура  отражает степень дифференциации и  специализации отраслей народного  хозяйства и специфику экономических  взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между  территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики  выражается в определенной совокупности первичной и производных от них  хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации  образующих эти системы вещественных и личных элементов.

     Становление структуры российского бизнеса  характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность  государственного предпринимательства  сменяется слабой экономической  иерархичностью, которая постепенно усиливается.

     Структурам  предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом  экономических реформ. Наиболее эластичны  в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

     В настоящее время значительна  эластичность социально-экономической  структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

     Качественные  изменения в структуре предпринимательства  могут быть обусловлены двумя  процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

     Новый этап приватизации характеризуется  необходимостью решения следующих  стратегических задач: привлечение  инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного  рынка ценных бумаг.

Информация о работе Проблемы и последствия приватизации в экономике России