Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:18, дипломная работа
Приватизация в России – приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Введение 2
Приватизация
Понятие и сущность приватизации 4
Формы и методы приватизации 8
Приватизация в России
Цель, объекты и нормативная база приватизации
в России 13
Этапы приватизации в России 14
Проблемы, итоги и последствия проведения
приватизации в России 30
Перспективы приватизации 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра государственного и социального управления
Специальность
061000 – «Государственное и муниципальное
управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на
тему: «Проблемы и последствия приватизации
в экономике России»
Работу выполнил (а):
студент Т.А. Скворцова
ИПСУБ,
гр.О-061000-22(к)
Научный руководитель
к.э.н., доцент
Н.С.
Ишманова
Ижевск 2012
Содержание.
Введение
в России
приватизации
в России
Заключение
Список литературы
Приложения
Приватизация
в России – приватизация, которая
осуществлялась в России с начала
1990-х годов. Приватизацию обычно связывают
с именами Е.Т. Гайдара и А.Б.
Чубайса, занимавшими в то время
ключевые позиции в правительстве.
В результате приватизации значительная
часть государственного имущества
России перешла в частную
Приватизация часто
Цель данной курсовой работы – исследовать, как приватизация проходила в России, её проблемы и результаты, к которым она привела.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность приватизации
- изучить процесс приватизации в России, проблемы и последствия
-
выяснить перспективы
Во время исследования были использованы следующие методы: описание, анализ, синтез, обобщение, исторический метод. Благодаря этим методам стало возможным чётко представить, что такое приватизация, как она проходила в России и к каким итогам она привела, а также стало возможным выяснить дальнейшие перспективы приватизации.
Для того, чтобы получить более точные знания того, что такое приватизация и как она происходила в России, необходимо использовать соответствующую литературу.
При написании курсовой работы использовалась информация, представленная в пособии Д.Б. Горохова «Приватизация государственных и муниципальных предприятий в РФ», в котором описано для чего проводится приватизация в России. В Законе от 3 июля 1991года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» описано как будет происходить приватизация и с помощью каких методов предприятия будут передаваться в частные руки.
В книге Б. Миронова «Чубайс. Враг народа. Факты и документы» раскрываются результаты приватизации и её последствия.
Курсовая
работа состоит из введения, трёх глав,
заключения и приложений. В первой
главе описывается понятие и
сущность приватизации, во второй –
проведение приватизации в России,
в третьей – перспективы
1.Приватизация.
1.1. Понятие и сущность приватизации.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Приватизация
— процесс продажи находящейся в государственной
собственности компании частным предпринимателям.
Приватизация может проводиться как по
политическим, так и по экономическим
причинам.
Приватизация
— процесс разгосударствления собственности
на средства производства, имущество,
жилье, землю, природные ресурсы. Приватизация
осуществляется посредством продажи государственной
и муниципальной собственности в руки
коллективов и частных лиц с образованием
на их основе корпоративной, акционерной
и частной собственности.
Достоинствами
приватизации являются:
- сокращение издержек и улучшение качества
продукции;
- общее возрастание конкуренции;
- исключение переплат отдельным категориям
рабочих и служащих.
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.
Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправленческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).
Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя. Подобная модель хозяйственного обособления предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудового коллектива прежде всего в росте текущих доходов предприятия, оставляя в стороне любую мотивацию в преумножении капитала. Поэтому система заинтересованности строится не на принципе максимизации общей массы прибыли фирмы, как это преимущественно бывает в условиях рыночной экономики, а на увеличении текущих доходов каждого отдельного члена самоуправленческого коллектива. А поскольку при этом заработная плата воспринимается как элемент дохода, а не издержек производства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром в соотношении рыночного спроса и предложения. Это, в свою очередь, означает, что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной и переходной экономике, то лишь в каких-то определенных конкретных случаях мелкого предпринимательства. Доминирующей формой они быть не могут.
Сущность приватизации. Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах — от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий — производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий. Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории—собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений. По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода—это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике. Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации. Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Все разнообразие методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или
иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность
граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании. Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов—крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга. Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынков капиталов. Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы не решало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане, Монголии и особенно в Албании финансовые рынки находятся в недостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеют постоянный рост. В большинстве же случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мерами по их рыночной реструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, миновав наиболее выгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.
Информация о работе Проблемы и последствия приватизации в экономике России