Проблемы и последствия приватизации в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:18, дипломная работа

Описание работы

Приватизация в России – приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Содержание

Введение 2
Приватизация
Понятие и сущность приватизации 4
Формы и методы приватизации 8
Приватизация в России
Цель, объекты и нормативная база приватизации
в России 13
Этапы приватизации в России 14
Проблемы, итоги и последствия проведения
приватизации в России 30
Перспективы приватизации 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.61 Кб (Скачать)

       В случаях, если при проведении аукциона (конкурса) по продаже приватизируемых предприятий физическое или юридическое лицо, признанное покупателем в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", является единственным участником аукциона (конкурса), то предприятие продается указанному лицу по цене, определяемой в порядке, устанавливаемом Госкомимуществом России. Эта продажа осуществляется в течение двух недель со дня проведения аукциона (конкурса) соответствующим фондом имущества. Льготы работникам предприятия, ставшим его покупателями, в этом случае не предоставляются.

       Продажа имущества (активов) ликвидируемых  и ликвидированных предприятий  проводится исключительно на  аукционе.

     В этом случае работникам предприятия, а  также лицам, уволенным с этого  предприятия по сокращению численности  работников после 1 января 1992 года и  зарегистрированным в качестве безработных, выплачивается до 30 процентов от продажной цены имущества (активов), но не более 20 установленных законодательством  Российской Федерации минимальных  размеров месячной оплаты труда в  расчете на одного работника.

       Приватизация государственного  и муниципального имущества, сданного  в аренду, осуществляется различными  способами в зависимости от  наличия права выкупа в договоре  аренды и согласия трудового  коллектива предприятия-арендатора, принятого решением не менее  половины его членов.

     Арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором аренды, осуществляют выкуп в следующем порядке:

     в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", если размеры, сроки, порядок и условия внесения выкупа установлены договором аренды;

     путем преобразования предприятия, действующего на основе аренды государственного (муниципального) имущества, в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного  приобретения арендаторами акций, принадлежащих  государству, местным Советам народных депутатов.

     Коллектив структурного подразделения, входящего  в состав предприятия торговли, общественного  питания, бытового обслуживания, действующего на основе договора аренды с правом выкупа, имеет право в случае принятия им решения о выделении в самостоятельное  предприятие выкупить долю арендованного  предприятием государственного (муниципального) имущества, пропорциональную его доле в общем объеме производства (реализации) товаров, работ и услуг, со скидкой  в 30 процентов от его стоимости, предусмотренной договором аренды.

     Положения настоящего пункта распространяются на арендные предприятия и кооперативы  только при условии приведения их организационно-правовой формы в  соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

       Право на выкуп арендованного имущества предоставляется товариществам, созданным трудовыми коллективами структурных подразделений, выделившихся из состава предприятий, созданных трудовыми коллективами государственных (муниципальных) предприятий до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" на основе аренды имущества этих предприятий и не имеющих такого права в соответствии с договором аренды.

     В этих случаях указанным товариществам  предоставляется также преимущественное право на заключение долгосрочного  договора аренды (сроком не менее 15 лет) занимаемых ими государственных (муниципальных) нежилых помещений, зданий, строений, а также на приобретение их в собственность, но не ранее чем через один год  после выкупа арендованного имущества  в порядке, устанавливаемом Госкомимуществом России.

       В 1992 году государственные и  муниципальные предприятия (независимо  от ограничений на их приватизацию) за счет остатков фондов экономического  стимулирования и прибыли, остающейся  в их распоряжении, могут создавать  приватизационные фонды с открытием  личных лицевых счетов приватизации  работников. Средства, зачисляемые  на личные лицевые счета приватизации  работников, не подлежат налогообложению.

     В 1992 году в приватизационный фонд могут  направляться все остатки фондов экономического стимулирования по состоянию  на 1 января 1992 года и до 50 процентов  фактической прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей.

     В приватизационный фонд не направляются прибыль, полученная от реализации основных средств предприятия, и амортизационные отчисления.

     После приватизации государственных (муниципальных) предприятий средства, зачисленные  на личные лицевые счета приватизации работников, остаются в их распоряжении. При увольнении работника эти  средства могут быть по его заявлению  перечислены на указанный им иной лицевой счет приватизации.

     Право собственности в отношении средств  на личном лицевом счете приватизации работника предприятия могут  переходить к другим лицам в порядке  наследования и дарения. Средства личных лицевых счетов приватизации могут  быть использованы работниками только на приобретение любых объектов государственной  и муниципальной собственности  в процессе приватизации.

       В целях защиты интересов работников  приватизируемых предприятий с  момента принятия решения трудовым  коллективом о подаче заявки  на приватизацию государственного (муниципального) предприятия, подразделения  либо с момента подачи заявки  другим физическим или юридическим  лицом и до момента возникновения  права собственности у покупателя (проведения первого собрания  акционеров) запрещается без согласия  соответствующего комитета по  управлению имуществом:

     осуществлять  реорганизацию, ликвидацию и изменение  структуры предприятия;

     изменять  и прекращать действие заключенных  ранее договоров аренды занимаемых приватизируемыми предприятиями нежилых  помещений, зданий, строений.

     В этот период также запрещается изменение  штатного расписания предприятия, сокращение численности его работников без  разрешения трудового коллектива предприятия (подразделения) либо уполномоченного  им органа.

       В 1992 году устанавливаются следующие  дополнительные льготы при приватизации  государственных (муниципальных)  предприятий:

     товарищество, созданное работниками предприятия, где численность инвалидов превышает 50 процентов от общего числа работников, имеет приоритетное право приобретения своего предприятия по остаточной стоимости; если численность инвалидов менее 50 процентов, но более 10 процентов от общего числа работников, то условия  продажи предприятия должны включать обязательства покупателя по сохранению определенной планом приватизации численности  рабочих мест для инвалидов и  обеспечению им специальных условий  труда;

     товарищество, созданное не менее чем двумя  третями от общего числа работников государственного (муниципального) предприятия  традиционных промыслов и ремесел  народов Крайнего Севера (при условии, что не менее половины членов товарищества принадлежит к малочисленным  этническим общностям, относящимся  к коренному населению данной территории), народных художественных промыслов, имеет приоритетное право  на приобретение предприятия по остаточной стоимости;

     при приватизации предприятий горнодобывающей  промышленности, расположенных в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы, предусмотренные  Программой для членов их трудовых коллективов, распространяются также  на бывших работников этих предприятий, проработавших на них не менее  пяти лет, и тех членов старательских  артелей, арендующих имущество этих предприятий, которые проработали  в них не менее пяти сезонов;

     при приватизации предприятий по первичной  переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническому обеспечению сельскохозяйственного  производства акции могут продаваться  по закрытой подписке производителям сельскохозяйственной продукции, признаваемым покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", на территории данной республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области.

     Этап  пост-чековой (денежной) приватизации происходил во второй половине 1994 г. – первой половине 1996 г.

     11 мая 1995 г. Президентом РФ Правительству РФ была поручена разработка методики передачи в доверительное управление и залог юридическим лицам акций акционерных обществ, которые находились в собственности государства.

     Если  этап первичной приватизации в России в 1992-1994 годах повлек за собой быстрое наращивание критической массы, то ситуации в приватизации второй половины 1994-начала 1996 годов можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой пример: в 1995г. в бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой цифры было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллион рублей от стандартных методов продаж (15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

     Итак, основным итогом денежного этапа  приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

          Конечный этап приватизации.

     Этот  этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно  устойчивой системы прав собственности. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Еще рано говорить об итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономикой. 

     2.3. Проблемы, итоги и последствия проведения приватизации в России.

           Приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтации Верховного совета РФ с Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация - захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

     Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики  за счет создания института частной  собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия  переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров.

     Приватизация  в России происходила с массой нарушений со стороны правительства. По сведениям Министерства внутренних дел, за период с 1993-го по 2003-ий годы выявлено 52 938 преступлений, связанных с приватизацией. Со стороны представителей государственных органов преступления выражались в злоупотреблении должностными полномочиями в интересах коммерческих структур в целях получения личной выгоды, что приводило к реальным потерям в сфере обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны. Это привело к следующим результатам:

Информация о работе Проблемы и последствия приватизации в экономике России