Проблемы и последствия приватизации в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:18, дипломная работа

Описание работы

Приватизация в России – приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Содержание

Введение 2
Приватизация
Понятие и сущность приватизации 4
Формы и методы приватизации 8
Приватизация в России
Цель, объекты и нормативная база приватизации
в России 13
Этапы приватизации в России 14
Проблемы, итоги и последствия проведения
приватизации в России 30
Перспективы приватизации 37
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.61 Кб (Скачать)

        Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т. п. имеет преимущество—получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию. Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных

промышленных  предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с

ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на

государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет о сделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на частную (как было, например, в Восточных землях Германии). Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов. Особый случай — продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики. Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.

         Передача или льготная продажа государственных активов работникам

приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где

первоначальная  концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям—от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в

крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

          Следующим методом приватизации является реприватизация, т. е.

восстановление  в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшей Чехословакии (затем в Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций.

    

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     2.Приватизация в России.

2.1. Цель, объекты и нормативная база приватизации в России.

    Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР).

     Цель  приватизации - создание смешанной  экономики с мощным частным сектором, развитие свободного предпринимательства и частной собственности.

     Под объектами государственной собственности, подлежащими приватизации, понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения  предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.

     Приватизация  в России началась с принятия закона «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий», принятого 3 июля 1991 года. Нормы Закона применяются в неразрывной связи с иными Законами Российской Федерации, такими как «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и другими нормативными актами. В Закон о приватизации внесены существенные изменения Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», следовательно, Закон может применяться только с учётом этих изменений. Кроме того для применения Закона важное значение имеют Временные Положения и Рекомендации, утверждённые Указом президента от 29 января 1992 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий».

     Верховным советом Российской Федерации была принята государственная программа  приватизации. Она включала следующие  задачи:

     - повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

     - создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

     - привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

     - содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

     - создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг. 

     2.2. Этапы приватизации в России.

Этап  внеэкономического  закрепления новых  прав собственности. Годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в 1992-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной (ваучеры выдавались всем) для остальной части населения.

     Прогноз поступлений средств от приватизации на возмездной основе в 1992 году по отраслям рассчитан на базе оценки платежеспособного спроса на объекты приватизации в различных отраслях и регионах Российской Федерации.

     Поступления составят 72 млрд. рублей, в том числе:

     из  личных средств граждан - 15 млрд. рублей;  

     из  фондов экономического стимулирования предприятий - 32 млрд. рублей;

     из  средств предприятий, признаваемых покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", - 15 млрд. рублей;

     из  средств иностранных инвесторов - 10 млрд. рублей.

     В четвертом квартале 1992 года дополнительный платежеспособный спрос населения  будет обеспечен введением именных  приватизационных счетов (приватизационных чеков).

       Прогноз поступлений средств  от приватизации в 1993 - 1994 годах  рассчитан на основе платежеспособного  спроса на объекты приватизации  в различных отраслях и регионах. Поступления составят: в 1993 году - 350 млрд. рублей, в 1994 году - 470 млрд. рублей.

     Основным  источником средств для приобретения приватизируемых объектов в этот период будут именные приватизационные вклады (приватизационные чеки) и приватизационные фонды предприятий.

       Средства, поступающие от приватизации, подлежат распределению в соответствующие  бюджеты и государственные органы по нормативам. Указанное распределение осуществляется после выплаты средств работникам приватизированных предприятий в порядке, установленном Программой.

       Правительство Российской Федерации  вправе корректировать показатели  по приватизации (по согласованию  с правительствами республик  в составе Российской Федерации)  и нормативы распределения средств,  поступающих от приватизации, с  учетом состояния финансовой  системы Российской Федерации  и конъюнктуры на рынке объектов  собственности. 

       Все средства, поступающие от  приватизации, не подлежат налогообложению. 

       Комитеты по управлению имуществом  и фонды имущества всех уровней  не облагаются налогами.

       Государственные пошлины по всем актам и сделкам приватизации не взимаются.

     Конкретный  способ приватизации предприятия определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом по результатам работы комиссии по приватизации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Государственной и местных программ приватизации, нормативными актами Госкомимущества России и с учетом мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия.

     При преобразовании государственных и  муниципальных предприятий не допускается  создание акционерных обществ закрытого  типа.

     Не  допускается создание акционерных  обществ (в том числе холдинговых  компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением  случаев приведения их организационно-правовой формы в соответствие c законодательством Российской Федерации.

     Имущественные вклады, внесенные государственными (муниципальными) предприятиями в  уставный капитал (фонд) предприятий, созданных  в любой организационно-правовой форме, в том числе в виде объединений  предприятий, признаются находящимися в государственной (муниципальной) собственности. Внесение предприятиями  указанных вкладов допускается  только с разрешения соответствующих  комитетов по управлению имуществом, а продажа и отчуждение в иных формах - только в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о приватизации.

     Не  допускается создание предприятий  в любой организационно-правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также  органами государственной власти и  управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества, действующих в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации.

     Правопреемниками  указанных юридических лиц в  качестве учредителей и участников (пайщиков, акционеров) ранее созданных  предприятий являются исключительно  соответствующие фонды имущества.

     Решения о выделении структурных подразделений  из состава предприятий в процессе их приватизации принимаются соответствующими комитетами по управлению имуществом с учетом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации. В этом случае согласования с трудовым коллективом предприятия не требуется. Если выделяемые структурные подразделения  преобразуются в акционерные  общества открытого типа, должностным  лицам администрации этих подразделений  в полном объеме предоставляются льготы.

Информация о работе Проблемы и последствия приватизации в экономике России