Проблемы государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить проблемы государственного долга России.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. отразить теоретические основы проблем государственного долга Российской Федерации,

2. отразить особенности управления государственным долгом в России в настоящее время,

3. дать рекомендации на тему управления долгом России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы государственного долга Российской Федерации: теоретические основы 6
1.1. Общее понятие государственного долга 6
1.2. Проблемы законодательной базы управления государственным долгом 10
1.3. Проблемы механизма совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом 18
Глава 2. Государственный долг в России в современный период 25
2.1. Управление государственным долгом в России в период с 2000 по 2007 гг. 25
2.2. Управление государственным долгом в России в период с 2008 по 2010 гг. 26
Глава 3. Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом и рекомендации на тему управления долгом России 37
3.1 Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом…………………………………………………………………………….37

3.2 Рекомендации на тему управления долгом России……………………39

Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 47

Работа содержит 1 файл

Проблемы государственного долга России.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

 

Глава 3. Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом и рекомендации на тему управления долгом России

    1. Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом
 

    К основным недостаткам сложившейся системы управления государственным долгом можно отнести следующие:

  1. система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;
  2. механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;
  3. отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом;
  4. законодательно не определено само понятие «управление долгом» и соответственно пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой функции. Бюджетное законодательство детально регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а его конверсия, досрочный выкупа и целый ряд иных вопросов не имеют достаточной правовой и процессуальной регламентации;
  5. отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом;
  6. не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга;
  7. не разработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса;
  8. имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости;
  9. отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий субфедеральных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований, а также действенная система контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений;
  10. действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.25

    В рамках совершенствования сложившейся  системы управления государственным  долгом запланировано создание унифицированной  системы учета государственных  долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:

    • повысить эффективность государственных заимствований;
    • оптимизировать структуру государственного долга;
    • сократить риски, связанные с осуществлением заимствований;
    • совершенствовать правовые основы управления государственным долгом;
    • создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом;
    • разработать единую систему учета государственного долга;
    • создать единую централизованную систему анализа и управления исками заимствований;
    • разработать единую систему стратегического планирования государственного долга;
    • создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой;
    • разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики.26
 

3.2 Рекомендации на тему управления долгом России 

    Учитывая  вышеизложенное, возможно рекомендовать:

    1. Органам государственной власти:

     - воздержаться от внесения законодательных  инициатив, приводящих к увеличению расходных обязательств Российской Федерации.

    2. Правительству Российской Федерации:

    - провести корректировку «Основных  направлений бюджетной политики  на 2009 – 2011 годы» в части долговой  политики с учетом изменившихся  экономических условий;

    - разработать и утвердить критерии  оценки эффективности управления  государственным долгом Российской  Федерации;

    - принять нормативные правовые  акты определяющие порядок управления  государственным долгом Российской  Федерации;

    - рассмотреть возможность включения японской йены в состав валютной корзины Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в качестве резервной валюты;

    - рассмотреть вопросы совершенствования  налогового администрирования с  целью недопущения перехода хозяйственной  деятельности предприятий и организаций в теневой сектор экономики;

    - ввести ограничение на размер  оплаты труда служащих и руководителей  государственных корпораций;

    - осуществлять выделение негосударственному  сектору экономики финансовой  поддержки из федерального бюджета  при условии взятия организациями  и предприятиями обязательств  по достижению целевых результатов  от использования указанных средств,  а также по введению ограничений на размер выплат вознаграждений менеджменту;

    - разработать меры бюджетно-налогового  регулирования, направленные на  стимулирование потребления населением  на внутреннем рынке;

    - разработать и внедрить механизмы  привлечения сбережений граждан  Российской Федерации к инвестированию в развитие российской экономики;

    - обеспечить эффективную реализацию  механизмов внутреннего кредитования  отраслей экономики; 

    - предусмотреть меры, направленные  на улучшение процедур управления  государственными корпорациями, компаниями с высокой долей государственного участия в их капитале, в части повышения прозрачности использования привлекаемых ими средств, а также ограничения масштабов наращивания внешнего долга, с целью поддержания макроэкономической устойчивости;

    - разработать методические рекомендации по голосованию членам совета директоров, представляющих государство в организациях с высокой долей государственного участия в их капитале, по вопросам, увеличивающим долговую нагрузку на капиталы данных компаний. 

    3. Счетной палате Российской Федерации:

    - обеспечить эффективный финансовый  контроль и мониторинг использования  средств федерального бюджета,  направляемых на реализацию антикризисных  мероприятий;

    - информировать не реже одного  раза в полгода Федеральное  Собрание Российской Федерации о результативности бюджетных расходов, направленных  на поддержку отраслей российской экономики;

    - провести аудит организаций с  высокой долей государственного  участия в капитале и имеющих  значительный объем внешних долговых  обязательств. Обобщить результаты, полученные в ходе проверки, и выработать предложения по сокращению внешних заимствований данных компаний.

    4. Организациям с высокой долей  государственного участия в их  капитале:

    - разработать долгосрочные программы  по сокращению внешних долговых обязательств;

    - разработать целевые программы,  направленные на сокращение издержек  и оптимизацию собственных расходов;

    - рассмотреть возможность привлечения  в качестве  источников долгового  финансирования суверенные и  частные фонды стран Ближнего Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ) и Азии (Китай, Япония).27

 

Заключение 

    Итак, государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

    Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

    В случае, если валюта государства неконвертируема, различают два типа госдолга:

    Внутренний  — задолженность государства  владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

    Внешний — задолженность государства  другим странам, международным экономическим  организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых  заимствований.

    Если  власти России будут и впредь проводить  грамотную экономическую политику, какую они осуществляли в последние годы, то проблема внешнего долга страны в ближайшие 10 лет может быть полностью решена.

    Сложившаяся ситуация требует принятия решительных  мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, в первую очередь на инвестиции, оборону и управление.

    Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные  операции в сфере государственного кредита.

    Необходимость погашения государственного долга  требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение  долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. На его обслуживание последние годы уходило почти четверть расходов бюджета.

 

Список  литературы 

Нормативно-правовые документы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.12.2009)
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (ред. от 29.01.2010)
 

Периодическая литература

  1. Андрианов В. Масштабы внешней задолженности России // Экономист. - 2008. - № 12. - С.51-55.
  2. Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2008. - № 8. - С.15-21.
  3. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю.Воронин, В.Кабашкин // Экономист. - 2006. - № 1. - С.58-67.
  4. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2003. - № 4. - С.45-48.
  5. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. - 2007. - № 5. - С.43-49.
  6. Звонова Е.А. О внешней задолженности России // Деньги и кредит. - 2009. - № 8. - С.60-64
  7. Кабашкин В. Кто и как контролирует долги? // Российская Федерация сегодня. - 2008. - № 1. - С.36-37.
  8. Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны // Российская Федерация сегодня. - 2009. - № 1. - С.33-35.
  9. Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // Финансовое право. - 2009. - № 1. - С.23-28.
  10. Потемкин А., Шабалин А. Как разменять долги на инвестиции и при этом не разрушить рынок. // Российская Бизнес-газета. 2008. -  №673 – С. 6.
  11. Саркисянц А.Г. Финансовые кризисы и проблема суверенного долга // Финансы. - 2008. - № 10. - С.26-29.
  12. Селезнев А. Государственный долг // Экономист. - 2007. - № 3. - С.31-40.

Информация о работе Проблемы государственного долга России