Глава 3.
Недостатки сложившейся
системы управления
государственным долгом
и рекомендации на тему
управления долгом России
- Недостатки
сложившейся системы
управления государственным
долгом
К
основным недостаткам сложившейся системы
управления государственным долгом можно
отнести следующие:
- система управления
государственным долгом не дает возможности
в полной мере осуществлять централизованную
долгосрочную политику в области государственных
заимствований;
- механизмы
управления не позволяют полностью обеспечивать
предупреждение возможных финансовых
кризисов;
- отсутствует
законодательное разделение компетенции
между ветвями государственной власти
в области управления государственным
долгом;
- законодательно
не определено само понятие «управление
долгом» и соответственно пределы полномочий
Правительства Российской Федерации в
сфере выполнения этой функции. Бюджетное
законодательство детально регулирует
только вопросы заимствований и реструктуризации
государственного долга, а его конверсия,
досрочный выкупа и целый ряд иных вопросов
не имеют достаточной правовой и процессуальной
регламентации;
- отсутствует
единая база данных государственных долговых
обязательств и единая методика их учета,
что ухудшает возможности по управлению
государственным долгом в целом;
- не создана
единая система анализа и учета рисков,
что повышает риски государства, связанные
с необходимостью обслуживания валютной
составляющей долга;
- не разработана
система долгосрочной взаимосвязи политики
управления государственным долгом с
денежно-кредитной политикой, уровнем
денежной массы, политикой валютного курса;
- имеющаяся
система информации о государственном
долге и его состоянии отличается высокой
степенью закрытости;
- отсутствует
четкая правовая регламентация на федеральном
уровне полномочий субфедеральных и муниципальных
органов в сфере осуществления заимствований,
а также действенная система контроля
за соблюдением регионами и муниципалитетами
уже имеющихся ограничений;
- действующее
законодательство не закрепляет функций
учета и оперативного управления государственными
обязательствами за уполномоченным органом
Правительства Российской Федерации,
что подразумевает возможность осуществления
заимствований от имени Правительства
Российской Федерации другими органами
государственной власти.25
В
рамках совершенствования сложившейся
системы управления государственным
долгом запланировано создание унифицированной
системы учета государственных
долговых обязательств, а также реформирование
институтов, отвечающих за управление
государственным долгом. Главной целью
проводимой реформы является усиление
государственного влияния и контроля
за государственным долгом и постепенное
снижение зависимости государственного
бюджета от складывающейся с заимствованиями
ситуации. Для ее достижения планируется
в ближайшее время решить следующие задачи:
- повысить
эффективность государственных заимствований;
- оптимизировать
структуру государственного долга;
- сократить
риски, связанные с осуществлением заимствований;
- совершенствовать
правовые основы управления государственным
долгом;
- создать единую
структуру, в полномочия которой будет
входить управление государственным долгом;
- разработать
единую систему учета государственного
долга;
- создать единую
централизованную систему анализа и управления
исками заимствований;
- разработать
единую систему стратегического планирования
государственного долга;
- создать систему
взаимодействия с денежно-кредитной и
валютной политикой;
- разработать
систему учета долговых обязательств
региональных и муниципальных властей,
а также заимствований негосударственного
сектора экономики.26
3.2
Рекомендации на тему
управления долгом России
Учитывая
вышеизложенное, возможно рекомендовать:
1.
Органам государственной власти:
- воздержаться от внесения законодательных
инициатив, приводящих к увеличению расходных
обязательств Российской Федерации.
2.
Правительству Российской Федерации:
-
провести корректировку «Основных
направлений бюджетной политики
на 2009 – 2011 годы» в части долговой
политики с учетом изменившихся
экономических условий;
-
разработать и утвердить критерии
оценки эффективности управления
государственным долгом Российской
Федерации;
-
принять нормативные правовые
акты определяющие порядок управления
государственным долгом Российской
Федерации;
-
рассмотреть возможность включения
японской йены в состав валютной корзины
Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния в качестве резервной
валюты;
-
рассмотреть вопросы совершенствования
налогового администрирования с
целью недопущения перехода хозяйственной
деятельности предприятий и организаций
в теневой сектор экономики;
-
ввести ограничение на размер
оплаты труда служащих и руководителей
государственных корпораций;
-
осуществлять выделение негосударственному
сектору экономики финансовой
поддержки из федерального бюджета
при условии взятия организациями
и предприятиями обязательств
по достижению целевых результатов
от использования указанных средств,
а также по введению ограничений
на размер выплат вознаграждений менеджменту;
-
разработать меры бюджетно-налогового
регулирования, направленные на
стимулирование потребления населением
на внутреннем рынке;
-
разработать и внедрить механизмы
привлечения сбережений граждан
Российской Федерации к инвестированию
в развитие российской экономики;
-
обеспечить эффективную реализацию
механизмов внутреннего кредитования
отраслей экономики;
-
предусмотреть меры, направленные
на улучшение процедур управления
государственными корпорациями, компаниями
с высокой долей государственного участия
в их капитале, в части повышения прозрачности
использования привлекаемых ими средств,
а также ограничения масштабов наращивания
внешнего долга, с целью поддержания макроэкономической
устойчивости;
-
разработать методические рекомендации
по голосованию членам совета директоров,
представляющих государство в организациях
с высокой долей государственного участия
в их капитале, по вопросам, увеличивающим
долговую нагрузку на капиталы данных
компаний.
3.
Счетной палате Российской Федерации:
-
обеспечить эффективный финансовый
контроль и мониторинг использования
средств федерального бюджета,
направляемых на реализацию антикризисных
мероприятий;
-
информировать не реже одного
раза в полгода Федеральное
Собрание Российской Федерации о результативности
бюджетных расходов, направленных
на поддержку отраслей российской экономики;
-
провести аудит организаций с
высокой долей государственного
участия в капитале и имеющих
значительный объем внешних долговых
обязательств. Обобщить результаты, полученные
в ходе проверки, и выработать предложения
по сокращению внешних заимствований
данных компаний.
4.
Организациям с высокой долей
государственного участия в их
капитале:
-
разработать долгосрочные программы
по сокращению внешних долговых обязательств;
-
разработать целевые программы,
направленные на сокращение издержек
и оптимизацию собственных расходов;
-
рассмотреть возможность привлечения
в качестве источников долгового
финансирования суверенные и
частные фонды стран Ближнего Востока
(Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ) и Азии
(Китай, Япония).27
Заключение
Итак,
государственный долг — результат финансовых
заимствований государства, осуществляемых
для покрытия дефицита бюджета. Государственный
долг равен сумме дефицитов прошлых лет
с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный
долг складывается из задолженности центрального
правительства, региональных и местных
органов власти, государственных организаций,
предприятий.
Государственный
долг является составляющей более широкого
понятия «государственный кредит»
В
случае, если валюта государства неконвертируема,
различают два типа госдолга:
Внутренний
— задолженность государства
владельцам государственных ценных
бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная
в национальной валюте.
Внешний
— задолженность государства
другим странам, международным экономическим
организациям и другим лицам, выраженная
в иностранной валюте. Погашается
за счёт экспорта товаров или новых
заимствований.
Если
власти России будут и впредь проводить
грамотную экономическую политику, какую
они осуществляли в последние годы, то
проблема внешнего долга страны в ближайшие
10 лет может быть полностью решена.
Сложившаяся
ситуация требует принятия решительных
мер по ограничению темпов увеличения
государственного долга. Обычно это достигается
за счет роста налоговых поступлений и
сокращения бюджетных расходов, в первую
очередь на инвестиции, оборону и управление.
Государственный
долг является характеристикой результативности
всех совершенных госкредитных операций.
Его абсолютная величина, динамика и темпы
изменений отражают состояние экономики
и финансов страны, эффективность функционирования
государственных структур. На состояние
государственного долга существенно влияют
ежегодные операции в сфере государственного
кредита.
Необходимость
погашения государственного долга
требует изыскания дополнительных
ресурсных поступлений в бюджет,
а они могут быть получены (если
не считать новых займов) только
с помощью налогов. К тому же погашение
долговых обязательств и уплата процентов
по ним отвлекает часть бюджетных доходов
от производительного использования,
сокращает возможности наращивания производственного
и интеллектуального потенциала общества,
за что расплачиваются уже будущие поколения.
На его обслуживание последние годы уходило
почти четверть расходов бюджета.
Список
литературы
Нормативно-правовые
документы
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998
N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.12.2009)
- Федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"
(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (ред. от 29.01.2010)
Периодическая
литература
- Андрианов
В. Масштабы внешней задолженности России
// Экономист. - 2008. - № 12. - С.51-55.
- Борисов С.М.
Новое о внешнем долге России // Деньги
и кредит. - 2008. - № 8. - С.15-21.
- Воронин Ю.
Управление государственным долгом / Ю.Воронин,
В.Кабашкин // Экономист. - 2006. - № 1. - С.58-67.
- Гаврилова
Н. К вопросу о государственном долге //
Экономист. - 2003. - № 4. - С.45-48.
- Жигаев А.Ю.
Роль государственного долга в рыночной
экономике // Деньги и кредит. - 2007. - № 5.
- С.43-49.
- Звонова Е.А.
О внешней задолженности России // Деньги
и кредит. - 2009. - № 8. - С.60-64
- Кабашкин
В. Кто и как контролирует долги? // Российская
Федерация сегодня. - 2008. - № 1. - С.36-37.
- Никитин
В. Сколько и кому мы все-таки должны //
Российская Федерация сегодня. - 2009. - №
1. - С.33-35.
- Покачалова
Е.В. Государственный и муниципальный
долг: проблемы правового регулирования
// Финансовое право. - 2009. - № 1. - С.23-28.
- Потемкин
А., Шабалин А. Как разменять долги на инвестиции
и при этом не разрушить рынок. // Российская
Бизнес-газета. 2008. - №673 – С. 6.
- Саркисянц
А.Г. Финансовые кризисы и проблема суверенного
долга // Финансы. - 2008. - № 10. - С.26-29.
- Селезнев
А. Государственный долг // Экономист. -
2007. - № 3. - С.31-40.