Проблемы государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить проблемы государственного долга России.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. отразить теоретические основы проблем государственного долга Российской Федерации,

2. отразить особенности управления государственным долгом в России в настоящее время,

3. дать рекомендации на тему управления долгом России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы государственного долга Российской Федерации: теоретические основы 6
1.1. Общее понятие государственного долга 6
1.2. Проблемы законодательной базы управления государственным долгом 10
1.3. Проблемы механизма совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом 18
Глава 2. Государственный долг в России в современный период 25
2.1. Управление государственным долгом в России в период с 2000 по 2007 гг. 25
2.2. Управление государственным долгом в России в период с 2008 по 2010 гг. 26
Глава 3. Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом и рекомендации на тему управления долгом России 37
3.1 Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом…………………………………………………………………………….37

3.2 Рекомендации на тему управления долгом России……………………39

Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 47

Работа содержит 1 файл

Проблемы государственного долга России.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

      Сложность использования метода связана с  тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывают  государственную налоговую и  финансовую политику.

      К числу ключевых составляющих относятся: ускоренная процедура банкротства, обращение взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, пересчет пеней и отсечение долгов на определенную дату.

    1. Контроль за заимствованиями субъектов РФ

      В настоящее время регионы активно  проводят политику заимствований, однако многие из них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам. Неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства (включающего в себя федеральное правительство и местные органы власти, а также все государственные внебюджетные органы).

      Это обусловливает необходимость выработки  эффективных способов и решений  по обеспечению контроля за данным процессом со стороны федерального центра.

    1. Увеличение доли государства (федеральные и региональные органы) в структуре капитала акционированных (бывших государственных) предприятий

      Главная цель – формирование нового механизма  управления государственными пакетами акций на основе создания холдинговых  компаний, активизации использования  института представителей государства в АО, использования договора траста.

      Временная передача имущества предприятий-должников  в управление государственных органов 

      Данный  подход должен применяться в тех  случаях, когда имеется возможность  извлечения с помощью этого имущества  доходов, которых может хватить для погашения задолженности. Сложность его использования связана с неотработанностью правового механизма временной передачи собственности (имущества) в управление другим собственникам при сохранении правосубъектности настоящего его владельца. Однако у московского правительства такой опыт имеется.

    1. Продажа дебиторской задолженности на федеральных и региональных аукционах

      Реализация  этого подхода связана с необходимостью разработки и внедрения в практику механизма продажи коммерческим банкам «плохих» долгов их клиентов на открытых торгах, путем прямых переговоров с потенциальными покупателями, путем обмена долгов на акции должников, в крайних случаях – банкротства и ликвидации должников.

    1. Покупка государством «плохих» долгов

      В данном варианте государство обменивает долги по сниженной цене на свои долгосрочные облигации. При этом должны приниматься во внимание приоритеты структурно-инвестиционной политики.

    1. Проведение взаимозачета долговых требований и обязательств

      Система методов управления государственным долгом в силу многоплановости объекта имеет внутренние связи. Реализация каждого метода затрагивает и другие, что требует их применения не в разорванной схеме, а в системе, способной обеспечить малозначимость негативных последствий одних методов и мультипликативный эффект от действия других. 12

      Для управления долгом целесообразно использовать методы разработки современных бизнес-планов, построенные на объективных законах  движения средств, их оборота и возвратности. Такой бизнес-план должен формироваться для отдельных видов (сегментов) государственных заимствований.

      Существуют  организационные проблемы управления государственным долгом, в частности, организационная подсистема управления долгом должна включать:

    • функционально ориентированные структурные подразделения по управлению государственным долгом в Минфине России и Банке России;
    • организационно-методическое обеспечение управления государственным долгом, включающее прогнозирование государственного долга, организацию системы учета государственного долга (в рамках государственных финансов), формирование методических разработок по структуре долга и расчетных схем его обслуживания и т.д.

      Под реализацией организационных мер  по управлению государственным долгом понимается:

    • установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов долга;
    • определение первичных дилеров;
    • регулирующие и координирующие функции по отношению к регионам, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках;
    • подготовка предложений по увеличению государственного долга (объемам, выплате процентов и др.);
    • формирование аналитических материалов по оценке состояния государственного долга;
    • составление нормативно-методических материалов по работе с государственным долгом.

      Важнейшим направлением в области управления госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности:

    • управление и контроль за процентными выплатами по долгу;
    • регулирование ликвидности рынка долговых инструментов;
    • координация функций по формированию структуры долга;
    • управление кассовыми потоками.

      Для решения возникающих проблем  федерального бюджета необходима выработка  стратегической программы управления государственным долгом как составной  частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах – относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств. 13

      Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его  обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

      Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.

      Стратегическая  программа обслуживания и погашения  государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

      В программе управления долгом следует  предусмотреть:

    • балансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой с целью стабилизации и возможного уменьшения госдолга, прежде всего внешнего;
    • меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию его кредиторами;
    • возможности рефинансирования задолженности государства;
    • уменьшение расходов на обслуживание государственного долга с учетом инфляционного обесценивания основной суммы долга и затрат на его обслуживание;
    • источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;
    • сокращение государственных расходов;
    • контроль за заимствованиями субъектов РФ;
    • контроль за заимствованиями хозяйствующих субъектов.

      Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный  характер в связи с формированием  валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.

      Неразвитость  институциональной основы государственных  заимствований, определяя в значительной мере негативные тенденции в этой сфере, проявляется в виде ряда обстоятельств, среди которых – сложившаяся система сосредоточения в одном ведомстве функций государственного заимствования, включая все стадии и элементы данного института. Соединение в одном финансовом центре разных по механизмам и инструментам финансовых потоков при одновременном сочетании исполнительных и контрольных функций несет в себе опасность серьезных нарушений в указанной сфере. Решение проблемы выделения функций государственных заимствований, включая все структурные элементы процесса, в частности определение стратегии государственных заимствований, эффективности и обслуживания как внешних, так и внутренних долгов, в объект относительно самостоятельного управления является главной задачей в области повышения эффективности института государственных заимствований и предотвращения угроз национальной безопасности.14 
 
 

 

Глава 2. Государственный долг в России в современный период 

2.1. Управление государственным  долгом в России  в период с 2000 по 2007 гг. 

    Рост  внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей  развития экономики России. В 1998 - 1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долларов. В последующий период он стал быстро увеличиваться (см. Приложение, рис.1).

    Из  рисунка видно, что в 2000 - 2007 гг. внешний  корпоративный долг России рос огромными  темпами. В 2007 году он в 13 раз превысил уровень 1998 - 2000гг. Особенно быстро внешний  корпоративный долг стал расти с 2001 года. За период 2001 - 2007гг. он вырос более, чем в 11 раз. На конец 2007 года он превысил 400 млрд. долларов. В связи с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его уровень по отношению к ВВП постоянно растет (см. Приложение, рис. 2). Из рисунка видно, что в 2003 - 2007 годах величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП выросла почти в 2 раза, и составила 31,8%.

    В период с 2000 по 2007 гг. к  наиболее существенным трансформациям государственного долга следует отнести:

    - резкий рост совокупного внешнего  государственного долга (госдолга и долга госкорпораций) и ухудшение его структуры. В 1997 - 1998гг. совокупный внешний госдолг составлял более 170 млрд. долларов. Из них на собственно госдолг приходилось 91 - 94 процента, а на долю госкорпораций - 6 - 9 процентов. В 2002 - 2005гг. совокупный госдолг составлял 120 - 140 млрд. долларов. В 2007 г., учитывая внешние долги государственных предприятий и акционерных обществ, контролируемых государством, госдолг приближаелся к 190 млрд. долларов. Причем, в совокупном внешнем госдолге доля менее надежного корпоративного долга составляла 79 процентов (из них 43,9% - доля госпредприятий и 35,1% - доля банков, в которых органы государственного управления, денежно - кредитного регулирования и госкомпании владеют 50 и более процентами капитала);

    - резкий рост совокупного корпоративного  долга, включая внешний и внутренний  корпоративный долг. Внутренняя  корпоративная задолженность по  отношению к ВВП возросла в  2002-2007 годах в 3 раза и, к 2007 г. превысила 40% ВВП. За тот же период долг российских предприятий и банков нерезидентам увеличился с менее 35 млрд. долларов до более, чем 400 млрд. долларов. При этом имелась тенденция к резкому увеличению темпов роста внешнего корпоративного долга. За 2007 год задолженность банков и предприятий перед нерезидентами выросла почти на 146 млрд. долларов, то есть более, чем в 1,5 раза;

Информация о работе Проблемы государственного долга России