Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель работы – отразить проблемы государственного долга России.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. отразить теоретические основы проблем государственного долга Российской Федерации,
2. отразить особенности управления государственным долгом в России в настоящее время,
3. дать рекомендации на тему управления долгом России.
Введение 3
Глава 1. Проблемы государственного долга Российской Федерации: теоретические основы 6
1.1. Общее понятие государственного долга 6
1.2. Проблемы законодательной базы управления государственным долгом 10
1.3. Проблемы механизма совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом 18
Глава 2. Государственный долг в России в современный период 25
2.1. Управление государственным долгом в России в период с 2000 по 2007 гг. 25
2.2. Управление государственным долгом в России в период с 2008 по 2010 гг. 26
Глава 3. Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом и рекомендации на тему управления долгом России 37
3.1 Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом…………………………………………………………………………….37
3.2 Рекомендации на тему управления долгом России……………………39
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 47
Сложность использования метода связана с тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывают государственную налоговую и финансовую политику.
К числу ключевых составляющих относятся: ускоренная процедура банкротства, обращение взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, пересчет пеней и отсечение долгов на определенную дату.
В
настоящее время регионы
Это
обусловливает необходимость
Главная цель – формирование нового механизма управления государственными пакетами акций на основе создания холдинговых компаний, активизации использования института представителей государства в АО, использования договора траста.
Временная
передача имущества предприятий-
Данный подход должен применяться в тех случаях, когда имеется возможность извлечения с помощью этого имущества доходов, которых может хватить для погашения задолженности. Сложность его использования связана с неотработанностью правового механизма временной передачи собственности (имущества) в управление другим собственникам при сохранении правосубъектности настоящего его владельца. Однако у московского правительства такой опыт имеется.
Реализация
этого подхода связана с
В данном варианте государство обменивает долги по сниженной цене на свои долгосрочные облигации. При этом должны приниматься во внимание приоритеты структурно-инвестиционной политики.
Система методов управления государственным долгом в силу многоплановости объекта имеет внутренние связи. Реализация каждого метода затрагивает и другие, что требует их применения не в разорванной схеме, а в системе, способной обеспечить малозначимость негативных последствий одних методов и мультипликативный эффект от действия других. 12
Для управления долгом целесообразно использовать методы разработки современных бизнес-планов, построенные на объективных законах движения средств, их оборота и возвратности. Такой бизнес-план должен формироваться для отдельных видов (сегментов) государственных заимствований.
Существуют организационные проблемы управления государственным долгом, в частности, организационная подсистема управления долгом должна включать:
Под
реализацией организационных
Важнейшим направлением в области управления госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности:
Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах – относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств. 13
Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.
Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.
Стратегическая программа обслуживания и погашения государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.
В программе управления долгом следует предусмотреть:
Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.
Неразвитость
институциональной основы государственных
заимствований, определяя в значительной
мере негативные тенденции в этой сфере,
проявляется в виде ряда обстоятельств,
среди которых – сложившаяся система
сосредоточения в одном ведомстве функций
государственного заимствования, включая
все стадии и элементы данного института.
Соединение в одном финансовом центре
разных по механизмам и инструментам финансовых
потоков при одновременном сочетании
исполнительных и контрольных функций
несет в себе опасность серьезных нарушений
в указанной сфере. Решение проблемы выделения
функций государственных заимствований,
включая все структурные элементы процесса,
в частности определение стратегии государственных
заимствований, эффективности и обслуживания
как внешних, так и внутренних долгов,
в объект относительно самостоятельного
управления является главной задачей
в области повышения эффективности института
государственных заимствований и предотвращения
угроз национальной безопасности.14
Глава 2.
Государственный долг
в России в современный
период
2.1.
Управление государственным
долгом в России
в период с 2000
по 2007 гг.
Рост внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. В 1998 - 1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долларов. В последующий период он стал быстро увеличиваться (см. Приложение, рис.1).
Из рисунка видно, что в 2000 - 2007 гг. внешний корпоративный долг России рос огромными темпами. В 2007 году он в 13 раз превысил уровень 1998 - 2000гг. Особенно быстро внешний корпоративный долг стал расти с 2001 года. За период 2001 - 2007гг. он вырос более, чем в 11 раз. На конец 2007 года он превысил 400 млрд. долларов. В связи с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его уровень по отношению к ВВП постоянно растет (см. Приложение, рис. 2). Из рисунка видно, что в 2003 - 2007 годах величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП выросла почти в 2 раза, и составила 31,8%.
В период с 2000 по 2007 гг. к наиболее существенным трансформациям государственного долга следует отнести:
-
резкий рост совокупного
-
резкий рост совокупного