Проблемы государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить проблемы государственного долга России.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. отразить теоретические основы проблем государственного долга Российской Федерации,

2. отразить особенности управления государственным долгом в России в настоящее время,

3. дать рекомендации на тему управления долгом России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы государственного долга Российской Федерации: теоретические основы 6
1.1. Общее понятие государственного долга 6
1.2. Проблемы законодательной базы управления государственным долгом 10
1.3. Проблемы механизма совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом 18
Глава 2. Государственный долг в России в современный период 25
2.1. Управление государственным долгом в России в период с 2000 по 2007 гг. 25
2.2. Управление государственным долгом в России в период с 2008 по 2010 гг. 26
Глава 3. Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом и рекомендации на тему управления долгом России 37
3.1 Недостатки сложившейся системы управления государственным долгом…………………………………………………………………………….37

3.2 Рекомендации на тему управления долгом России……………………39

Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 47

Работа содержит 1 файл

Проблемы государственного долга России.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

    - особо следует обратить внимание  на быстрый рост всего совокупного  национального долга - федерального, муниципального, корпоративного. При  этом, качество совокупного национального долга ухудшилось за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. 

2.2. Управление государственным долгом в России в период с 2008 по 2010 гг. 

    За  период   с начала 2008 года по  конец 2010 года  государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5  до 9,1 %.   Государственный внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах  к ВВП - с 4,6  до 6,4 %. Государственный внешний долг в  рублевом эквиваленте  увеличится  на 2 %,  в процентах к ВВП - снизится с 3,9  до 2,8 %.

    · Верхний предел государственного внутреннего  долга  на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в  2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным  законом «О федеральном бюджете на   2007 год».

    · Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с  ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2007 году увеличатся на 57,5 %. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2008  - 2010 годы составит 2,9  - 3 %.

    · Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2007 году и составят  170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.

    · По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств,  могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США. 15

    В 2008 - 2010 годах политика в области  государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг)  в соответствии с Основными направлениями  долговой политики на 2008 - 2010 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года (далее – долговая политика),  будет осуществляться с учетом новой концепции ненефтегазового баланса федерального бюджета.  Предусматривается, что возникающий в результате ненефтегазовый дефицит федерального бюджета  будет покрываться в том числе за счет увеличения государственных внутренних заимствований.

    Государственный долг в абсолютном размере за период   начало 2008 года -  конец 2010 года  увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5  до 9,1 %.   Государственный внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах  к ВВП - с 4,6  до 6,4 %. Государственный внешний долг в  рублевом эквиваленте  увеличится  на 2%, в процентах к ВВП - снизится с 3,9  до 2,8 %.

    Законопроектом  не установлен общий объем государственного долга Российской Федерации (суммы  внутреннего и внешнего долга) на соответствующий финансовый год, что не соответствует статье 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Счетная палата отмечает, что отличительной  особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы является  рост государственного долга  относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга. 16

    Динамика  внешнего и внутреннего государственного долга представлена в  таблицах 1 -2  (См.Приложение).

    В 2008 – 2010 годах объем государственного долга увеличился с 2 617,6 млрд. рублей до 4 089,7 млрд. рублей к концу 2010 года, то есть увеличился  в 1,6 раза.

    Удельный  вес внутреннего долга в общем  объеме государственного долга возрастет  до 69,9 %  концу 2010 года.

    Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2009 года - 1 824,7 млрд. рублей, или 5,2 %  ВВП, что  выше   на 461,4 млрд. рублей, или на 33,8 %,  утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года (1 363,3 млрд. рублей, или 4,4 %  ВВП).

    Счетная палата отмечает, что  в соответствии  с материалами, представленными к  законопроекту,  верхний предел государственного внутреннего долга, определенный  на начало 2008 года (1 409,2 млрд. рублей),  на 45,9 млрд. рублей, или на 3,4 %, превышает аналогичный показатель, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» (1 363,3 млрд. рублей). При этом соответствующих обоснований в материалах к законопроекту не было представлено.

    Законопроектом  предусматривается увеличение в 2010 г. верхнего предела государственного внутреннего долга, который на 1 января 2011 года составит 2 856,8 млрд. рублей, что в 2 раза превысит показатель, ожидаемый по исполнению  федерального бюджета 2007 года. Анализ структуры государственного внутреннего долга в период 2008 – 2010 годов показывает, что  увеличится  доля государственных ценных бумаг. Динамика  и структура внутреннего и внешнего долга  приведена в таблицах 3-4 (См.Приложение)

    Объем внутреннего долга, выраженный в  государственных ценных бумагах, на начало 2008 года составил 1 310,6  млрд. рублей (1244,7 млрд. рублей в соответствии с  данными к федеральному закону «О федеральном  бюджете на 2007 год»),   в 2008 - 2010 годах  увеличился в 2 раза и к концу 2010 года составит 2 618,2 млрд. рублей (или 91,7 % внутреннего долга). 17

    Более чем в 2 раза увеличатся расходы на обслуживание внутреннего долга   в 2010 году по сравнению с 2007 года и составят  170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации. Динамика государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах  (более 90 % общего объема внутреннего долга), и расходов на обслуживание государственного внутреннего долга представлена на диаграмме.

    Рис. 3. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга18

    Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2009 года содержится в размере 43,3 млрд. долларов США, или   32,1 млрд. евро, что на 7,3 % меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года (46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро). В период 2009 - 2010 годов  предусматривается увеличение  верхнего предела внешнего долга,  динамика  которого представлена на следующей диаграмме.

    Рис. 4.  Динамика верхнего предела государственного внешнего долга России 19

    Абсолютный  размер внешнего долга в  рублевом эквиваленте  будет иметь тенденцию к росту и составит  к концу 2008 года – 1 132,4 млрд. рублей, или 3,2 % ВВП, к концу 2009 года – 1 164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8 %), или  2,9 % ВВП,  к концу 2010 года – 1 232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9 %), или 2,8 % ВВП.

    В структуре внешнего долга уменьшится доля  государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.

    Тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует  Основным направлениям долговой политики на 2008 – 2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.20

    Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на период 2008 – 2010 годы (на три года) предусмотрены в сумме 647,6 млрд. рублей, в том числе на 2008 год –  187,9 млрд. рублей (0,5 %   ВВП),  2009 год – 212,6 млрд. рублей (0,5 %  ВВП), 2010 год – 247,1 млрд. рублей (0,6 %  ВВП).

    Увеличение  расходов на обслуживание государственного долга в 2010 году  по сравнению с ожидаемой оценкой  исполнения 2007 года составит 57,5 %. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2008 - 2010 годах   составит 2,9 - 3 %  (в 2007 году – 2,9 %). Динамика расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации представлена на  следующей диаграмме.                       

     

    Рис. 5. Динамика расходов на обслуживание государственного долга 21 

    Расходы федерального бюджета на обслуживание  внутреннего долга определены на 2008 - 2010 годы в сумме 411,6 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 106,5 млрд. рублей (0,3 %  ВВП), 2009 год – 134,2 млрд. рублей (0,3 % ВВП), 2010 год – 170,9  млрд. рублей (0,4 %  ВВП). Таким образом,  прогнозируется увеличение указанных расходов как в номинальном выражении – на 122 % в 2010 году по сравнению с ожидаемой оценкой 2007 года, так и относительно ВВП – на  0,1 процентного пункта.

    В 2008 году  расходы на обслуживание внутреннего долга составили  106,5 млрд. рублей, или  56,7 % процентных выплат по  государственному долгу, что на 7,7 процентного пункта больше, чем было предусмотрено на  2007 год (49 %). Более 90 %   указанных расходов предусмотрено на  процентные платежи по  государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в российской валюте.

    Счетная палата  не может подтвердить обоснованность расходов на обслуживание внутренних долговых обязательств в связи с  непредставлением соответствующих расчетов.

    В соответствии с бюджетными проектировками расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга на 2008 – 2010 годы предусмотрены в сумме 236,0  млрд. рублей, в том числе на 2008 год –  81,4 млрд. рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей, на 2010 год – 76,2 млрд. рублей. Прогнозируется снижение  указанных расходов в 2010 году  по сравнению с ожидаемой оценкой  исполнения 2007 года  на 4,8 %.22

    Расходы на обслуживание внешнего долга в 2008 году, предусмотренные в  объеме 81,4  млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), превысят  показатель, ожидаемый по исполнению 2007 года  (80 млрд. рублей), на 1,4 млрд. рублей, или на 1,8 %, и составят 43,3 % расходов на обслуживание государственного долга.  

    Процентные  платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных  государств, в 2008 году  составили  5,1 млрд. рублей (198,1 млн. долларов США), что  на 0,7 млрд. рублей, или на 16 %,  больше, чем предусмотрено на 2007 год  (4,4 млрд. рублей).

    В 2009 – 2010 годах указанные расходы  будут иметь тенденцию к сокращению и составили в 2009 году в объеме 4,7 млрд. рублей (179,1 млн. долларов США), в 2010 году прогнозируются - 3,9 млрд. рублей (144,7 млн. долларов США). Счетная палата не может подтвердить обоснованность планируемых  процентных платежей по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, в связи с непредставлением соответствующих расчетов.

    По  экспертной оценке  Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, в соответствии с представленными данными Внешэкономбанка  и с учетом дополнительных расходов при увеличении процентной ставки и изменения соотношений курсов валют (в соответствии с прогнозом роста ставок, содержащимся в  материалах к законопроекту), могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США (в сумме за 2008 - 2009 годы.).

    Процентные  платежи по кредитам МФО в 2008 году составили 11,4 млрд. рублей (440 млн. долларов США), что на 1,1 % больше показателя, планируемого на 2007 год (435,3 млн. долларов США).  

    В 2009 - 2010 годах  проектируется увеличение указанных расходов: в  2009 году они составили 12,4 млрд. рублей (473 млн. долларов США), что  больше  показателя 2008 года на 9 %, в 2010 году составят 12,7 млрд. рублей (475,6 млн. долларов США), что больше показателя 2008 года на 11 %.

    В соответствии с проектами Программ государственных внешних заимствований  на 2008 год и на 2009 - 2010 годы ожидается сокращение объемов привлечения займов МФО.23

    На  выплату процентов по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в 2008 году предусматривались средства  в объеме  64,8 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США), что на  792,9 млн. рублей, или на 1,2 %, больше показателя, предусмотренного на  2007 год  (64,05 млрд. рублей). Рост указанных выплат обусловлен увеличением объема  государственных ценных бумаг за счет обмена  в 2006 году части коммерческой задолженности на еврооблигации на условиях Лондонского клуба,  а также  ростом платежей в связи с условиями их обслуживания. В  2009 -  2010 годах прогнозируется сокращение указанных выплат до 61,4 млрд. рублей (2,3 млрд. долларов США) в 2009 году и до 59,6 млрд. рублей (2,2 млрд. долларов США) в 2010 году.24 

Информация о работе Проблемы государственного долга России