Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей конкурентных взаимодействий и моделей поведения между товаропроизводителями в условиях различных рыночных структур в пределах отраслевых рынков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить концептуальные основы теории отраслевой конкуренции;
рассмотреть поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической рыночных структур;
провести анализ особенностей функционирования отраслевых структур в Украине.
На телекоммуникационном рынке началась новая технологическая эра. Два крупнейших оператора — «Киевстар» и «МТС – Украина» — приступили к внедрению технологии All-IP, позволяющей передавать голос, видео и интернет-трафик по единым каналам. В перспективе это позволит им экономить на обслуживании сетей, а абоненты получат доступ к инновационным услугам.
Переход на технологию All-IP — не столько дань моде, сколько один из путей существенного уменьшения затрат операторов на предоставление услуг связи. Притом что тарифы на мобильную связь в Украине — одни из самых низких в Европе, а жесткая конкуренция между операторами не позволяет эти тарифы увеличивать, оптимизация затрат является приоритетным направлением для всех игроков рынка.
Проследим ценовую политику МТС и "Киевстар" в условиях олигополии до 2009 года. Так, в 2004г. средняя цена минуты разговора абонентов МТС примерно равнялась 1,34 грн./мин. Количество пользователей услугами этой компании на то время составляла 5,17 млн. чел. Услугами «Киевстар» в 2004 году пользовались 6,25 млн. чел. С целью завладеть большей частью рынка, МТС снизили свои тарифы на разговоры в среднем до 1,2 грн./мин, что повлекло резкое увеличение количества абонентов - до 13,33 млн. чел. В это же время "Киевстар", чтобы не потерять свою долю рынка, также снизил цены и количество абонентов выросло с 6,25 до 14 млн. чел. Чувствуя конкуренцию со стороны "Киевстар", МТС в 2006 году уменьшил стоимость минуты разговора в среднем до 1 грн./мин, на что отреагировал и другой оператор. Количество их пользователей увеличилось до 20 млн. чел. в UMC и 21,51 млн. чел. в "Киевстар".[18]
Проанализируем развитие рынка мобильной связи Украины за 2009 год. Согласно этим данным, на начало 2010 года общее количество абонентов, пользующихся услугами мобильной связи, составило 55 320 217 чел. Из них 22 022 261 абонентов подключены к мобильному оператору «Киевстар GSM» (торговые марки «Киевстар», «Ace&Base», «DJUICE», «Мобилыч»); 17 564 410 человек пользуются услугами мобильного оператора «МТС» (ТМ «МТС», «Джинс», «Екотел»).
Итак, в настоящее время в Украине рынок мобильной связи практически наполнен. Основную часть рынка занимают два оператора – «MТC» и "Киевстар" и их положение является олигопольным. Новые операторы проникают на рынок, но лидирующие позиции занять не могут в силу различных причин, в том числе, по заявлениям АМКУ, договоренности между «МТС» и «Киевстар». Изучение проблемы стратегического взаимодействия фирм является центральной в исследовании поведения олигополистов.
Рассмотрим более подробно пищевую промышленность.
Для Украины, как для аграрно-промышленного государства с переходной экономикой, большое значение имеет пищевая промышленность. Одной из самых динамичных в пищевой промышленности является пивоваренная отрасль, в которой в последнее время наблюдаются многосекторные интеграционные процессы и рост конкурентной борьбы.
В Украине потребление пива на сегодняшний день достигает лишь 65 л на душу населения, что значительно ниже потребления пива в европейских странах (в Чехии этот показатель достигает 125 л, в Германии – 180 л). [10] Темп роста потребления пива снижается – с 23% в 2005 году до 6% в 2008 году. В 2008 году также заметно снизились темпы производства пива до 8,3%.
Основная конкурентная борьба ведется между тремя компаниями: «САН ИнБев Украина» - 38%; ЗАО «Оболонь» - 30,2%; «Славутич» - 4,1% .[13] Ни один из пивоваров второго эшелона не контролирует более 1% рынка. «САН ИнБев Украина» - лидер внутреннего рынка пива Украины. Компания имеет единое управление, за счет чего имеет место экономия на закупках, внедрение лучших технологий и др. компания активнее реализует стратегию лидирования в затратах, в рамках которой разработала свою систему управления качеством LIMS (Laboratory Information Management System), развивает человеческие ресурсы, имеет одну из лучших дистрибьюторских сетей по Украине, активно применяет стратегии инноваций, горизонтальной интеграции, внедряет программу оптимизации VPO (Voyager Plant Optimization).
ЗАО «Оболонь» - единственный национальный крупный представитель рынка пива. Компания является лидером по производству пива в Украине. Реализуя стратегию дифференциации, компания расширяет линейку своих брендов, усиливает позиции брендов «Зибберт», «Десант», внедряет новейшие методы торгового маркетинга в контролировании продаж продукции. Также для усиления имиджа компания совершенствует социальную ответственность, занимается благотворительностью, развивая культуру, спорт, принимает участие в деятельности международных ассоциаций по качеству, защиты окружающей среды и др.
«Славутич» (Carlsberg Group). В 2008 году доля компании возросла, несмотря на экономический кризис. При реализации стратегии широкой дифференциации компания удачно позиционирует каждую торговую марку, результатом чего является укрепление позиций брендов компании на рынке (лицензионные бренды компании занимают лидирующие позиции на рынке) и увеличение доли рынка.
Отметим также ликероводочную отрасль, которая также демонстрирует наличие олигополистической структуры. Производство ликероводочных изделий (ЛВИ) в Украине продолжает сокращаться. При этом динамика производства водки основного алкогольного напитка на украинском рынке, прямо противоположна. Если в 2008 г. производство ЛВИ, по официальным данным, составило 61,7 млн. дал (в том числе водки 41,2 млн. дал), то за 2009 г. розлив ЛВИ на отечественных предприятиях упал до 55,3 млн. дал. При этом выпуск водки, по данным Госкомстата, увеличился до 43,3 млн. дал. Иными словами, в 2009 г. ликеров, наливок, слабоградусных напитков и т.п. произведено не более 12 млн. дал (против 20,5 млн. дал в 2008 г.). [23]
Описанные изменения в структуре продаж стали одной из причин некоторых перестановок, произошедших в группе лидеров отрасли. Так, за прошедший год выросла рыночная доля компаний, традиционно специализирующихся в первую очередь на предложении продукции нижнего ценового сегмента (приложение Б, диаграмма Б.1.). Хотя отметим, что представленные рейтинги касаются производства водки. С учетом неполной реализации товара на внутреннем рынке и больших складских запасов, успешность деятельности оператора напрямую не зависит от объема выпуска продукции. Кроме того, влияние на расстановку сил на рынке оказало банкротство одного из водочных гигантов.
Таким образом, монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» сыра фирмы ЗАО «Молочный альянс» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.
Олигополия способствует научно-техническому прогрессу и поэтому имеет своим результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае, если бы организация отрасли носила более конкурентный характер.
Итак, олигополия является менее желательной, нежели монополия, так как монополия часто подвергается государственному регулированию, а олигополия может сохранять видимость конкуренции нескольких независимых фирм (например, при тайном сговоре).
ВЫВОДЫ
На основе исследований, проведенных в данной работе, можно сделать следующие выводы и предположения.
Фирма – это, прежде всего обособленный агент рынка, который обладает производственной и финансовой свободами, зарегистрирован как юридическое лицо, имеющее банковский счет и прочие атрибуты регистрации.
Отрасль определяют как достаточно широкий сектор, а рынки соотносят с определенными товарами. Конкуренция на протяжении жизненного цикла отрасли может изменяться по двум направлениям. Во-первых, происходит сдвиг от неценовой к ценовой конкуренции. Во-вторых, усиливается интенсивность конкуренции, что ведет к сокращению маржи.
Отметим, что олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
Монополистическая конкуренция относится к отраслям, в которых действует относительно большое число фирм, не участвующих в сговорах и производящих дифференцированную продукцию, при условии легких входа и выхода из отрасли. А на олигополистических рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован и не дифференцирован.
Следует также отметить, что примерами монополистической конкуренции являются рынки стиральных порошков, мыла, спортивной обуви и одежды, дезодорантов, кремов для бритья, безалкогольных напитков, кофе, фармацевтический рынок и т. д. Примеры олигополии: автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты, рынок пива, ликероводочный рынок, сталь, алюминий, цемент и т. д.
Рассмотрение особенностей ценообразования на олигополистическом рынке позволяет сделать вывод, что фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов.
В Украине в таких отраслях, как производство ликероводочных изделий, пищевая промышленность, рынок мобильной сотовой связи, рынок молочных продуктов, фармацевтический рынок сформированы такие рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия.
Для достижения конкурентных преимуществ крупные предприятия внедряют конкурентные стратегии лидирования в расходах и дифференциации, а малые и средние – реализовывают различные конкурентные стратегии фокусирования, концентрируясь или на производстве отдельного вида продукции, либо на реализации продукции в отдельном небольшом регионе (сегменте рынка) или на предоставлении услуг отдельному сегменту потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 442 с.
2. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 204 с.
3. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихсяпо экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
4. Грант Р. М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В. Н. Фунтова. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
5. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-гоангл. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 972 с.
7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2005. – 576 с.
8. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. – 640 с.
9. Селищев А. С. Микроэкономика: учеб. для вузов, СПб:. Питер, 2002. - 448 с.
10. Силивончик А. Карман-сюита. // А. Силивончик // Бизнес. - 2009. - № 5. - 80-82 с.
11. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с.
12. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. 17-е изд. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 928 с.
13. Струк К. П. Сдули пену. Пивной рынок на пороге насыщения. / К.П. Струк // Контракты. - 2008. - № 1. - 43-45 с.
14. Зубко Н.М., "Экономическая теория", 2-е изд. Практическое пособие по экономической теории . Минск : НТЦ "АПИ", 1999. - 192 с.
15. "Основы рыночной экономики Украины". Учеб. пособие / В. В. Селезнев. - К. : А. С. К., 2002. - 539 с.
16. Е. М. Воробьев, А. А. Гриценко, М. Н. Ким. Экономическая теория. Учебное пособие. Харьков: Пресс-Фортуна, 1997. - 406 с.
17. Роберт Пиндайк Даниэль Рубинфельд Микроэкономика. Сокращенный перевод с английского "Экономика" "Дело" Москва— 1992 504 с.
18. Полякова М. В. Олигополистический рынок мобильной связи Украины. //[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/12_
Информация о работе Проблеми та перспективи розвитку ринку праці в Україні