Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей конкурентных взаимодействий и моделей поведения между товаропроизводителями в условиях различных рыночных структур в пределах отраслевых рынков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить концептуальные основы теории отраслевой конкуренции;
рассмотреть поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической рыночных структур;
провести анализ особенностей функционирования отраслевых структур в Украине.
Что касается второй причины «жесткости» цен при олигополии – издержек, связанных с изменением цен, – то надо иметь в виду следующее. Как правило, изменение цен несет фирме довольно значительные издержки: фирма вынуждена менять ценники, уведомлять всех своих покупателей, корректировать договоры с оптовиками и выплачивать штрафы за нарушение обязательств и т.п. Кроме того, частое изменение цен будет отталкивать покупателей, снизит интерес к товару, производимому фирмой, со стороны розничной торговли, что также сулит фирме потери. В связи с этим олигополист заинтересован в сохранении цен при изменении в определенных пределах объема выпуска продукции.
Поведение фирмы-олигополиста. Для понимания деятельности фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде обратимся к рисунку 1.3.
Рис. 1.3. Установление цены товара и объемов его выпуска фирмой-олигополистом
Определив нормальную кривую спроса DN, фирма в состоянии вычислить изменения предельной выручки (кривая MRN на рисунке 3а). Согласно универсальному правилу 2 прибыль максимизируется при выпуске объема QN, когда MC = MR. Точка N на кривой спроса позволит найти «нормальную» цену PN. Как видно из рисунка 1.3, при снижении спроса на свою продукцию до D1 фирма-олигополист уменьшит объемы производства до Q1; расширение спроса до D2 позволит фирме увеличить продажи до Q2. При подобных изменениях спроса цена товара Р останется одной и той же.
Учитывая опыт деятельности за прошедшее время, фирма эмпирически прогнозирует возможный спрос на свою продукцию в наступающем периоде и определяет на этой основе будущую кривую спроса – «нормальную кривую спроса» DN. Поскольку на горизонтальном участке кривой средних переменных издержек величины AVC и MC совпадают, то для фирмы не составляет труда найти «нормальный» объем выпуска QN (по точке E пересечения кривых MC и MRN) и «нормальную» цену PN. В пределах Q1-Q2, где значения MC и AVC не меняются, фирма предпочтет реагировать на флюктуации спроса путем изменения объемов производства, а не «нормальной» цены PN. Отметим, что как и фирмы при совершенной конкуренции, фирмы-олигополисты получают от рынка сигналы о состоянии экономики. Однако если для фирм в условиях совершенной конкуренции такими сигналами служат изменения цен товара, то для олигополиста – перемены в объемах производства.[2, с.121]
Обобщая, можно отметить, что в олигополистической отрасли всегда взаимодействуют две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, фирмы заинтересованы в проведении совместных действий и достижении договоренности о разделе рынка, поскольку это сулит монопольную прибыль. С другой стороны, эгоистическое стремление каждой фирмы к сверхприбыли за счет своих конкурентов отталкивает их друг от друга, затрудняет проведение совместной ценовой политики. Несмотря на достигнутые соглашения, каждая фирма, как правило, стремится тайно увеличить получаемую прибыль, прежде всего, за счет нарушений условий о доле в суммарном производстве. Кроме того, фирмы используют неценовые методы конкуренции (рекламу, например), что также влияет на объемы продаж фирм, изменяя обусловленные доли суммарного выпуска продукции и подрывая достигнутые договоренности.
Это дало основание американскому экономисту В. Феллнеру эмпирически обосновать критерии возможности совместных действий фирм-олигополистов с целью получения максимальной прибыли. С его точки зрения, относительная величина стремления фирм к объединению или разъединению меняется в каждой отрасли приблизительно одинаково в зависимости от особенностей фирм, отраслей и выпускаемого продукта.
Итак, олигополии составляют значительную часть рыночных структур современной экономики развитых стран. Во многих отношениях она обладает теми же преимуществами и недостатками, что и монополия. Экономия на масштабах производства дает возможность минимизировать издержки, когда отрасль состоит из немногих производителей. Негативная черта олигополии состоит в том, что нередко она использует рыночную власть для ограничения конкуренции и повышения цен. Присвоение высоких прибылей ослабляет стимулы к совершенствованию технологии.
Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.
РАЗДЕЛ 3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР В УКРАИНЕ
Для современной экономики характерно многообразие отраслевых рыночных структур, но тем не менее в ходе развития конкурентных отношений наиболее жизнеспособными себя выявили фирмы, использующие модель поведения монополистического конкурента, и фирмы, занимающие емкие позиции на рынках и функционирующие как олигополистические структуры.
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается также там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы пальто, меховые изделия, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д. Например многие потребители посещают ближайшую парикмахерскую к месту их жительства, как и ближайшую булочную; но общее число фирм на таких рынках огромно. Другим примером являются рынки большинства товаров длительного потребления, в частности бытовой техники. На этих рынках небольшое число производителей выпускает товары, отличающиеся по своим характеристикам, причем дополнительные различия товаров создаются за счет проведения рекламных компаний и акцентировании внимания потребителей на отдельных отличительных чертах товаров.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг. Большое значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Примерами монополистической конкуренции являются рынки стиральных порошков, мыла, спортивной обуви и одежды, дезодорантов, кремов для бритья, безалкогольных напитков, кофе, фармацевтический рынок и т. д.[15]
Рассмотрим более детально условия функционирования предприятий фармацевтического рынка Украины.
Украинские фармацевтические предприятия производят лекарственные средства почти всех лекарственных форм (твёрдые, жидкие, порошкообразные и т. д.). Основными группами продукции являются сердечнососудистые препараты, анальгетики, витамины, средства для лечения респираторной, эндокринной и желудочно-кишечной системы, а также антибиотики.
На сегодняшний день на фармацевтическом рынке Украины работают 677 фармацевтических компаний, из которых 143 являются отечественными. 5 крупнейших производителей - корпорация "Артериум", "Фармак", "Дарница", группа "Здоровье" и Борщаговский химико-фармацевтический завод - укрепили свои позиции на фармацевтическом рынке Украины. Компании работают на рынке более 60-100 лет, их продукция давно известна и легко узнаваема потребителем. Также компании активно диверсифицируют портфель лекарственных средств, вводя 5-10 новых препаратов каждый год, и проводят модернизацию производственных мощностей согласно GMP стандартам. Внедрение GMP стандартов и улучшение качества продукции позволяет отечественным фармацевтическим компаниям конкурировать с западными игроками. Дешевая рабочая сила при высокой квалификации работников является хорошим конкурентным преимуществом.
Отечественные производители в розничном фармацевтическом рынке продемонстрировали в первом полугодии 2008 года отрицательную динамику в натуральном выражении (в упаковках) и динамику прироста в денежном выражении ниже общерыночных показателей по Украине в целом — 17,71 %. [20]
На рынке молочных продуктов Украины экономическая ситуация отразилась, безусловно, не лучшим образом. Так, если говорить о стоимости закупки молочного сырья, то она значительно, ниже чем в 2008 году.
Производители стали изготавливать больше спредов, так как они стоят дешевле – это основной тренд рынка в 2009 году. Массовую подмену масла спредом отобразила статистика рынка. В Украине по итогам 2009 года произведено 74,5 тыс. тонн сливочного масла, что на 12% меньше, чем в 2008 году, сообщает официальный сайт Госкомстата. В более крутой динамике: общее производство масла упало с 117 тыс. тонн в 2005 году до 74 тыс. тонн в 2009 году. Тенденция к уменьшению выпуска сливочного масла продолжается и в 2010 году. Так, согласно данным Госкомстата, в январе выпуск животного масла уменьшился на 11,3%, до 3,2 тыс. тонн.[21]
ЗАО «Молочный альянс» — четвертый по величине производитель твердых сыров. Объединяет Пирятинский сырзавод, Яготинский маслозавод, Городенковский сырзавод и торговый дом «Эталон». Выручка от продажи продукции компании за 6 месяцев 2007 года составила $63,62 млн., прибыль — $3,61 млн. Согласно данным участников рынка, собственниками «Молочного альянса» являются бывшие совладельцы банков «Аваль» и «Престиж» Федор Шпиг и Александр Деркач. Генеральный директор «Молочного альянса» Александр Костенко уведомил, что его компания выкупила 51% акций Баштанского сырзавода и намечает увеличить пакет. ЗАО «Баштанский сырзавод» (торговая марка «Славия») — шестой по величине на Украине производитель твердых сыров. Выручка предприятия за 6 месяцев 2007 года составила $17,6 млн., прибыль — $920 тыс.[21]
За последний год «Молочному альянсу» удалось не только удержать свои рыночные позиции, но даже несколько их улучшить. Так, по итогам 2009 года, холдинг контролирует 19% в общем объеме производства украинского сыра, что на 3% больше по сравнению с прошлым годом. В продажах этого продукта на отечественном рынке компания занимает долю в 14%. Неплохие позиции у «Молочного альянса» и в производстве сливочного масла, где ему удалось занять около 6%. Львиную долю выручки компании обеспечивает экспорт продукции, преимущественно на российский рынок, где молочные товары стоят на 15-20% дороже, чем в Украине.[22]
Сегодня производством молочных консервов занимаются около 30 предприятий, из которых крупных операторов около десяти. При этом на четыре из них приходится более половины обще украинского объема производства сгущенных молочных консервов, доля же каждого из этих производителей в отдельности не превышает 20%. За последние 5 лет средние темпы прироста емкости рынка молочных консервов составили 6,5% в натуральном и 20,3% в денежном выражении. Наиболее крупным производителем молочных консервов является ЗАО «Купянский МКК». Однако серьезную конкуренцию ему составляют предприятия группы «Гадяч - Шишаки», в которую входит несколько достаточно крупных предприятий, в том числе ЗАО «Белицкий МКК». Предприятиями этой группы в 2009 году было произведено около четверти общего объема молочных консервов, говорит начальник сектора рейтингов предприятий АПК агентства «Кредит-Рейтинг». Третье место занимает ОАО «Ичнянский МКК» (группа компаний «Провиант»), которое по сравнению с 2007 годом существенно укрепило позиции – с 4% до 13%. В последние годы в Украине стабильно росло производство и потребление молочных консервов, а также были высокие объемы экспорта. Но сейчас ситуация на рынке молочных консервов неблагоприятна. В условиях экономического кризиса обострилась конкуренция, подорожали импортные и отечественные сырьевые компоненты, существенно снизилось потребление консервов. Для выживания в таких непростых условиях отечественным операторам пришлось срочно менять подходы к ведению бизнеса, быстро реагировать на изменения в экономике страны и рыночной конъюнктуре.
По итогам 2007 г. объемы производства основных видов молочных продуктов увеличились, но уже в 2008 г. почти на 5% сократился выпуск кисломолочных продуктов, на 4% уменьшилось производство свежего неферментированного сыра. Основной причиной является сезонный рост поставок молока на переработку и снижение закупочных цен на него.
Помимо анализа монополистической конкуренции, многие экономисты уделяют значительное внимание олигополистической рыночной структуре, которая в настоящее время превалирует в отдельных отраслях экономики развитых стран.
На олигополистических рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты, рынок пива, ликероводочный рынок и т. д.) и не дифференцирован (сталь, алюминий, цемент).
В некоторых олигополистических отраслях фирмы сотрудничают, а в других — агрессивно конкурируют, хотя это и приводит к снижению прибыли.
Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Существует как “жесткая” олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и “расплывчатая” олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, 70 или 80% рынка, в то время как “конкурентное окружение” из фирм делит оставшуюся часть. Олигополия наиболее распространена в современных высокотехнологических отраслях промышленности, в частности в индустрии мобильных телефонов и мобильной связи.
На современном этапе развития общества развитие рынка мобильной сотовой связи, в частности, в Украине почти завершено. Численность абонентов мобильной связи на начало 2000 года составляла 462 тыс., в 2004 году приблизительно 10 млн., а по состоянию на конец декабря 2009 года совокупная абонентская база операторов сотовой мобильной связи в Украине составила 55,32 млн. абонентов (активированных SIM-карт).[18]
На сегодня в Украине функционирует большое число мобильных операторов. Лицензии на право осуществлять деятельность на рынке мобильной связи получили такие GSM операторы как ЗАО "Киевстар Дж. Эс. Эм", ЗАО "Украинская Мобильная Связь", ООО "Астелит", ЗАО "Украинские радиосистемы", «TravelSiM», ООО "Голден Телеком", ООО "Гудлайн"; CDMA операторы ЗАО "Телесистемы Украины", Укртелеком, ООО "Интертелеком", СП ООО "Интернешенел Телекомьюникейшн Компани", "CST-Invest" и Спутниковые операторы ООО "ПАН - Телеком" и ООО "ПАН - Телеком".
Информация о работе Проблеми та перспективи розвитку ринку праці в Україні