Проблеми та перспективи розвитку ринку праці в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей конкурентных взаимодействий и моделей поведения между товаропроизводителями в условиях различных рыночных структур в пределах отраслевых рынков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить концептуальные основы теории отраслевой конкуренции;
 рассмотреть поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической рыночных структур;
 провести анализ особенностей функционирования отраслевых структур в Украине.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Повседневное проведение анализа выявляет большее различие между отраслями и рынками. Как правило, отрасль определяют как достаточно широкий сектор, а рынки соотносят с определенными товарами. Например, фирмы внутри индустрии могут конкурировать на рынках совершенно разных товаров: стеклянных емкостей, стальных консервных банок, алюминиевых консервных банок, картонных коробок, пластмассовых емкостей и т. д. Существующие различия в подходе экономистов к этим терминам и их повседневному использованию затрагивают и географические границы.

Для того чтобы произвести анализ отраслевой структуры, необходимо встать на точку зрения экономистов относительно идентификации и определения отрасли. Итак, отправной точкой становится рынок – группа фирм, которые конкурируют между собой за предоставление определенных услуг. В результате может получиться так, что для проведения анализа отраслевой структуры может захотеться проигнорировать общепринятое представление об индустрии. Например, занявшись исследованием конкуренции в банковском деле, вероятно, захотелось бы расценивать банковское дело как совокупность множества отраслей – банки оказывают большое количество различных услуг, и на рынке каждой из этих услуг конкурируют совершенно разные фирмы. Прежде всего существует различие между банковскими услугами для физических лиц и инвестиционными банковскими операциями. Но даже внутри банковских услуг для физических лиц мы сталкиваемся с различными группами отраслей. Например, кредитные карточки и кредитование потребителей – очень близкие услуги, однако они отличаются спецификой предложения товара и составом групп конкурирующих фирм.[4, с.101]

Конкуренция на протяжении жизненного цикла отрасли может изменяться по двум направлениям. Во-первых, происходит сдвиг от неценовой к ценовой конкуренции. Во-вторых, усиливается интенсивность конкуренции, что ведет к сокращению маржи. На стадии рождения, когда конкуренты сражаются за технологическое лидерство, соперничество сосредотачивается на технологии и дизайне. Валовая прибыль может быть высокой, но капитальные инвестиции в инновации и развитие рынка снижают доход на инвестированный капитал. Фаза роста в большей степени благоприятствует прибыльности, поскольку рыночный спрос опережает отраслевые мощности, особенно если постоянные участники рынка защищены барьерами входа. С наступлением фазы зрелости усиливающаяся стандартизация товара стимулирует ценовую конкуренцию.  Насколько интенсивной будет эта конкуренция, во многом зависит от соотношения между производственными мощностями и спросом и степени международной конкуренции. Если говорить о таких индустриях, как розничная торговля продуктами питания, авиаперевозки, производство мотоциклов, металлургия, нефтеочистительная отрасль и страхование, то зрелость всегда ассоциировалась с сильной ценовой конкуренцией и низкой прибыльностью. В индустрии же домашних моющих средств, сухих завтраков, косметических средств и инвестиционном банковском деле высокий уровень концентрации продавцов и сохранение специализации продукции приводили к положительной экономической прибыли. Фаза спада почти всегда связана с сильной ценовой дискриминацией и неудовлетворительными показателями прибыли. Во многих отраслях избыточные мощности и присутствие зарубежных компаний являются основными факторами усиления ценовой дискриминации. Однако этим тенденциям можно противостоять: отрасли могут стать более структурированными, поскольку фирмы, занимающие прочное положение на рынке, идут по пути специализации и формируют устойчивые альянсы.

Итак, отрасль определяют как достаточно широкий сектор, а рынки соотносят с определенными товарами. Конкуренция на протяжении жизненного цикла отрасли может изменяться по двум направлениям. Во-первых, происходит сдвиг от неценовой к ценовой конкуренции. Во-вторых, усиливается интенсивность конкуренции, что ведет к сокращению маржи.

 

1.3.           Виды отраслевых рынков

 

Учитывая различные подходы к классификациям отраслевых рынков, можно отметить, что в зависимости от признаков выделяют открытые и замкнутые рынки, стихийные и организованные, глобальные, региональные, локальные, местные и другие.

Применение той или иной классификации зависит от цели исследования. В контексте данной работы целесообразным является использование классификации отраслевых рынков исходя из условий и структуры рынка, в которых функционируют фирмы. 

Рыночную структуру характеризует ряд факторов: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, степень воздействия на цену товара.

В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

1.                  Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции. Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

2.                  Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.

3.                  Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли, в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

4.                  Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.

5.                  Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных покупателей.

6.                  Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

7.                  Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

8.                  Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии. (Приложение А, таблица А.1)

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция является скорее научной абстракцией, а не фактически существует на современном рынке. В настоящее время с известной долей условности к совершенной конкуренции можно отнести, в частности, рынки зерна и ценных бумаг [5, с.244]. Чистая монополия в рыночной экономике также представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны.

Что касается других форм рынка, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Двусторонняя монополия встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы – профсоюзы и предпринимательские организации. Дискриминация в области цен имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатских услугах и т. п.

Итак, по степени монопольной власти (как результата несовершенства рынка) выделяются следующие основные типы рынков: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

 

 

РАЗДЕЛ 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

 

2.1. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

 

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в экономике появляются другие типы рыночных структур – рынки несовершенной конкуренции. Это такие рынки, на которых не действует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Вместе с тем на них не складывается и другая крайняя ситуация – чистая монополия. Поэтому все они находятся в промежуточном положении между этими противоположностями. Разновидностями таких рынков, в частности, являются монополистическая конкуренция и олигополия.

Остановимся на характеристике первой из этих двух основных форм несовершенной конкуренции, которые занимают промежуточное положение между полярными рыночными структурами.

Примерами монополистической конкуренции являются рынки стиральных порошков, мыла, спортивной обуви и одежды, дезодорантов, кремов для бритья, безалкогольных напитков, кофе и т. д.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой  превалируют  черты  совершенной  конкуренции  и  имеются  отдельные элементы, характерные для чистой монополии. 

Теория  монополистической конкуренции  была  разработана  в 30-е гг. XX в.  английским экономистом Дж. Робинсон и американским ученым Э. Чемберлином. [2, c. 104] 

Охарактеризуем основные черты монополистической конкуренции.

В реальной рыночной структуре соотношение черт, присущих монополии  и  совершенной  конкуренции  можно  оценить,  исследуя  две  характеристики: 

а) кривую спроса отдельной фирмы и б) возможность входа иных фирм в отрасль. Кривая спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае монополии. Иными  словами, спрос на продукцию фирмы  не абсолютно эластичен, но  более  эластичен,  чем  у  фирмы-монополиста.  Это  объясняется  рядом  особенностей монополистической конкуренции:

•  Количество  фирм  в  отрасли. Для  монополистической  конкуренции  характерно  присутствие  в  отрасли  довольно  значительного  числа  небольших  по объему фирм, выпускающих однотипные, но  не тождественные товары. В отличие  от  совершенной  конкуренции,  при  которой  количество  фирм-производителей исчисляется сотнями и тысячами, в отрасли с монополистической  конкуренцией действуют  несколько десятков  фирм. Что из  этого  следует? Во-первых, отдельная  фирма  производит  лишь  небольшую  часть  суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает  ограниченными  возможностями влиять на рыночную цену товара. Во-вторых, исключается возможность сговора фирм и  картелизации отрасли. В-третьих, каждая фирма практически независима в своих  решениях и не учитывает возможную  реакцию других конкурирующих фирм.

•  Дифференциация товара. При  монополистической  конкуренции фирмы отрасли  имеют  определенную  возможность  выпускать  товар,  не  схожий с  производимым конкурентами. Например, все кондитерские фабрики выпекают печенье, но продукция одной фирмы отличается от других по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию.  Подобное различие  называется  дифференциацией товара. Под дифференцированным  продуктом  понимается  такой,  качественные  характеристики которого  отличаются  от  производимого  конкурентами.  Дифференцированный продукт  может  включать  группу  каких-либо товаров,  достаточно схожих,  чтобы называться одним товаром (печеньем), но и столь отличных друг от друга, чтобы производитель каждого из них имел некоторую возможность влиять на цену своего товара. В условиях дифференциации товара отдельная  фирма  отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным  товаром, т.е.  может  повышать  цену товара,  даже  если остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта.

В  большинстве  случаев  дифференциация  товара  объясняется разным качеством изготавливаемого продукта из-за различий в технологии, в видах используемого сырья, дизайна и т.п. Например, все мужские часы можно отнести к одной группе товаров – «мужские  часы», но  часы  марки «Луч» отличаются  от «Полета», «Славы», «Маяка» и других марок часов. Дифференциацию товара могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит и т.п. Это побуждает покупателей приобретать товар данной фирмы, а не другой. Отдельные  экономисты относят к причинам дифференциации товара  также местоположение фирмы. Например, небольшая закусочная может успешно конкурировать даже с крупными ресторанами, если расположена в людном месте и работает круглосуточно.  Однако,  по  мнению  других  авторов, «географическая»  дифференциация  не   совсем  точно согласуется  с  условиями  монополистической конкуренции, при  которой каждая  фирма  отрасли конкурирует со  всеми или  с большей  частью фирм отрасли. Упомянутая закусочная, небольшой магазин, парикмахерская и т.д. конкурируют (в  географическом  плане)  только  с  аналогичными  предприятиями, расположенными в непосредственной близости от них. Наконец, на дифференциацию товара оказывают влияние реклама, применение торговых и товарных знаков, использование различной упаковки. [2, c.105]

•  Неценовая  конкуренция.  При  монополистической  конкуренции  отдельные фирмы  отрасли  используют  в  конкурентной  борьбе  такие  неценовые  факторы, как реклама, изменение качественных характеристик  товара  и условий  продажи продукции. Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры:  поскольку  фирмы  отрасли  производят  дифференцированный  продукт, товар каждой  отдельной фирмы оказывается восприимчивым  к неценовым факторам.

•  Свобода входа в отрасль и выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако в  отличие от  совершенной  конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа в отрасль, при монополистической конкуренции  дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для внедрения новой фирмы в отрасль.

Итак,  все  изложенное позволяет  выделить три  основные черты, присущие  монополистической конкуренции.

1.  В отрасли присутствует достаточное число фирм, каждая из которых конкурирует со  значительным  числом соперничающих  фирм и  поэтому не учитывает их возможную реакцию на изменение цены своего товара.

Информация о работе Проблеми та перспективи розвитку ринку праці в Україні