Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей конкурентных взаимодействий и моделей поведения между товаропроизводителями в условиях различных рыночных структур в пределах отраслевых рынков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить концептуальные основы теории отраслевой конкуренции;
рассмотреть поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической рыночных структур;
провести анализ особенностей функционирования отраслевых структур в Украине.
46
ВСТУПЛЕНИЕ
Важнейшим составляющим компонентом механизма рыночной экономики является конкуренция, которая характеризует экономическое соперничество между отдельными производителями продукции, работ, услуг относительно удовлетворения интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, предоставлением услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция по своей природе играет роль регулятора темпов и объемов производства, стимулируя производителя активно внедрять научно-технологические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Внутриотраслевая конкуренция выражает конкуренцию между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли народного хозяйства, и показывает, как из-за различного уровня технологии, организации производства, продуктивности и интенсивности труда устанавливается у каждого предприятия индивидуальная стоимость производства определенного товара.
В странах с развитой рыночной экономикой наиболее распространенными рыночными структурами, функционирующими в различных отраслях народного хозяйства, являются монополистическая конкуренция (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля) и олигополия (автомобильная промышленность, металлургия, фармацевтическая отрасль). Поэтому, в контексте становления и развития рыночных отношений в Украине, особую актуальность приобретает изучение механизмов оптимального взаимодействия субъектов отраслевого рынка с целью максимизации общественного благосостояния.
Целью данной работы является исследование особенностей конкурентных взаимодействий и моделей поведения между товаропроизводителями в условиях различных рыночных структур в пределах отраслевых рынков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить концептуальные основы теории отраслевой конкуренции;
рассмотреть поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической рыночных структур;
провести анализ особенностей функционирования отраслевых структур в Украине.
Объектом исследования являются отраслевые рынки народного хозяйства, а предметом – условия конкуренции и методы конкурентного соперничества между товаропроизводителями в пределах отраслевого рынка.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех разделов, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе были рассмотрены фирма как субъект отраслевого рынка и конкуренция в пределах отраслевых рынков.
Второй раздел был посвящен поведению фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
В третьем разделе проведен анализ эффективности функционирования отраслевых структур в Украине.
Методологической основой исследования является материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
При написании курсовой работы были изучены учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме. Особо следует отметить научные работы таких авторов, как Рой Л. В., Максимова В. Ф., Грант Р. М., Селищев А. С., Селезнев В. В., Нуреев Р. М., а также публикации таких исследователей, как Полякова М. В., Судольский Р., Дикаленко М.
РАЗДЕЛ 1
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Фирма как субъект отраслевого рынка
Фирма является одним из существенных элементов структуры рынка. Немало работ посвящено исследованию ее экономической природы. Но поскольку рынки развиваются, фирмы на них вынуждены адаптироваться, поскольку на первый план выступают все новые и новые аспекты в деятельности фирм, отсюда возникает множественность определений фирмы как субъекта рынка. Традиционно под фирмой понимается коммерческая организация, как правило, представляющая собой юридическое лицо. Термин «фирма» зачастую используется как в узком, так и в широком смысле слова. В узком смысле, слово «фирма» - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В широком смысле – это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме.[1, c.115]
В традиционном восприятии фирма – это, прежде всего обособленный агент рынка, который обладает производственной и финансовой свободами, зарегистрирован как юридическое лицо, имеющее банковский счет и прочие атрибуты регистрации.
Фирма как обособленный агент рынка выполняет функцию перераспределения ресурсов наряду с рыночным механизмом. Реализация этой функции осуществляется исходя из признания «условной модели» фирмы, которая приобретает ресурсы на рынке, комбинирует их и продает готовые изделия покупателям. Но не всегда данная модель может с экономической точки зрения представлять собой собственно фирму.
Различают также механизмы перераспределения ресурсов – они могут быть собственно рыночным механизмом и механизмом фирмы. Если человек, предполагающий наличие неудовлетворенного спроса, объявляет, что он ищет работников и организации, которые способны поставить ему необходимые комплектующие изделия и материалы, то это вряд ли можно назвать фирмой. Он также вынужден искать помещение, где можно хранить полуфабрикаты и готовые изделия, где можно вести производственный процесс, т.е. осуществлять сборку. Ему также придется искать организации, которые способны продавать готовую продукцию. Но то, что этот человек сделал, представляет собой лишь рыночный механизм, координирующий предложение и спрос.
Фирменным же этот механизм становится только тогда, когда контракт с людьми, выполняющими все перечисленные виды работ, предполагает признание за менеджером права на получение от работников согласия в определенной мере подчиняться координатору производства. Именно этот феномен Е. Прескотт и М. Висшер назвали организационным капиталом. Согласие же работников на делегирование своих прав менеджменту фиксирует переход из рыночного механизма в некий иной механизм – точнее, механизм перераспределения ресурсов, свойственный фирме. Последний предполагает использование властных отношений в пределах границ фирмы, когда выполнение действий работниками осуществляется не на основе добровольного баланса спроса и предложения, а на основе указаний координатора, управляющего бизнес-процессом. Именно возникающие внутри фирмы властные отношения, в известных пределах недобровольные, делают данный механизм перераспределения ресурсов фирмой альтернативным известному рыночному механизму. Правда, фирма должна продемонстрировать способность экономить на затратах относительно рыночного механизма.
Со временем, если данное образование сумеет доказать свою жизнестойкость как субъект рынка, т.е. продемонстрирует, что оно хотя и не является единственным механизмом минимизации использования ресурсов, но все же оказывается более рациональной формой, чем заключение рыночных контрактов, оно может называться фирмой. Таким образом, существенной чертой природы фирмы кроме обособления является наличие нового, отличного от рыночного механизма, предполагающего использование властных отношений. Иначе говоря, фирма представляет собой институт альтернативного распределения ресурсов между конкурирующими вариантами наряду с рыночным механизмом перераспределения ресурсов.
Важнейшей чертой фирмы является также то, что она представляет собой относительно крупную хозяйственную единицу с нетривиальной организационной системой управления. Иначе говоря, фирмой сложно считать кустарное производство, осуществляемое одним ремесленником или под контролем местного торговца. Рост размеров и развитие фирм осуществляются на базе разницы между выручкой и издержками производства изделий. Приведенные достаточно общие черты характеризуют природу фирмы в традиционном понимании. Однако по мере роста концентрации производства начинается трансформация отдельных характеристик фирмы как субъекта рынка.
Обычно выделяют производственно-
Первой демонстрацией попытки охвата всего отраслевого рынка властными отношениями, сложившимися внутри фирмы, была монополия. Здесь весь отраслевой рынок обеспечивался одним производителем, который заставлял покупателей конкурировать в отношении приобретения монопольно производимых изделий, тем самым производитель создавал условия для получения монопольно высокой прибыли. Критика монополии сделала свое дело, поэтому разработка традиционной теории фирмы в аспекте исследования процесса выхода властных, внутрифирменных отношений на отраслевой рынок стала контрпродуктивной.
Следующая попытка подойти к анализу выхода властных отношений за границы фирмы была предпринята представителями контрактной концепции природы фирмы. Суть её состоит в том, что фирма рассматривается как совокупность отношений, складывающихся между собственниками факторов производства и готовой продукции, а также между работниками и управляющими. Иногда эти отношения закрепляются формальными договорами или контрактами. Причем фирма представляет собой совокупность внешних и внутренних контрактов. Затраты на выполнение первых контрактов называются транзакционными издержками, вторых – издержками по контролю.
Институциональный подход к исследованию природы фирмы показал, что и рыночные, и внутрифирменные отношения – суть контрактные, с той разницей, что одни устанавливаются внутри фирмы и осуществляются в условиях компетентности во властных отношениях менеджмента, а другие – в условиях неопределенности в сфере транзакционных взаимоотношений. Отсюда исходит идея о неполноте контрактных отношений.
Однако способ выведения внутрифирменных властных отношений на уровень отраслевого рынка в рамках этой концепции широко ещё не обсуждался. Позднее представители данного направления посредством использования вертикально интегрированных способов установления контроля над другими агентами рынка наметили путь к постепенному внедрению и распространению в отраслевой рыночный механизм перераспределения ресурсов, внутрифирменных властных отношений отдельных, агрессивно активных субъектов рынка.
При анализе поведения активных фирм, способных в той или иной части выводить свои внутрифирменные властные отношения за пределы фирмы, и если эти властные отношения ощущают другие субъекты на данном отраслевом рынке, то здесь неприемлемы модификации традиционной концепции анализа пассивной природы фирмы. Некоторые из них способны не только подчиняться экономически сложившимся отношениям отраслевого рынка, но и сами готовы формировать их. Отраслевой рыночный механизм ощущает на себе ежеминутное стратегическое воздействие со стороны активных фирм. Поэтому для активных фирм, видимо, в большей мере подходит стратегическая концепция фирмы.
Цель жизнедеятельности фирмы в рамках этой концепции реализуется в ее стратегии. Последняя представляет собой сознательное, целенаправленное поведение фирмы, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Формируя те или иные стратегии, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь своих конкурентов. Для активной фирмы, действующей на отраслевом рынке, небезразлично, какая технология преобладает у конкурентов, какие объемы выпуска они могут обеспечить, результатами каких исследований и разработок обладают конкуренты, какими кадрами высшей квалификации они располагают.
Стратегический подход к исследованию природы активной фирмы предполагает, что она становится активным участником формирования отраслевой, микроэкономической, а зачастую и макроэкономической политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы - цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками, рекламная компания, инновационная деятельность, исследования и разработки, инвестирование программ, курс котировок акций компании – выступают как факторы стратегического поведения фирмы, на базе которых компания реализует стоящие перед ней цели. Но их успешная реализация всякий раз доказывает, что фирма сделала новый прорыв на отраслевой рынок, закрепила новый пучок внутрифирменных властных отношений в структуре рыночных отношений данного отраслевого рынка.
Итак, фирма как обособленный агент рынка выполняет функцию перераспределения ресурсов наряду с рыночным механизмом. Большинство фирм, остающихся в традиционном положении на отраслевом рынке в качестве пассивного субъекта воздействия внешней среды ведут себя традиционно. Такие фирмы лишь реагируют на изменения в технологии или установившиеся контрактные отношения, господствующие в отрасли. Для анализа природы пассивных фирм могут с разным успехом использоваться разные концепции природы фирмы. Для активных субъектов рынка, способных оказывать воздействие на структуры отраслевого рынка, на дифференциацию продукта, возводить барьеры для конкурентов, характерно стратегическое поведение на отраслевом рынке. Поэтому для анализа их природы целесообразно опираться на стратегическую концепцию фирмы.
1.2. Конкуренция в пределах отраслевых рынков
Экономисты определяют отрасль как группу фирм, которые осуществляют поставки на рынок. Следовательно, между рынками и отраслями существует тесная связь. Так в чем же разница между анализом структуры отрасли и анализом структуры рынка? Основное различие заключается в том, что анализ отрасли – особенно с точки зрения пяти сил конкуренции – исходит из того, что прибыльность отрасли определяется конкуренцией на двух рынках: рынке готовых товаров и рынке исходных материалов.[4, с.100]
Информация о работе Проблеми та перспективи розвитку ринку праці в Україні