Проблема занятости в условиях регионального и национального рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – изучение понятия «занятости населения», принципов государственной политики в области занятости и механизм ее регулирования.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

Неполная занятость работников организации в Ставропольском крае за март 2011г.

В таблице 5 представлены сведения о неполной занятости и движении работников в Ставропольском крае за март 2011г., в которой рассматривались 853 организации с численностью работников 175,3 тысяч человек, из них в 22 организациях 730 работников были переведены на работу с неполным рабочим днем (неделей) по инициативе работодателя, в 82 организациях на работу с неполным рабочим днем (неделей) по соглашению  между работником и работодателем были переведены1202 работника.

В 344 организациях 4,2 тыс. работников находились в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению, в 4 организациях  331 работник  находились в простое по различным причинам.

По сравнению с февралем  2011 года  численность  работников, переведенных по инициативе работодателя на неполное рабочее время, выросло в  1,5  раза. В основном это работники транспорта и связи (48,6%), обрабатывающих производств (27%), строительства (13,7%).

Численность работников, работавших неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем за месяц увеличилась  на 34 человека.  Основная их часть была занята в обрабатывающих производствах (58%).  В марте  увеличилась и численность работников, которым были предоставлены неоплачиваемые отпуска без сохранения заработной платы  по письменному заявлению работника -  на  268 человек, что составляет 2,4% от списочной численности работников  обследуемых организаций.

За месяц  в организации были приняты на работу 4425 человек, выбыло по различным причинам  3695 человек, из них  3023, или 81,8%, уволились по собственному желанию.   Коэффициент восполнения рабочих кадров (отношение принятых работников к уволенным)  в феврале составил 119,8%.

В марте 2011 года в связи с сокращением численности работников  были уволены 134  человека,  на ближайший месяц намечено к высвобождению  70 работников.

 

 

 

3.             Государственная программа регулирования занятости в РФ и Ставропольском крае

 

Переход к  рыночной системе экономики невозвратимо привело к расширению  проблемы  занятости, возникновению  и   увеличению   безработицы. Это привело к формированию политики занятости и механизма  ее реализации, а также механизма социальной  защиты безработных.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.

Основные направления государственного регулирования рынка труда:

     программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

     программы, направленные на подготовку рабочей силы;

     программы содействия по найму рабочей силы;

     правительственные программы по социальному страхованию от безработицы.

В законе выделяют основные принципы государственной политики в области содействия занятости:

1. обеспечение равных возможностей для всех граждан России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

2. развитие трудовых ресурсов;

3. предупреждение и сокращение безработицы, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

4. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание особых мер для граждан, которые испытывают трудности в поиске работы, т.е. помощь тем гражданам, которые нуждаются в трудоустройстве;

5. сочетание мер в области занятости и поощрение работодателей, которые создают новые рабочие места и другие принципы.

Политика  занятости  в  той  или  иной  степени воздействует  на  общий  объем  трудовых  ресурсов,  которые нужны экономике при данной системе регулирования рабочего времени.

Федеральная государственная служба занятости  является  основным  органом исполнительной власти. В ее систему органов входят Госкомитет РФ по занятости населения, Госкомитеты в республиках,              Центры занятости в краях, областях, Городские и районные центры занятости.

Регулирующее  воздействие  государства   не   должно   ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения. Он  должен охватить еще и внутрифирменный рынок труда и самозанятость.

Государственная политика на региональном уровне осуществляется в соответствии с федеральной программой, а также при помощи региональных и местных (муниципальных) программ содействия занятости населения, учитывающих национальные и демографические особенности, а также прерогативы социально-экономического развития территорий.

На данный момент в Ставропольском крае действуют следующие федеральные программы, оказывающие влияние на сферу занятости:

1.             Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120;

2.             Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115; Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.01.2000 № 36;

3.                  Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001 – 2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015;

4.                  Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002 – 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 № 729.

Их дополняют региональные программы:

             Закон Ставропольского края «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край» от 24.06.2001 № 27-кз;

             Постановление Правительства Ставропольского края «Об усилении профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2003 – 2004 годы» от 26.05.2003 № 89-п;

             Постановление правительства Ставропольского края «О комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Ставропольском крае» от 16.06.2003 № 107-п;

             Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Ставропольского края на 2009-2010 годы»;

             Постановление Правительства Ставропольского края от 21 июля 2010 г. N 231-п О краевой целевой программе «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в  2011 году».

Последовательное проведение на региональном уровне государственной политики занятости имеет разнонаправленные проявления. Существуют два варианта, отличающиеся по набору инструментов (средств), отражающих проведение активной или пассивной политики занятости.

Активный вариант политики занятости на региональном уровне включает Совокупность мер правового, организационного и экономического характера которые должны проводиться государственными структурами в целях уменьшения уровня безработицы. К ним относятся мероприятия,  направленные, на предупреждение и профилактику увольнений работников для сохранения существующих рабочих мест, на обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, занятых поиском работы.

Пассивный вариант политики занятости ограничивается выплатой пособий по безработице и предоставлением услуг по подбору рабочих мест через региональную (местную) государственную службу занятости. Выбор того или иного варианта зависит от степени самостоятельности администрации региона.

Ставропольский край относится к депрессивным регионам Российской Федерации. Основным источником финансирования мероприятий содействия занятости населения являются федеральные трансферты. Большая часть средств направляется на социальную поддержку безработных граждан. Безусловно, это необходимо, но в результате страдает активная политика занятости. Кроме того, основным источником финансирования является федеральный бюджет. Администрация региона не имеет возможности существенно влиять на политику в области занятости.

Вплоть до начала мирового экономического кризиса показатели безработицы на Ставрополье от месяца к месяцу упорно двигались вниз. Чтобы обеспечить эффективное содействие государственной политики в Ставропольском крае действовала               Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Ставропольского края на 2009-2010 годы».

Финансирование Ведомственной программы осуществлялось за счет субвенций из федерального бюджета, мероприятия активной политики занятости софинансировались за счет средств бюджетов муниципальных образований и работодателей. 

Общий объем финансирования Ведомственной программы в 2009 году составил 971 621,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 898 482,0 тыс. рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований 33 807,7 тыс. рублей, за счет средств работодателей – 39 331,4 тыс. рублей. В итоге появилась очень хорошая финансовая возможность, чтобы уменьшить уровень безработицы.

В рамках Краевой программы планировалось осуществить программные мероприятия по следующим направлениям:

- организация опережающего профессионального обучения  623 работников в случае угрозы массового увольнения, для этого планировалось 4980,9 тыс. рублей, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета – 4000,0 тыс. рублей,  средств бюджета Ставропольского края – 980,9 тыс. рублей;

- организация общественных работ на территории Ставропольского края для 24 119 граждан (в том числе стажировка 376 человек), для  реализации мероприятий по организации общественных работ на территории Ставропольского края  планировалось 344 219,1 тыс. рублей, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета –  308 100,0 тыс. рублей, средств бюджета Ставропольского края – 36 119,1 тыс. рублей;

- содействие развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости 1000 безработных граждан. Для этого планировалось 58 800 тыс. рублей субсидий из федерального бюджета.

Согласно статистическим данным в апреле 2009 года, за месяц до реализации мероприятий Краевой программы, под угрозой массового увольнения (работа с неполным рабочим днем (неделей), отпуска по инициативе работодателя, отпуска без сохранения заработной платы) находилось 12,6 тысяч человек.

После окончания сроков реализации Краевой программы по состоянию на 01.01.2010 число лиц, находящихся под угрозой массового увольнения, сократилось на 2,5 тысячи и составило 10,1 тысяч человек. На 01.01.2010 года работодателями заявлено 7 тысяч вакансий, что на 2  тысячи  вакансий меньше, чем по состоянию на 01.01.2009 года.

Анализ реализации Краевой программы позволяет сделать выводы о своевременности и эффективности принятых мер, позволивших сохранить кадровый потенциал предприятий, обеспечить социальную защиту работников, а также не допустить резкого роста в крае уровня регистрируемой безработицы. В рамках данной программы были сделаны следующие выводы:

1.             Удалось организовать временную занятость 33,8 тыс. человек, в том числе 22,6 тыс. работников предприятий и организаций края, находящихся под угрозой увольнения, сохранить кадровый потенциал предприятий, повысить конкурентоспособность на рынке труда, создать  рабочие места.

2.             За период реализации Краевой программы уменьшились объемы неполной занятости на предприятиях и организациях края: если в апреле 2009 года суммарная численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, составляла 12,6 тыс. человек, то на конец 2009 года этот показатель снизился на 19,8 процента и составил 10,1 тыс. человек.

3.             Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению на конец 2009 года составил 2,5 процента к 2,8 процентам на начало реализации Краевой программы.

4.             В рамках реализации мероприятий Краевой программы было организовано опережающее профессиональное обучение для 872  работников организаций края, общественные и временные работы для 33 797  человек, оказано содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 1000 безработных граждан.

5.                  За период реализации Краевой программы уменьшились объемы неполной занятости на предприятиях и организациях края с 12,6 тыс. человек до 10,1 тыс. человек, снизился уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению с 2,8 до 2,5 процента.

Целью краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края  в 2011 году» является повышение конкурентоспособности на рынке труда Ставропольского края работников, находящихся под угрозой увольнения и сохранение и создание дополнительных рабочих мест в организациях края.

Реализация Программы позволит осуществить дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения Ставропольского края, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края, в том числе:

             организацию опережающего профессионального обучения 280 работников, находящихся под угрозой увольнения;

             создание 7398 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, на территории Ставропольского края;

             стажировку 900 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы в организациях края и у индивидуальных предпринимателей края 540 наставниками;

             содействие трудоустройству 4 инвалидов в Ставропольском крае;

Информация о работе Проблема занятости в условиях регионального и национального рынков