Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 01:21, доклад
Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение обозначается буквой S (от англ. supply). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.
Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Глава 2.
Предложение и закон предложения.
Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него [4, с. 159] . Предложение обозначается буквой S (от англ. supply). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.
Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
изменение цен на факторы производства;
технический прогресс;
сезонные изменения;
налоги и субсидии;
ожидания производителей;
изменение цен на сопутствующие товары.
Зависимость
между объемом и ценой
Шкала предложения ( см. прил. рис.2) — таблица, в которой показана зависимость объема (величины) предложения от цены. Например, на каком-то местном рынке продаются яблоки [19]. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения. Обычно величина предложения положительно реагирует на изменение цены, т.е. при повышении цены величина предложения увеличивается. На предложение влияет нетолько цена блага, но и дру-гие факторы. Наиболее важный фактор — издержки производства (производственные затраты) товара, зависящие от уровня технического прогресса и цен на ресурсы. Другими факторами, воздействующими па предложение, являются цены на сопутствующие това-ры, государственная политика и особые факторы. Кривая предложения - графическое отображение прямой зависимости Qs от Р. Она имеет положительный угол наклона и обозначается SS Полезно представить предложение в виде кривой. График представлен на (см. прил. рис. 4.) На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось ординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени. Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.
Все факторы, кроме изменения цены товара, называются «неценовыми». Они ведут не к перемещению из одной точки кривой SS в другую, а к изменению самого предложения:
- если предложение растет - кривая SS сдвигается вправо (вправо - вниз)
- если предложение падает - влево (влево - вверх)
Неценовые факторы:
- научно-технический прогресс, усовершенствование технологии
- изменение цен факторов производства
- дотации и налоги
- уровень
цен на заменяющие и
- изменение числа продавцов (фирм) на рынке (разделение монополий, выход конкурентов на рынок)
- ценовые ожидания производителей
- изменение переменных затрат
- изменение цена аренды
- изменение производительности труда
- изменение объема (номенклатуры) производства - диверсификация производства
К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке
Изменения в предложении
Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант.
1. Цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
2. Технология.
Совершенствование технологии
3. Налоги
и дотации. Предприятия
4. Цены
на другие товары. Изменения цен
на другие товары также
5. Ожидания.
Ожидания изменений цены
6. Число
продавцов. При данном объеме
производства каждой фирмы чем
больше число поставщиков, тем
больше рыночное предложение.
По мере вступления в отрасль
большего количества фирм
Изменения величины предложения
Различие
между изменением в предложении
и изменением величины предложения
такое же, как различие между изменением
в спросе и изменением величины спроса.
Изменение в предложении
Таким образом, можно сделать вывод.
Общая закономерность изменения величины
предложения на рынке определенного товара
в зависимости от изменения величин цен
на него называется предложением. Эта
закономерность проявляется в том, какой
объем товара продавцы готовы предложить
на рынок при определенном уровне цены.
Зависимость величины предложения от
уровня цены описывается законом предложения:
при повышении цен величина предложения
возрастает, а при снижении цен - уменьшается.