Предложение и закон предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 01:21, доклад

Описание работы

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение обозначается буквой S (от англ. supply). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.
Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Работа содержит 1 файл

Предложение и закон предложения.docx

— 21.56 Кб (Скачать)

Глава 2.

Предложение и закон предложения.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него [4, с. 159] . Предложение обозначается буквой S (от англ. supply). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.

Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать  продавцы по определенной цене в течение  определенного периода времени.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а  изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль  линии предложения.

При изменении  других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и  линия предложения на графике  сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

изменение цен на факторы производства;

технический прогресс;

сезонные  изменения;

налоги  и субсидии;

ожидания  производителей;

изменение цен на сопутствующие товары.

Зависимость между объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения. Закон предложения, экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается  предложение при прочих равных условиях [14, с.100]. Закон предложения - показывает прямую зависимость между уровнем цены (Р) и величиной предложения.

Шкала предложения ( см. прил. рис.2) — таблица, в которой показана зависимость объема (величины) предложения от цены. Например, на каком-то местном рынке продаются яблоки [19]. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения. Обычно величина предложения положительно реагирует на изменение цены, т.е. при повышении цены величина предложения увеличивается. На предложение влияет нетолько цена блага, но и дру-гие факторы. Наиболее важный фактор — издержки производства (производственные затраты) товара, зависящие от уровня технического прогресса и цен на ресурсы. Другими факторами, воздействующими па предложение, являются цены на сопутствующие това-ры, государственная политика и особые факторы. Кривая предложения - графическое отображение прямой зависимости Qs от Р. Она имеет положительный угол наклона и обозначается SS Полезно представить предложение в виде кривой. График представлен на (см. прил. рис. 4.) На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось ординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени. Кривая предложения  S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм  имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам  расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных  работ, а в длительный промежуток  времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы,  у которых  еще высоки  издержки  производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Все факторы, кроме изменения цены товара, называются «неценовыми». Они ведут не к перемещению из одной точки кривой SS в другую, а к изменению самого предложения:

- если  предложение растет - кривая SS сдвигается  вправо (вправо - вниз)

- если  предложение падает - влево (влево  - вверх)

Неценовые факторы:

- научно-технический  прогресс, усовершенствование технологии

- изменение  цен факторов производства

- дотации  и налоги

- уровень  цен на заменяющие и дополняющие  товары

- изменение  числа продавцов (фирм) на рынке  (разделение монополий, выход  конкурентов на рынок)

- ценовые  ожидания производителей

- изменение  переменных затрат

- изменение  цена аренды

- изменение  производительности труда

- изменение  объема (номенклатуры) производства - диверсификация  производства

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке

Изменения в предложении

Рассмотрим  теперь воздействие на предложение  каждой из перечисленных детерминант.

1. Цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками  производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна уста­новить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших  издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то  есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой  ресурсов. При данных  ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится  предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время  при  передаче электрической  энергии  по медным проводам потери ее  составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного  открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

3. Налоги  и дотации. Предприятия рассматривают  большинство налогов как издержки  производства. Поэтому повышение  налогов, скажем, на продажи или  на собственность увеличивает  издержки производства и сокращает  предложение. Напротив, дотации   считаются "налогом  наоборот". Когда государство субсидирует   производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки  и увеличивает его предложение.

4. Цены  на другие товары. Изменения цен  на другие товары также способны  сместить кривую предложения  продукта. Снижение цены на пшеницу  может побудить фермера выращивать  и предлагать к продаже больше  кукурузы по каждой из возможных  цен. И напротив, повышение цены  на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта  в будущем также могут повлиять  на желание производителя поставлять  продукт на рынок в настоящее  время. Однако трудно делать  выводы о том, как скажутся  ожидания, допустим, более высоких  цен на нынешнюю   кривую  предложения продукта. Фермеры могут  задержать вывоз кукурузы текущего  урожая на рынок, ожидая повышения  цены на нее в будущем. Это  вызовет сокращение текущего  предложения. Равным образом ожидание  существенного повышения в ближайшем  будущем цен на продукцию фирмы  может сократить текущее предложение  этой продукции. С другой стороны,  во многих отраслях обрабатывающей  промышленности ожидание повышения  цен способно побудить фирмы  увеличить производственные мощности  и тем самым вызвать увеличение  предложения.

6. Число  продавцов. При данном объеме  производства каждой фирмы чем  больше число поставщиков, тем  больше рыночное предложение.  По мере вступления в отрасль  большего количества фирм кривая  предложения станет смещаться  вправо. Чем меньше в отрасли  количество фирм, тем меньше оказывается  рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм  из отрасли кривая предложения  будет смещаться влево.

Изменения величины предложения

Различие  между изменением в предложении  и изменением величины предложения  такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает  кривую вправо, уменьшение предложения  смещает ее влево. Причиной изменения  предложения служит изменение одной  или более детерминант предложения. Экономисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или  кривой. Поэтому изменение в предложении  должно означать, что вся шкала  изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону. Напротив, изменение величины предложения- объем товара определенного вида, который продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар[6, с. 65]. означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

     Таким образом, можно сделать вывод. Общая закономерность изменения величины предложения на рынке определенного товара в зависимости от изменения величин цен на него называется предложением. Эта закономерность проявляется в том, какой объем товара продавцы готовы предложить на рынок при определенном уровне цены. Зависимость величины предложения от уровня цены описывается законом предложения: при повышении цен величина предложения возрастает, а при снижении цен - уменьшается.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Предложение и закон предложения