Потребительский спрос. Экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.

Содержание

Введение_______________________________________________3
1.Понятия и виды спроса_________________________________4
1.1Макроспрос______________________5-6
1.2Закон спроса____________________7
1.3Изменение спроса________________8-10
2.Эластичность спроса___________________________________11-12
2.1Свойства эластичности____________12-13
2.2Перекрестная эластичность________13
2.3Эластичность спроса по доходу _____13-14
3.Связь спроса с предложением____________________________15-16
3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса_______16-26
Вывод___________________________________________________27
Список литературы_______________________________________28

Работа содержит 1 файл

потребительский спрос,экономическая сущность.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

При анализе  спроса важно выделять продолжительность  периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее  года — краткосрочный период. В  целом кривая спроса за короткий промежуток времени выглядит совершенно иначе, чем за долговременный.

Для многих товаров  спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого  промежутка времени. Это обусловлено  тем, что изменение потребительских  привычек требует времени, а также  тем, что спрос на один товар может  быть связан с запасом другого  товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Для других товаров  спрос более эластичен для  краткосрочного, а не долгосрочного  периода. Это товары длительного  пользования, поэтому суммарный  запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению  с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение  в суммарном запасе, которым хотят  обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении  изменению объема покупок.

Эластичность  спроса от дохода также различна для  долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров  и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для  товаров длительного пользования  — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому  увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного  пользования колеблется очень резко  в ответ на краткосрочные изменения  дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению  макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и  бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию  увеличивать циклические изменения  в ВНП и национальном доходе.  
 
 
 
 
 
 
 

3.Связь спроса с предложением.

Одним из важнейших  условий развития рынка и обращения  товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или  может быть доставлена на него.

Предложение и  спрос – две противостоящие друг другу и взаимообусловленные  категории рыночной экономики. Предложение  формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется  только при наличии предложения  товаров на рынке.

Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся  экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С): П=С.

При ПС) может  быть результатом не только излишнего  производства или импорта товаров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при  неудовлетворении многих их потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расширением платежеспособного  спроса населения.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается резким изменением соотношения между  предложением и спросом – переход  от дефицита товаров (ПС). Следовательно, задача заключается в том, чтобы  на основе нормализации развития экономики  обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее – такое  превышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение  спроса населения на товары и услуги массового потребления с учетом необходимого прироста товарных запасов  у продавцов.

Предложение товаров  на рынке за определенный период времени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода  товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров  на рынок из всех источников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реализации превращается в реализованный  спрос (Ср), а оставшаяся на складах  производственных и торговых предприятий  часть товаров образует переходящие  запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения  товаров:

Зн = Пс = Ср = Зк

Отсюда:

Пс = Ср + Зк –  Зн

или

Пс = Ср +(-) DЗ,

где DЗ = Зк –  Зн. 

Следовательно, предложение товаров на рынке  или в системе товарного обращения  равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов  на складах производителей и в  торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного  обращения

Основными источниками  формирования товарного предложения  в масштабах страны является отечественное  производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах  региона – местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соотношение указанных источников зависит от уровня развития производства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и  налоговой политики государства  или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития платежеспособного спроса населения  и одновременно выступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения  и экономики страны или региона. 

3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса

Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии  предприятия-производителя на рынке  готовой продукции. Для определения  объема производства необходимо оценить  ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса и оценить уровень конкурентоспособности  продукции, производимой данным предприятием.

Размер реального  спроса зависит от реальной покупательной  способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует  больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить  пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально  новых товаров спрос только зарождается  и может опережать предложение, то есть объем производства данного  товара. Но наступает момент, когда  спрос на товар насыщается, потребности  покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос.

Изучение спроса на товары и услуги должно стать  основой для организации и  текущего управления хозяйственной  деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации  и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной  ценовой политики.

Поэтому изучения спроса является не самоцелью, а объективной  необходимостью, предполагающийсовершенствование  всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.

Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения спроса на конкретном предприятии.

При изучении спроса на уровне торгового предприятия  необходимо учитывать следующие  особенности:

спрос должен изучаться  не только в целом, но и в разрезе  отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;

спрос должен изучаться  относительно не только совокупного  усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных  по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень  доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться  на них. Например, при изучении спроса на одежду у молодежи спрос можно  рассматривать с точки зрения стиля – классический, романтический, спортивный и т.д., с точки зрения моды можно выделить подгруппы потребителей, прежде всего следующих авангарду, предпочитающих модную одежду на не воспринимающих моду. Спрос этой группы потребителей можно рассматривать и с других точек зрения – цены, цвета, ткани, сезона и т.п.;

необходимо определить и конкретизировать объект изучения спроса. Объектом изучения спроса может  являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг  или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного  торгового предприятия;

четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение  функций и задач.

Несмотря на то что спрос формируется непосредственно  на предприятиях, тем не менее изучением  его должен заниматься не только сам  пользователь информации, т.е. предприятие, но и более высокие уровни организации  и управления, такие, как объединения  предприятий, ассоциации и т.п. При  этом основные функции должны осуществлять специализированные службы по изучению потребительского спроса, выполняющие  работу квалифицированно по заказам  предприятий, фирм на договорных условиях, или специально созданные отделы изучения спроса в структуре крупных  предприятий.

Одним из наиболее распространенных методов изучения спроса является оперативный метод, который основан на применении специальных  многосчетчиковых кассовых аппаратов. 
 

 В качестве  информации для изучения спроса  могут служить данные, полученные  в результате применения кассовых  аппаратов, позволяющих постоянно  учитывать ежедневную реализацию  товаров по количеству, сумме,  структуре, в том числе по  ассортименту и даже по отдельным  товарам. Информация учитывается  по часам иминутам в пределах  одного дня, а также по дням  недели, отдельно и нарастающим  итогом. Кроме того, наряду с показателями  реализации с помощью кассовых  аппаратов можно узнать о количестве  покупателей по часам работы  и дням недели, о средней стоимости  покупки одного покупателя, среднем  количестве товаров, приходящемся  на одного покупателя. Такие данные  позволяют сделать выводы о  степени загрузки тогового зала  предприятия, контролеров-кассиров  и других категорий работников. Полученная информация о спросе  накапливается за длительные  промежутки времени и может  быть использована в целях  оперативного управления торговым  процессом, например, для текущего  и оперативного планирования  товарооборота, повышения эффективности  товароснабжения и регулирования  состояния товарных запасов на  предприятии, обоснования введения  скользящего графика выхода контролеров-кассиров  и работников в торговом зале  в определенные дни и часы, необходимости реорганизации рабочих  мест, изменения режима работы  предприятия и т.д.

Современные многосчетчиковые кассовые аппараты считывают информацию со штрих-кодов, которыми снабжены товары и которые расположены на упаковке, что также позволяет получать полную информацию о реализованном  товаре.

Для изучения спроса могут быть использованы двойные  ярлыки, вкладыши, книги регистрации  спроса с указанием причин в случае его неудовлетворения.

Изучение спроса на уровне предприятия может изучаться  в форме покупательских конференций, выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций  и т.п.

Проведение покупательских (иногда их называют потребительскими) конференций наиболее целесообразно  на предприятиях, имеющих достаточно постоянный контингент покупателей (потребителей) (например, дома моделей, дома техники, предприятия общественного питания).

Информация о работе Потребительский спрос. Экономическая сущность