Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:01, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.
Введение_______________________________________________3
1.Понятия и виды спроса_________________________________4
1.1Макроспрос______________________5-6
1.2Закон спроса____________________7
1.3Изменение спроса________________8-10
2.Эластичность спроса___________________________________11-12
2.1Свойства эластичности____________12-13
2.2Перекрестная эластичность________13
2.3Эластичность спроса по доходу _____13-14
3.Связь спроса с предложением____________________________15-16
3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса_______16-26
Вывод___________________________________________________27
Список литературы_______________________________________28
изменения уровня цен на потребительские товары и услуги;
изменения численности населения, его социально-экономической и половозрастной структуры.
Кроме перечисленных
факторов общего порядка, учитывается
влияние специфических
Поскольку прогнозирование
спроса содержит элементы детерминированности
и неопределенности его будущего
развития, постольку оно всегда имеет
вероятностный характер. Поэтому
прогнозирование
Таковы логика
и содержание процесса прогнозирования
потребительского спроса. Выбор же
конкретных методов его прогнозирования
в значительной мере зависит от продолжительности
периода прогнозирования и
В зависимости
от продолжительности периода
В силу инерционности
развития товарно-групповой структуры
потребительского спроса в течение
краткосрочного периода существенных
изменений в действии основных факторов
спроса не происходит. Поэтому краткосрочное
прогнозирование базируется на широком
использовании показателей
При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.
При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.
В зависимости
от степени детализации или
прогноз общего объема платежеспособного спроса;
прогноз макроструктуры спроса;
прогноз спроса на отдельные товары;
прогноз микроспроса.
Прогноз общего
объема платежеспособного спроса или
расчет общей емкости рынка на
краткосрочную перспективу
Прогноз макроспроса
включает расчеты спроса в разрезе
укрупненных групп товаров. Например,
в разрезе продовольственных
и непродовольственных товаров,
а в составе продовольственных
товаров - в разрезе товаров
Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кондитерские изделия, мебель или радиотовары и т.п., может производиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу – на основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.
В современной
практике применяются различные
подходы к прогнозированию
Таблица 2 Подходы и методы прогнозирования товарной структуры спроса
Подходы к прогнозированию | Методы прогнозирования |
Генетический | Экономико - статистические методы |
Нормативный | Применение рациональных форм потребления |
Эвристический | Методы экспертных оценок |
Сравнительный | Методы аналогии |
Генетический подход к прогнозированию спроса основывается на инерционном характере его развития, т.е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее.
Этот подход
наиболее полно реализуется посредством
экономико-статистического
Трендовые модели
основываются на математическом выравнивании
и экстраполяции динамического
ряда фактического спроса на отдельные
товары по так называемым временным
или трендовым моделям. Основное
достоинство трендовых моделей
заключается в простоте используемых
моделей и расчетов прогнозов
спроса на их основе. Они применяются
для прогнозирования спроса, динамика
которго характеризуется
Сущность факторных моделей заключается в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.
Сущность нормативного прогнозирования спроса заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также кризисное состояние нашей экономики в настоящее время снижает их актуальность.
Однако в условиях
стабильно развивающейся
Вывод
Цена является главным определяющим фактором, влияющим на спрос потребителей!
потребительский
спрос - обеспеченный денежными средствами
населения спрос на товары и услуги.
Потребительский спрос является
ведущим фактором экономического роста
индустриально развитых стран. Активный
потребительский спрос является
предпосылкой для увеличения занятости,
так как почти всегда основная
масса рабочей силы сосредотачивается
на предприятиях, экономическую деятельность
которых стимулирует спрос
Размеры потребительского
спроса определяют объемы и
структуры доходов населения
и его предпочтения. Потребительский
спрос - его часть, касающаяся
различных социальных вопросов -
формируется правительством
Список литературы
1.Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке. // Экономист, 2005, 5.
2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс : принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Том 2. - М.: Издательство Республика, 2004.
3. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Том 1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. - М.: Издательство "Соминтекс". 2005.
4. Павлов К.К. Рыночные отношения: принципы, модели, перспективы. // Общество и экономика, 2005, 2.
5. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и ферма хозяйства. К новой социологии рынка. // Социс, 2004, 3.
6. Робинсон Дж.
Экономическая теория
Информация о работе Потребительский спрос. Экономическая сущность