Потребительский спрос. Экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.

Содержание

Введение_______________________________________________3
1.Понятия и виды спроса_________________________________4
1.1Макроспрос______________________5-6
1.2Закон спроса____________________7
1.3Изменение спроса________________8-10
2.Эластичность спроса___________________________________11-12
2.1Свойства эластичности____________12-13
2.2Перекрестная эластичность________13
2.3Эластичность спроса по доходу _____13-14
3.Связь спроса с предложением____________________________15-16
3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса_______16-26
Вывод___________________________________________________27
Список литературы_______________________________________28

Работа содержит 1 файл

потребительский спрос,экономическая сущность.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

изменения уровня цен на потребительские товары и  услуги;

изменения численности  населения, его социально-экономической  и половозрастной структуры.

Кроме перечисленных  факторов общего порядка, учитывается  влияние специфических факторов, формирующих спрос на отдельные  группы товаров. Например, при расчете  прогнозов спроса на товары длительного  спроса необходим предварительный  прогноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т.п. Следовательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении  и синтезе комплекса факторов, формирующих основные тенденции  его развития.

Поскольку прогнозирование  спроса содержит элементы детерминированности  и неопределенности его будущего развития, постольку оно всегда имеет  вероятностный характер. Поэтому  прогнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде.

Таковы логика и содержание процесса прогнозирования  потребительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогнозирования  в значительной мере зависит от продолжительности  периода прогнозирования и степени  детализации или агрегирования  потребительского спроса.

В зависимости  от продолжительности периода прогнозирование  потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1-2 года), среднесрочным (на 3-5 лет) и долгосрочным (на срок выше 5 лет).

В силу инерционности  развития товарно-групповой структуры  потребительского спроса в течение  краткосрочного периода существенных изменений в действии основных факторов спроса не происходит. Поэтому краткосрочное  прогнозирование базируется на широком  использовании показателей выборочного  обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического  моделирования динамики спроса.

При среднесрочном  прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности  действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции  в развитии факторов спроса. В последнем  случае особое значение приобретают  динамические факторные модели прогнозирования  спроса, которые могут быть дополнены  методами экспертных оценок и аналогий.

При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных  товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

В зависимости  от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:

прогноз общего объема платежеспособного спроса;

прогноз макроструктуры спроса;

прогноз спроса на отдельные товары;

прогноз микроспроса.

Прогноз общего объема платежеспособного спроса или  расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов населения. Среднесрочное  прогнозирование может производиться  с помощью небалансовых методов  экономико-статистического моделирования  динамики общего объема спроса.

Прогноз макроспроса  включает расчеты спроса в разрезе  укрупненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных  и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных  товаров - в разрезе товаров растительного  и животного происхождения и  т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного  действия и осуществляется с помощью  экономико-статистических моделей, а  на долгосрочную перспективу – методов  экспертных оценок и аналогий.

Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кондитерские изделия, мебель или радиотовары  и т.п., может производиться методами экономико-статистических моделей, а  на долгосрочную перспективу – на основе норм рационального потребления  товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

В современной  практике применяются различные  подходы к прогнозированию товарно-групповой  структуры спроса: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Каждый из них реализуется посредством  определенных способов расчетов спроса, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 Подходы  и методы прогнозирования товарной структуры спроса

Подходы к прогнозированию Методы прогнозирования
Генетический Экономико - статистические методы
Нормативный Применение  рациональных форм потребления
Эвристический Методы экспертных оценок
Сравнительный Методы аналогии
 

Генетический  подход к прогнозированию спроса основывается на инерционном характере  его развития, т.е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее.

Этот подход наиболее полно реализуется посредством  экономико-статистического моделирования  динамики спроса, которое сформировалось в самостоятельное направление  прогнозирования спроса в 20-30-е годы ХХ в. Экономико-статистические модели в зависимости от способов моделирования  их параметров делятся на два вида: трендовые модели оценки и прогнозирования  спроса и факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

Трендовые модели основываются на математическом выравнивании и экстраполяции динамического  ряда фактического спроса на отдельные  товары по так называемым временным  или трендовым моделям. Основное достоинство трендовых моделей  заключается в простоте используемых моделей и расчетов прогнозов  спроса на их основе. Они применяются  для прогнозирования спроса, динамика которго характеризуется монотонным возрастанием или снижением. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения  спроса. Основной же недостаток трендовых  моделей заключается в том, что  они не позволяют вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения  спроса и факторов, формирующих его  уровень и динамику. В этом отношении  более значительными возможностями  обладают факторные модели оценки и  прогнозирования спроса.

Сущность  факторных моделей заключается в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.

Сущность  нормативного прогнозирования спроса заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также кризисное состояние нашей экономики в настоящее время снижает их актуальность.

Однако в условиях стабильно развивающейся экономики  обоснованные нормы потребления  товаров и услуг становятся необходимым ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и потребительского спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

Цена является главным определяющим фактором, влияющим на спрос потребителей!

потребительский спрос - обеспеченный денежными средствами населения спрос на товары и услуги. Потребительский спрос является ведущим фактором экономического роста  индустриально развитых стран. Активный потребительский спрос является предпосылкой для увеличения занятости, так как почти всегда основная масса рабочей силы сосредотачивается  на предприятиях, экономическую деятельность которых стимулирует спрос населения.  

 Размеры потребительского  спроса определяют объемы и  структуры доходов населения  и его предпочтения. Потребительский  спрос - его часть, касающаяся  различных социальных вопросов - формируется правительством страны. Наибольшее влияние оказывают  на потребительский спрос граждане  в возрасте от 25 до 45 лет. В этот  период жизни у людей формируется  домашнее хозяйство и они получают  относительно высокие доходы. На  потребительский спрос определенное  влияние имеет реклама. Согласно  проводимым исследованиям, мощные  рекламные компании формировали  спрос на те товары, на которые  до них спроса не существовало. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1.Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке. // Экономист, 2005, 5.

 2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс : принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Том 2. - М.: Издательство Республика, 2004.

 3. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Том 1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. - М.: Издательство "Соминтекс". 2005.

4. Павлов К.К. Рыночные отношения: принципы, модели, перспективы. // Общество и экономика, 2005, 2.

5. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и ферма хозяйства. К новой социологии рынка. // Социс, 2004, 3.

6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной  конкуренции. М.: Инфра-М, 2005.

Информация о работе Потребительский спрос. Экономическая сущность