Потребительский спрос. Экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.

Содержание

Введение_______________________________________________3
1.Понятия и виды спроса_________________________________4
1.1Макроспрос______________________5-6
1.2Закон спроса____________________7
1.3Изменение спроса________________8-10
2.Эластичность спроса___________________________________11-12
2.1Свойства эластичности____________12-13
2.2Перекрестная эластичность________13
2.3Эластичность спроса по доходу _____13-14
3.Связь спроса с предложением____________________________15-16
3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса_______16-26
Вывод___________________________________________________27
Список литературы_______________________________________28

Работа содержит 1 файл

потребительский спрос,экономическая сущность.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

валового национального  продукта или валового внутреннего  продукта;

национального дохода;

денежных доходов  населения.

Вторая закономерность развития потребительского спроса связана  с первой и заключается в улучшении  его структуры. Она имеет многоплановый  характер и проявляется в различных  формах. В экономически развитых странах  и в странах с развивающейся  экономикой прогрессивные изменения  структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:

высокая доля или  увеличение доли платных услуг в  общем объеме потребления и спроса;

высокая доля или  увеличение доли непродовольственных  товаров в общем объеме спроса на товары;

высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

высокий уровень  или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питания;

постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

расширение и  обновление ассортимента, повышение  качества товаров и торговых услуг.

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно  изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение  одной из детерминант изменяет положение  кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло  увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения  в одной его детерминанте (или  более) потребители покупают меньшее  количество продукта по каждой из возможных  цен, это влечет сокращение спроса и  смещение кривой спроса влево.

Рассмотрим  влияние неценовых  детерминант:

1. Потребительские  вкусы. Благоприятное для данного  продукта изменение потребительских  вкусов или предпочтений, вызванное  рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос  по каждой цене. Неблагоприятные  перемены в предпочтениях потребителей  вызовут уменьшение спроса и  смещение кривой спроса влево.  Технологические изменения в  виде проявления нового продукта  способны привести к изменению  потребительских вкусов. Пример: физическое  здоровье становится все более  популярным, а это повышает спрос  на кроссовки и велосипеды.

2. Число покупателей.  Увеличение на рынке числа  покупателей обуславливает повышение  спроса. А уменьшение числа потребителей  находит отражение в сокращении  спроса. Примеры: японцы сокращают  импортные квоты на американское  телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на  такое оборудование; снижение уровня  рождаемости уменьшает спрос  на образование.

3. Доход. Воздействие  на спрос изменения денежного  дохода более сложно. В отношении  большинства товаров повышение  дохода приводит к увеличению  спроса.

Товары, спрос  на которые изменяется в прямой зависимости  с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными  товарами.

Товары, спрос  на которые изменяется в противоположном  направлении, то есть возрастает при  снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие  нормальные товары, как сливочное  масло, омары, филе, и снижает спрос  на такие товары низшей категории, как  капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.

4. Цены на  сопряженные товары. Приведет ли  изменение цены на сопряженный  товар к повышению или снижению  спроса на рассматриваемый продукт,  зависит от того, является ли  этот родственный товар заменителем  нашего продукта (взаимозаменяемым  товаром) или сопутствующим ему  (взаимодополняющим товаром). Когда  два продукта взаимозаменяемы,  между ценой на один из них  и спросом на другой существует  прямая связь. Когда два товара  являются взаимодополняющими, между  ценой на один из них и  спросом на другой существует  обратная связь. Многие пары  товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение  цены на один очень мало  повлияет или вовсе не повлияет  на спрос на другой. Примеры:  снижение тарифов на пассажирские  авиаперевозки сокращает спрос  на поездки автобусным транспортом  (взаимозаменяемые товары); сокращение  цены на видеомагнитофоны повышает  спрос на видеокассеты.

5. Ожидание. Потребительские  ожидания относительно будущих  цен на товары, наличие товаров  и будущего дохода способны  изменить спрос. Ожидание падения  цен и снижения доходов ведет  к сокращению текущего спроса  на товары. Обратное утверждение  также верно. Пример: неблагоприятная  погода в Южной Америке порождает  ожидания в будущем более высоких  цен на кофе и тем самым  повышает текущий спрос на  него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Эластичность спроса

Эластичность  спроса – это его способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов. Поскольку главный из этих факторов – цена, то сначала обратимся к ценовой эластичности спроса.

Она измеряет степень  реакции (или чувствительности) потребителей к изменениям цены. В зависимости  от этой степени спрос условно  делят на два вида: эластичный и  неэластичный. Если небольшое изменение  цены сопровождается значительным изменением величины спроса, то такой спрос  называется «эластичным». Если даже очень  большое изменение цены лишь ненамного  изменяет величину спроса, то такой  спрос получает название «неэластичного».

Для экономической  теории важность понятия «эластичность» состоит в том, что оно позволяет  перейти от зыбкой качественной характеристики закона спроса к строгой количественной. Эластичность измеряется отношением процентного  изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат  такого отношения назвали «коэффициентом ценовой эластичности спроса».

Кц.эл.спроса =изменение  величины спроса (%)/изменение цены (%)

Если коэффициент  эластичности больше единицы, то спрос  считается эластичным, если меньше, то неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о «единичной эластичности спроса».

Наибольшей неэластичностью  отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье, энергоресурсы, поездки на метро  и т.п.). Люди не могут обходиться без них, поэтому, скажем, подорожание  этих товаров и услуг не ведет  к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой  эластичностью, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно и  отказаться.

О характере  эластичности спроса судят и по такому показателю, как «совокупная выручка» (произведение цены единицы товара на число совершенных продаж) в  ее сопоставлении с изменением цены. Если изменение цены приводит к противоположному изменению совокупной выручки, то спрос  считается эластичным, а если изменения  однонаправлены, то неэластичным.

Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию  аграрного сектора. Цены на нее, как  и на другие жизненно важные товары (соль, спички), всегда находятся под  контролем государства. В других секторах экономики для получения  гарантированного экономического выиграша может использоваться такой прием, как «перевод» эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения  объема производства). У этой манипуляции, однако, объективный предел, перейдя  который неэластичный спрос сползает в унизительное положение «нужды», а с ней исчезает не только «неэластичность» спроса, но и сам спрос как начало рынка. 

Независимо от того, знает производитель экономическую  теорию или нет, он инстиктивно чувствует, что ограничение объема производства (предложения) гарантирует ему спрос  при любой цене. Поэтому он всегда является потенциальным сторонником  неэластичного спроса, возникающего в силу искусственно ограниченного  предложения как следствия искусственно ограниченного объема производства.

На коэффициент  эластичности влияют главным образом  три фактора:

величина предельно  возможных затрат покупателя на данный договор;

качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов);

число конкурирующих  продавцов данного товара.

Можно сделать  некоторые практические выводы из характеристики ценовой эластичности спроса.

При неэластичном спросе продавец не склонен снижать  цены, т.к. потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Вот почему неэластичный спрос – фактор потенциального роста  цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению  цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.

В каком же соотношении  находятся «эластичность» и «неэластичность» спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение  цены. А если к тому же учесть возрастающие возможности производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все  товары и фиксированность доходов  потребителей, то закон спроса можно  сформулировать так: в диапазоне  возможных цен спрос бывает только эластичным.

В свою очередь  всеобщность эластичности спроса означает, что различие «эластичного» и  «неэластичного» спроса носит во многом условный характер, отражая  скорость и объем изменения величины спроса на отдельные товарные группы и в определенных ситуациях (под  влиянием изменения цены).

Товарный ассортимент  развитой рыночной экономики характеризуется  преобладанием «эластичных» товаров, в противном случае невозможна сама рыночная экономика. Расширение экономической  свободы общества и индивида и  состоит в постоянном расширении сферы эластичного спроса.

2.1Свойства эластичности :

Эластичность  и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для  кривых спроса обычно эластичность оказывается  более значительной в верхнем  левом углу графика по сравнению  с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых  ведется отсчет. 

Эластичность  и наклон кривой спроса. Внешний  вид графика не может служить  надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений  цены и количества продукции, тогда  как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

Изменяющиеся  и постоянные эластичные кривые спроса

Эластичность  определяется на заданном интервале. Определение  ее на некотором другом интервале  может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен  и количества спроса неодинакова  на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

2.2Перекрестная эластичность

Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько  чувствителен потребительский спрос  на один продукт (товар Х) к изменению  цены какого-то другого продукта (товар Y).

Эта концепция  позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции  Х варьирует в прямой зависимости  от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми  товарами. Чем больше положительный  коэффициент, тем больше степень  заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость  двух данных товаров. Нулевой или  почти нулевой коэффициент свидетельствует  о том, что два товара не связаны  между собой, то есть являются независимыми товарами. 

2.3Эластичность спроса по доходу

Эластичность  спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или  иным изменением дохода потребителя.

Для большинства  товаров этот коэффициент будет  иметь положительное значение (для  товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно  варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует  о товаре низшей категории.

Информация о работе Потребительский спрос. Экономическая сущность