Потребительский спрос. Экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.

Содержание

Введение_______________________________________________3
1.Понятия и виды спроса_________________________________4
1.1Макроспрос______________________5-6
1.2Закон спроса____________________7
1.3Изменение спроса________________8-10
2.Эластичность спроса___________________________________11-12
2.1Свойства эластичности____________12-13
2.2Перекрестная эластичность________13
2.3Эластичность спроса по доходу _____13-14
3.Связь спроса с предложением____________________________15-16
3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса_______16-26
Вывод___________________________________________________27
Список литературы_______________________________________28

Работа содержит 1 файл

потребительский спрос,экономическая сущность.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

Основные вопросы, выносимые на обсуждение, обычно связаны  с качеством товаров и услуг, предлагаемым ассортиментом, новыми товарами и услугами, режимом работы, формами  обслуживания и т.п.

Конференции могут  проводиться в очной и заочной  формах. В первом случае покупатели (потребители) устно высказывают  свои мнения и пожелания, а во втором – предварительно распространяются анкеты, которые покупатели (потребители) заполняют и опускают в специальные  ящики. Затем эти данные обрабатываются и на их основании делаются выводы, принимаются управленческие решения.

Эффективным методом изучения спрося являются выставки и выставки-продажи. Наряду с демонстрацией товаров могут быть проведены показ работы технически сложных товаров, консультации по товарам; организована продажа товаров со скидкой или предоставлением более длительного, чем обычно, гарантийного срока;

показаны рекламные  ролики и фильмы, слайды, распространена печатная продукция, проведены лотереи, аукционы по продаже отдельных товаров, дегустации и т.п.

Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса.

Разработка целевых  и программных опросов.

Выбор способа  проведения опроса и опрашиваемых лиц.

Разработка пробной  анкеты, ее испытание и окончательная  редакция вопросов.

Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и  инструктаж лиц, производящих опрос.

Обработка полученной информации.

В процессе проведения опроса населения возникает сложная  проблема, связанная с обеспечением репрезентативности результатов опроса (т.е. насколько полученные результаты реально отражают изучаемые процессы). Репрезентативность выборки зависит  от численности и отбора опрашиваемых лиц. Математическая статистика предусматривает  два основных метода: метод вероятностной  выборки и квотная выборка, которая  предполагает отбор опрашиваемых лиц  с целью построения уменьшенной  модели генеральной изучаемой совокупности.

Опыт проведения опросов показывает, что для получения  репрезентативных результатов необходимо опросить примерно 1500-2000 человек. Однако репрезентативность выборки зависит  не только от количества опрашиваемых, но и от правильности самой методики проведения опроса.

Опрос может  быть проведен на основе личного контакта либо путем письменного заполнения анкет.

В первом случае опрос проводится специально подготовленным человеком – интервьюером путем  устного собеседования по вопросам анкеты. В экономической литературе такой опрос носит название «демоскопическое интервью». Преимущество этого метода состоит в том, что он дает возможность  получить более точные и подробные  ответы на все вопросы. Однако этот метод очень трудоемкий.

Письменный опрос  является наиболее распространенным методом. Технически такой опрос может  проводиться двумя способами.

Первый  способ состоит в том, что анкеты рассылаются по почте с просьбой заполнить их и отослать обратно. Однако надо иметь в виду, что только примерно 20% разосланных анкет возвращаются заполненными. 

Второй  способ – анкеты раздаются покупателям на обследуемом предприятии с просьбой заполнить их сразу же. Преимуществом данного метода является простота распространения анкет.

Путем письменного  опроса проводится и весьма распространенный панельный опрос. Под термином «панель» понимается список опрашиваемых единиц, подвергающихся периодически повторяющимся  обследованиям. Единицы исследуемой  совокупности – это члены панели; ими могут выступать отдельные  потребители, семьи, предприятия, эксперты. Таким образом, панельный опрос  используется для обследования постоянных групп. С его помощью выявляются изменения мнений выбранного круга  единиц за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Полученная тем  или иным способом информация о спросе должна быть обработана и использована на предприятии. Использование обработанной информации может преследовать следующие  цели:

определение оптимальной  концепции развития предприятия;

разработка прогнозов  торгово-хозяйственной деятельности;

совершенствование организации торгово-технологического процесса;

повышение уровня обслуживания покупателей;

выработка ценовой  стратегии на товары и услуги;

выявление наиболее популярных типов предприятий торговли;

прогнозирование коммерческой целесообразности открытия новых предприятий.

Основными задачами предприятия по изучению спроса являются:

организация и  обеспечение постоянного учета  информации, позволяющей всесторонне  охарактеризовать локальный спрос  на товары и услуги;

заключение договоров  и организация снабжения предприятия  товарами, соответствующими объему и  структуре спроса с учетом временного (сезонного) фактора;

накопление, обобщение  и систематизация информации о спросе с целью использования данных для прогнозирования и планирования объема продажи товаров на различные  периоды времени.

В конкретном выражении  изучение спроса на предприятии предполагает прежде всего получение ежедневной информации по спросу, на основе которой  осуществляется процесс оперативного управления и планирования деятельности предприятия (принятие управленческих решений о закупках товаров, графиках завоза, ценовой политике, необходимости  и объемах рекламных мероприятий, совершенствование организации  продажи и т.п.). 

Одновременно  получение, накопление и обобщение  информации о спросе с ее последующей  обработкой (желательно на современных  компъютераХ служит базой для  перспективного прогнозирования товарооборота  предприятия, разработки производственной программы, основанием для установления долгосрочных договорных отношений  с поставщиками и заключения сделок купли-продажи.

Таким образом, благодаря изучению спроса и возможности  оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов  может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в  увеличении товарооборота как в  фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также  в повышении рентабельности торгового  предприятия.

Прогнозирование спроса – это научное предвидение  общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены  на рынке в прогнозируемом периоде  при определенных условиях изменения  платежеспособности потребителей и  предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий  развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования  товарного обращения.

Процесс прогнозирования  потребительского спроса включает следующие  этапы:

подготовку и  обработку исходной информации для  расчета прогноза;

разработку гипотезы предполагаемых социально-экономических  условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;

расчет прогноза на перспективу;

оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной  корректировки.

На  первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о развитии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

Основными источниками  информации являются:

- отчетные и  плановые балансы денежных доходов  и расходов населения, разрабатываемые  федеральными и региональными  статистическими и экономическими  органами;

- данные выборочных  обследований бюджетов домашних  хозяйств, проводимые статистическими  органами;

- данные о  динамике цен на потребительские  товары и услуги, получаемые на  основании проводимых статистическими  органами выборочных наблюдений  за ценами; 

- данные статистической  отчетности о динамике показателей  розничного товарооборота;

- нормы рационального  потребления основных продовольственных  и непродовольственных товаров.

Весьма полезны  данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать  и прогнозировать уровень и структуру  спроса в зависимости от уровня среднедушевых  доходов населени. В настоящее  время такие обследования охватывают 49 тысяч домохозяйств на всей территории России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наименованиям потребительских  товаров и услуг.

Специалисты отмечают два недостатка указанного источника  информации:

- ориентация  выборочного обследования на  средний слой населения, который  в последние годы тяготеет  к бедности, ведет к завышению  доли продовольственных товаров  в обжем объме продаж;

существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.

Ранее эти проблемы решались на основе корректировки указанных  отклонений по данным статистики розничного товарооборота. Однако в 90-е годы в  связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и  потребительских товаров (около  трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота  перестала выполнять роль надежного  источника информации, в том числе  и для корректировки данных бюджетной  статистики. Поэтому одним из важнейших  направлений совершенствований  прогнозирования потребительского спроса и всей организации товарного  обращения является создание системы  информации о производстве и обращении  товаров и услуг.

Создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной  информации о товарных рынках. С  помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные  и разнообразные маркетинговые  задачи. Данные статистической отчетности и статистических наблюдений применяются  для обобщающих оценок состояния  национального и регионального  рынков, отраслей товарного обращения  и тенденций их развития.

Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.

Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе  может включать предположения о  том, что:

рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению  структуры потребительского спроса;

будет проводиться  государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов  на одного члена семьи, что будет  способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;

умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;

развитие материально-технической  базы и современных торгово-технологических  процессов в отраслях товарного  обращения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

В процессе расчетов прогноза спроса на перспективу, выполняемых  на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой – отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского спроса:

роста внутреннего  валового продукта и основных направлений  его использования;

роста денежных доходов и расходов населения;

Информация о работе Потребительский спрос. Экономическая сущность