Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Малый бизнес и его место в экономике России
Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 427.01 Кб (Скачать)

    • высокий риск;

    • долгий путь от идеи до ее реализации в  виде коммерческого продукта или  услуги;

    • низкая выживаемость новых малых  инновационных фирм;

    • неразвитое состояние рынка высоких  технологий в России;

    • инновационная невосприимчивость  российской промышленности в настоящее  время.

    Малый бизнес вносит большой вклад в  формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально  развитых стран мира. Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса.

    Ключ  к экономической, социальной и политической мощи современного государства дают высокие технологии. Но дело не столько  в самих технологиях, не столько  в способности общества непрерывно их генерировать, сколько в умении передавать их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию  и услуги. Приведем пример: с 1945 по 1988 г. в США появилось 147 Нобелевских лауреатов, а в Японии лишь пять. За этот же период США потратили на создание новых технологий 3,5 трлн долл., Япония существенно меньше. Но Япония потеснила США на глобальных рынках и быстро превратилась в одну из ведущих мировых держав благодаря наличию эффективного механизма коммерциализации технологий, благодаря своей более совершенной инновационной способности. Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права — именно малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес. Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала. инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе.

    Многие  товары, определяющие ныне лицо современного общества, появились благодаря именно малому наукоемкому бизнесу.

    Роль  сектора малого предпринимательства  в инновациях многогранна: с одной  стороны, он обеспечивает инновационные  процессы в экономике, способствуя  совершенствованию производства и  управления, с другой  - будучи непосредственно  вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос  на новые разработки, обеспечивая  непрерывный прогресс.

    Приоритетное  поле деятельности малых фирм составляют наукоемкие отрасли. К характерным  особенностям наукоемких отраслей, определяющим их роль в экономике в целом, относятся: высокие темпы роста, в 3—4 раза превышающие  темпы роста прочих отраслей хозяйства, что во многом обусловлено большей  долей добавленной стоимости  в конечной продукции; повышенная заработная плата работающих; крупные объемы экспорта и, что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие отрасли экономики, порождающий «цепную реакцию» нововведений в национальном и мировом хозяйстве. Наукоемкие отрасли, как правило, основаны на высоких технологиях; это требует, чтобы технологический уклад, формирующий основные технико-технологические решения отрасли, ее производственный потенциал относились к технологическим укладам высокого уровня. Наивысшим считается седьмой технологический уклад, в котором развиваются такие отрасли, как микробиология, генетика и т.п.

    Перспективы развития малого бизнеса в России в области инновационных технологий довольно высоки. Несмотря на то, что  в России до сих пор существует «утечка умов» на Запад, в нашей  стране  появляются небольшие  компании, которые работают в области высоких  технологий.  Разработки подобных компаний пользуются огромной популярностью  на зарубежных рынках, многие крупные  компании предпочитают размещать свои заказы на российских малых предприятиях, так как рыночные отношения диктуют новые условия развития экономики, а  помощь государства создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства.

    Понятие потенциала обозначает нереализованные, но внутренне присущие явлению или  процессу возможности функционирования и развития, проистекающие из его  свойств, основных характеристик. В  общем смысле потенциал – это  запас, незадействованные ресурсы, способности, таланты, энергия.

    Социальный  потенциал малого бизнеса и предпринимательства  – характеристика меры и качества совокупных способностей к предпринимательской  деятельности. Он реализуется через  механизм занятости в процессе малого производства и тесно взаимосвязан с экономическим потенциалом  малого бизнеса и предпринимательства, что проявляется во взаимообусловленности  его экономических и социальных характеристик.

    Так, по оценке многих экспертов потенциал  российского малого бизнеса огромен, однако его реализации мешают многочисленные проблемы, описанные в предыдущих главах.

    И все же сегодня малый бизнес рассматривается как одно из основных направлений развития экономики. Перспективы малого бизнеса очень привлекательны, так как большинство экономических ниш, где могут работать частные предприниматели, еще не занято предприятиями.

    В итоге можно констатировать, что  для современной России характерно

противоречие  между острой потребностью в прорыве  к инновационному способу развития и пока преобладающими тенденциями политического развития. Вместе с тем перспектива ИТР для России не закрыта. Темпы и результаты продвижения в этом направлении будут

определяться  перипетиями противостояния авторитарных и демократических тенденций  и тесно связанными с этим противостоянием изменениями в публичной социальной политике.

    Уже сегодня высшими должностными лицами Правительства Российской Федерации, Государственной Думы заявляется, что к концу второго десятилетия XXI века в России общая доля малого бизнеса в структуре ВВП достигнет 30-40%, что видится вполне возможным, если учитывать что за последние 10 лет вклад малого предпринимательства в создание внутреннего валового продукта почти удвоился, поднявшись с отметки 10% в его структуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В итоге проведенной нами работой, была проанализирована наиболее перспективная, динамичная, но пока еще недостаточно развитая сфера российского предпринимательства  – малый бизнес, являющаяся одним  из важнейших факторов экономического роста, инструментом модернизации всей хозяйственной жизни страны.

    В результате исследования, было выяснено, что малый бизнес – весьма специфическая  сфера предпринимательства, обладающая одновременно очевидными достоинствами  и недостатками, без осознания  сущности которых невозможно грамотно оценить потенциал малых фирм, микропредприятий и набор возможностей индивидуальных предпринимателей.

    Способствуя активному привлечению населения  к занятию собственным делом (открывая для развития экономики новые  финансовые источники в виде собственных  накоплений граждан), являясь гарантом создания среднего класса в России, снижая уровень безработицы, осуществляя  эффективную инновационную деятельность, малый бизнес остается уязвимым по отношению к внешней среде, не обладая подчас должным капиталом, ощущая нехватку знаний в области  экономики и управления.

    В ходе работы мы выяснили, что становление  и развитие малого бизнеса в России, несмотря на его не столь длительную историю (по сравнению с экономически развитыми странами), прошло весьма быстро, было противоречивым, со своими пиками роста и периодами стагнации. 

    Развитию  малого предпринимательства на современном  этапе препятствует ряд сложных  проблем, от разрешения которых зависит  не только судьба самого бизнеса, но и  благополучие всего государства  в целом. К их числу, в первую очередь, относится коррупция, несовершенство законодательства, отсутствие необходимого стартового капитала, высокий процент  коммерческого кредита (главная  помеха в развитии малого бизнеса  по мнению самих предпринимателей), нежелание выдавать ссуды банками  из-за опасения невозврата выданных средств.

    Изменению сложившейся ситуации, должна способствовать грамотная, взвешенная политика государства  в сфере поддержки малого бизнеса, которая должна включать льготное кредитование, снижение налогового бремени, разработку специальных программ развития малого бизнеса как на уровне всей страны, так и на уровне отдельных регионов РФ. Однако по нашему мнению действия Правительства  на сегодняшний день являются недостаточно эффективными. Наблюдается расхождение между реальными свершениями и публичными заявлениями чиновников.

    Говоря  о прогнозах на будущее, следует  отметить, что российский малый бизнес имеет большие перспективы развития, мощный экономический, социальный, инновационный  потенциал, реализация которого упрочит  положение не только самого бизнеса, но и государства в целом. Об этом свидетельствует и серьезное  испытание, пройденное малым бизнесом - мировой финансово-экономический  кризис, преодолеть который удалось  с меньшими потерями, нежели это  предсказывалось.

    Таким образом, можно сказать, что экономика  России, стоя на пороге кардинальных структурных  изменений, будет использовать малый  бизнес в качестве важнейшей питательной  среды для осуществления роста  как ее количественных, так и качественных показателей, приближая их к уровню развитых стран Западной Европы, США, Японии и Китая. Главный вопрос теперь заключается в том, как скоро  и как эффективно будут использованы внутренние резервы малого бизнеса, а следовательно и решены связанные  с известные проблемы, препятствующие его развитию. Это, по нашему мнению, должно стать важнейшей прерогативой государства в ближайшие годы для осуществления реструктуризации экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон № 218-ФЗ от 30 декабря 2004 года «О кредитных историях».
  3. Федеральный закон № 152-ФЗ от 11 ноября 2003 года «Об ипотечных ценных бумагах»
  4. Постановление от 22 июля 2008 г. N 556«О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
  5. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты / / Ибадова, Лейла Тофиковна. ; Л. Т. Ибадова ; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. - М. : Волтерс Клувер, 2006. - XIII, 257 с. - Библиогр. : с. 250-257.
  6. Малое предпринимательство : : учебник / / Лапуста, Михаил Григорьевич. ; М. Г. Лапуста. - М. : ИНФРА-М , 2008. - 684 с.
  7. Учет на предприятиях малого бизнеса : : учебное пособие для студентов / / Ильичева, Елена Вячеславовна., А. Ф. Виноходова ; Е. В. Ильичева, А. Ф. Виноходова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Старый Оскол : [Тонкие Наукоемкие Технологии], 2006. - 431 с. - Библиогр. : с. 316-319.
  8. Бухгалтерский учет и контроль деятельности малого бизнеса: учебное пособие / М. Ф. Овсийчук, А. В. Шохнех, - М. :КНОРУС, 2009. – 288 с.
  9. Сегодняшнее число 219,7 //  Коммерсантъ. 2011. №75 (4616).
  10. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. – М., 2011. - №4. – с. 9-7.
  11. Сидоров В. А. Общая экономическая теория. М.:ЭЛИТ-2006 – 328с.
  12. Плешанова О.  Взыскание в разумных пределах  //  Коммерсантъ. 2011. №80 (4621).
  13. Сегодняшнее число 219,7  // Коммерсантъ. 2011.  №75 (4616).
  14. Долгова О. В помощь малому бизнесу - Хозпартнерства должны способствовать привлечению инвестиций // Известия. 2011. № 75 (28336).
  15. Гудков А.  Малый бизнес толкают на большую дорогу // КоммерсантЪ. 2010. №171.
  16. Царева Л. Сектор кредитования малого и среднего бизнеса постепенно активизируется // Известия. 2010. № 177 (28192).
  17. Вислогузов  В. Малые льготы малому бизнесу // КоммерсантЪ. 2010. № 226. Орлов И. Субъектам малого и среднего предпринимательства положено немало субсидий // Известия. 2010.  № 187 (28202).
  18. Орлов И. Субъектам малого и среднего предпринимательства положено немало субсидий // Известия. 2010.  № 187 (28202).
  19. Зиновьев И. Из малых — в серые // Коммерсантъ Деньги. №1-2 2011 (808-809).
  20. Бутрин Д., Вислогузов В, Нетреба П. Малым — помалу // Коммерсантъ.    2010.  №222 (4522).
  21. Тенишева М. Микроподдержка - Малому бизнесу дадут соответствующие кредиты // Известия. 2010. № 61 (28076).
  22. Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 405с.
  23. Малый Бизнес России: онлайн журнал  - www.russiansmallbusiness.com
  24. Кредитный портал - www.kreditbusiness.ru
  25. Ресурсный центр малого предпринимательства - www.rcsme.ru

Информация о работе Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики