Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Введение …………………………………………………………………………3
Малый бизнес и его место в экономике России
Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………
Федеральное
агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра
теоретической экономики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Потенциал
малого бизнеса в
модернизации российской
экономики
Выполнил:
Студент I курса
экономического факультета
специальность Экономика (бакалавриат)
группа 103б
Научный руководитель:
Нормоконтролер:
Богдашев И.В.
Краснодар 2011
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список
использованной литературы………………………………………...
34
Введение
Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое
предпринимательство - это существенная
составляющая цивилизованного рыночного
хозяйства, неотъемлемый элемент присущего
ему конкурентного механизма. Этот
предпринимательский уклад
В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночной экономики и форма экономической активности населения. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Тем не менее, чаще всего для отнесения малого бизнеса именно к «малому» используют показатели числа работников, показатель оборотного капитала фирмы и принадлежность ее к той или иной отрасли хозяйства страны.
К сожалению, на сегодняшний потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Основная цель работы – изучить основные достоинства и недостатки малого бизнеса, выявить преимущества развития данного вида предпринимательства в России, предложить пути реализации потенциала малого бизнеса в модернизации отечественной экономики. Для осуществления этой цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:
Информационную и теоретическую базу работы составили труды в области изучения малого бизнеса как отечественных, так и зарубежных авторов (В. В. Бородина, Л. Н. Тэпман, Б. В. Корнейчук); нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность малых предприятий (федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), официальные статистические данные Росстата (в том числе графики, таблицы, диаграммы) последних лет, иллюстрирующие положение дел в области малого бизнеса; методические пособия, учебная литература (М. Ф. Овсийчук, А. В. Шохнех) и периодическая литература (журналы: «КоммерсантЪ», «Деньги и кредит», «Вопросы экономики»); ресурсы сети Интернет (www.kreditbusiness.ru, www.rcsme.ru, www.russiansmallbusiness.com).
Для достижения поставленной цели курсовой работы были использованы и легли в ее основу абстрактно-логические (сравнение, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция), графические, статистические и эмпирические научные методы.
Объектом исследования данной работы явился малый бизнес России и его специфические особенности, предметом – потенциал развития малого предпринимательства в ближайшей перспективе.
Структура
работы: введение, 2 главы, включающие 2
и 3 подпункта соответственно, заключение,
список используемой литературы. Работа
изложена на 35 листах и сопровождена 6
рисунками.
В
период рыночной экономики особое значение
приобретает развитие малого бизнеса.
Именно малые предприятия, не требующие
крупных стартовых инвестиций и
гарантирующие высокую скорость
оборота ресурсов, способны наиболее
быстро и экономно решать проблемы
реструктуризации экономики, формирования
и насыщения рынка
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Так
международная Организация
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
В
Соединенных Штатах Америки федеральным
законом о малом бизнесе
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.
К
преимуществам малых
Информация о работе Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики