Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Малый бизнес и его место в экономике России
Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 427.01 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Экономический факультет

Кафедра теоретической экономики 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Потенциал малого бизнеса в  модернизации российской экономики 
 
 

  
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент  I курса

экономического  факультета

специальность Экономика (бакалавриат)

группа  103б                                                                         Садыков О. В. 
 
 
 

Научный руководитель:                                                      Богдашев И.В. 

Нормоконтролер:            Богдашев И.В.  
 

                                                 
 

Краснодар 2011

Содержание 

Введение   …………………………………………………………………………3

  1. Малый бизнес и его место в экономике России
    1. Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства   ………………………………………………………… 5
    2. История становления и развитие малого бизнеса в России    …………13
  2. Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
    1. Основные проблемы развития малого бизнеса в России  ……………..19
    2. Государственная поддержка малого бизнеса  ………………………….23
    3. Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу  ……………………….. 28

Заключение  …………………………………………………………………….. 32

Список  использованной литературы………………………………………...    34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Начало  нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.

    Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного  хозяйства, неотъемлемый элемент присущего  ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает  рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и  производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный  потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения  прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

    В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночной экономики и форма экономической активности населения. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Тем не менее, чаще всего для отнесения малого бизнеса именно к «малому» используют показатели числа работников, показатель оборотного капитала фирмы и принадлежность ее к той или иной отрасли хозяйства страны.

    К сожалению, на сегодняшний потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.

      Основная цель работы – изучить основные достоинства и недостатки малого бизнеса, выявить преимущества развития данного вида предпринимательства в России, предложить пути реализации потенциала малого бизнеса в модернизации отечественной экономики. Для осуществления этой цели необходимо решить ряд сопутствующих задач:

    • исследовать сущность и роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
    • рассмотреть период зарождения и развития малого бизнеса в России;
    • изучить и проанализировать проблемы, стоящие перед малым бизнесом сегодня;
    • определить основные направления государственной политики в области малого бизнеса;
    • оценить ближайшие перспективы малого бизнеса и его влияние на развитие социально-экономического положения в стране в обозримом будущем.

    Информационную  и теоретическую  базу работы составили труды в области изучения малого бизнеса как отечественных, так и зарубежных авторов (В. В. Бородина, Л. Н. Тэпман, Б. В. Корнейчук); нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность малых предприятий (федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), официальные статистические данные Росстата (в том числе графики, таблицы, диаграммы) последних лет, иллюстрирующие положение дел в области малого бизнеса; методические пособия, учебная литература  (М. Ф. Овсийчук, А. В. Шохнех) и периодическая литература (журналы: «КоммерсантЪ»,  «Деньги и кредит», «Вопросы экономики»); ресурсы сети Интернет (www.kreditbusiness.ru, www.rcsme.ru, www.russiansmallbusiness.com).

    Для достижения поставленной цели курсовой работы были использованы и легли в ее основу абстрактно-логические (сравнение, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция), графические, статистические и эмпирические научные методы.

    Объектом  исследования данной работы явился малый  бизнес России и его специфические особенности, предметом – потенциал развития малого предпринимательства в ближайшей перспективе.

    Структура работы: введение, 2 главы, включающие 2 и 3 подпункта соответственно, заключение, список используемой литературы. Работа изложена на 35 листах и сопровождена 6 рисунками.  
 
 
 
 
 
 

  1. Малый бизнес и его место  в экономике России
 
    1. Сущность, роль и отличительные  черты малого бизнеса  как сферы предпринимательства
 

    В период рыночной экономики особое значение приобретает развитие малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие  крупных стартовых инвестиций и  гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских  товаров. Однако что же подразумевается  под понятием «малый бизнес»?

    Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

    Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в  которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

    В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

    Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

    В Швеции система отнесения предприятий  к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

    В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

    В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых.

     Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

     В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

    В России под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

     в промышленности - 100 человек;

     в строительстве - 100 человек;

     на  транспорте - 100 человек;

     в сельском хозяйстве - 60 человек;

     в научно-технической сфере - 60 человек;

     в оптовой торговле - 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

    В Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Из  критериев вытекают особенности  малых предприятий, преимущества и  недостатки, закономерности развития.

      К преимуществам малых предприятий  можно отнести:

    • дух инициативы и динамизма, свободу действий;
    • гибкость, способность к оперативной перестройке производства;
    • специализацию;
    • приближение производства к потребителю;
    • более высокую оборачиваемость капитала;
    • возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);
    • преимущества в управлении, единство права собственности и непосредственного управления предприятием (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.);
    • независимость действий (малый бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется; в большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю);
    • персонифицированный, личностный характер отношений между предпринимателем, сотрудниками фирмы и клиентами;

Информация о работе Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики