Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Малый бизнес и его место в экономике России
Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 427.01 Кб (Скачать)

    Тормозит  развитие малого бизнеса и следующий  ряд причин:

  • Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
  • Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
  • Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;
  • Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

    Исследуя  причину недостаточно быстрого развития малого бизнеса в России, нельзя не упомянуть о лизинговых компаниях  как об одном из главнейших катализаторов  роста малых предприятий в  экономике. Ниже приведены (рис. 3) одни из важнейших факторов, отрицательно влияющих на деятельность организаций в сфере финансового лизинга.

     Как видно из приведенных данных Росстата, проблемы характерные для  лизинговых компаний абсолютно идентичны  проблемам всего малого бизнеса.

     Все выше перечисленные  проблемы обуславливают недостаточность  финансирования малого бизнеса и  вынуждают предпринимателя зачастую заботиться лишь о сведении концов с концами, исключая, таким образом, возможность расширения производства и внедрение инновационных технологий.

    Говоря  о сложностях, с которыми сегодня  приходится сталкиваться малому предпринимательству, нельзя не упомянуть о негативном отражении мирового экономического кризиса на структуре малого предпринимательства  в России за последние годы. В результате лишь 10% фирм увеличивают производственный набор мощностей с неизменной номенклатурой производства, 9% - с ее расширением и только 6% малых предприятий осуществляют производство по последнему слову науки и техники (рис. 4). 

Рис. 4 ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ КАПИТАЛОВОЛЖЕНИЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (данные Росстата; 2009 г.) 

    Так,  «219,7 тыс. малых предприятий были зарегистрированы в России 1 января 2011 года, что на 3,6% меньше, чем год назад…  На 2,9% снизилась среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, объем инвестиций в основной капитал с учетом инфляции — на 6%. По итогам 2010 года, в сравнении с 2009 годом положительная динамика отмечается только у показателя объема оборота малых предприятий (без микропредприятий) — 16,4% (с учетом индекса потребительских цен рост 7%). Аналитики характеризируют итоги деятельности малых предприятий в 2010 году в региональном разрезе как "умеренно позитивные", а в целом ситуацию с малым бизнесом — как "стагнирующую", но меняющуюся к лучшему: численность малых предприятий и занятость в секторе в 2010 году падали не такими высокими темпами, как годом ранее» (газета "Коммерсантъ", №75 (4616), 28.04.2011).

    1. Государственная поддержка малого бизнеса
 

    В современной экономике России реализуется  сложный синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – один из ведущих  секторов. Он определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

    Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Субъекты малого бизнеса  способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое  равновесие на потребительском рынке.

    Развитие  малого бизнеса имеет огромное значение для государство, так как несет  следующие преимущества:

    • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
    • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
    • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
    • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек»,  инвалидов, молодежи, женщин);
    • разработка и внедрение технологических новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
    • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
    • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
    • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики;
    • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование

    Для обеспечения реальной динамики развития малого предпринимательства необходим  импульс, исходящий из структур внешней  бизнес-среды, прежде всего со стороны  государства. Государство призвано содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах  социально-экономического положения  в стране.

    Взаимодействие  государственных и негосударственных  структур в сфере поддержки малого бизнеса представлено на рис 5.

Рис. 5 ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА РАЗЛИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ 

    Функционирование  представленной системы во многом зависит от усилий государства, которое выступает в роли координатора, контролера, посредника. Кроме того, необходимо действенное законодательство, определяющее критерии и принципы организации, функционирования и поддержки малого бизнеса.

    в нашей стране действует федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

    В соответствии с вышеупомянутым законом  федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации  Федеральную программу развития и государственной поддержки  малого предпринимательства, которая  после утверждения согласно требованиям  Бюджетного кодекса РФ вносится в  Государственную Думу как составная  часть проекта федерального бюджета  на предстоящий год.

    Кроме того, согласно названному выше закону Правительство Российской Федерации  создало Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства.

      Государственными  и муниципальными фондам поддержки  малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований составляет не менее 50 %.

    Особое  внимание государственная политика в сфере малого предпринимательства  уделяет созданию специальных федеральных  и региональных программ по стимулированию развития малого бизнеса. Так, в масштабе Российской Федерации в целом имеется опыт разработки и осуществления четырех таких программ - в 1994-1995, 1996-1997, 1998-1999 и 2000-2001 годах.

    На  сегодняшний день наблюдаются положительные  сдвиги в осознании правительством и первых лиц государства важности роли малого бизнеса в экономике страны, о чем свидетельствуют многочисленные заявления президента и премьер-министра РФ.

    23 сентября 2009 года на заседании  форума «Опоры России» премьер-министр  РФ В. В. Путин огласил инициативы  Правительства РФ по содействию  развития малого и среднего бизнеса России:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд. руб.

    И все же эффективность многочисленных мер и шагов по содействию развитию малого предпринимательства в России сегодня оставляет желать лучшего. Анализ содержания существующих программ в области государственной поддержки малых предприятий позволяет вскрыть их наиболее существенные недостатки:

  • рассогласованность, "нестыковку" элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий;
  • декларативность, неконкретность поставленных задач;
  • слишком широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению и без того скудных средств;
  • как следствие всего вышеназванного - нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов.

    Как бы в подтверждение всего вышесказанного, недавние изменения в обязанностях малого бизнеса перед государством свидетельствуют о том, что слова чиновников продолжают расходиться с действиями. Так, уже с этого года нагрузка на бизнес будет увеличена за счет госпошлин; возросло количество организаций, перед которыми надо регулярно отчитываться. С начала 2011 года, согласно уже принятым законам, выросли страховые взносы во внебюджетные фонды, а некоторые из налоговых льгот, имеющихся у малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, исчезли.

    Речь  здесь, в первую очередь, идет о замене единого социального налога похожей на уже ранее действовавший порядок системой отчислений во внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд (ПФ), в Фонд социального страхования (ФСС) и в Федеральный и местные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

    Изменения законодательства привели к тому, что в текущем году, малые предприятия, использующие упрощенную систему налогооблажения, в "производственной и социальной сфере" платят вместо 14% взносы по ставке 26% (остальные — 34%), что, безусловно, может негативно сказаться на деятельности малого бизнеса, вынудив его уходить в «тень», выплачивать серую зарплату сотрудникам и т. п.

    Ситуация  проиллюстрирована на рис. 6. 

Рис. 6 ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ 2011 г. (для типового предприятия, использующего упрощенную систему налогооблажения по доходам). 
 
 
 
 

    1. Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу
 

    Данные  о развитии малого бизнеса в развитых странах в последние десятилетия  XX в. позволяют считать малый бизнес важным фактором экономического роста. В России, в условиях усиления конкуренции, встраивания российских предприятий в систему мирохозяйственных отношений роль малого бизнеса в инновационной деятельности может стать очень существенной. Именно при динамичных структурных изменениях в экономике в наибольшей степени проявляются и преимущества малого бизнеса и потребность в нем со стороны крупных компаний.

    Россия  располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых  предприятий в сфере исследований и разработок открывает необозримое  поле деятельности для наших ученых и инженеров многочисленных НИИ. В США 55% новых товаров создано  на предприятиях малого бизнеса. Инновационный  потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической  гибкостью в реализации новых  идей, позволяющей реагировать на требования рынка. Малое инновационное  предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений отечественной  науки и техники, изобретений  и открытий. Это особый и еще  мало развитый в России бизнес. К  его особенностям относятся:

Информация о работе Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики