Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Малый бизнес и его место в экономике России
Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 427.01 Кб (Скачать)

    И все же совершенно новый этап развития малого предпринимательства в России начался после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

    В конце 80-х годов коренные изменения  в политической, социально-экономической  сфере страны предоставили некоторым  предприимчивым людям возможность  заниматься предпринимательской деятельностью  на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы  стали создаваться во многих регионах, городах.

    Отсутствие  законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать  перед чиновниками, с экранов  телевизоров и т.д. Отдельные активисты  баллотировались на выборы депутатов  Съезда народных депутатов СССР и  РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

    В начале 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

Именно  этот период (92-93 гг) явился началом  развития теневой экономики в  сфере малого бизнеса. Большие налоговые  сборы побудили предпринимателей к  использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и  т.д.

    Последующее развитие малого бизнеса выявило  структурные проблемы, касающиеся всего  экономического сектора. Заявленные в  период советского времени ориентиры  на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились  на далекие от общегосударственных  программ торгово-посреднические отношения.

    Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что  значительная часть малого бизнеса  была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые  не успели вовремя перестроиться  на новую рыночную экономику, были разрушены  и ликвидированы, ведь отныне главным  видом деятельности в сфере бизнеса  становится торговля.

    После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора  экономики. Впервые начинает создаваться  правовая основа предпринимательской  деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

    С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации  необходимо проходить много различных  фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается  на бюрократические процедуры, процесс  регистрации предприятий усложняется. Неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре  вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков. Долгое время назревавший и, в конце концов, разразившийся августовский кризис 1998 года дал отсчет новой стадии развития отечественного малого бизнеса.

    Кризис  разрушил финансовую базу развития малого бизнеса. Приблизительно 30% малых предприятий  были вынуждены временно свернуть или  полностью прекратить хозяйственную  деятельность после августа 1998 г. В дополнение к этому около половины индивидуальных предпринимателей были полностью вытеснены из бизнеса.

    Негативно сказалось его влияние и на тенденции к переориентации малого бизнеса в производственную сферу. Так, в этот период число малых  предприятий в промышленности сократилось  примерно на 10 тыс., среднее число  занятых на малых промышленных предприятиях сократилось на 400 тыс. человек.

    Необходимо  отметить, что отрицательные тенденции  в секторе малого бизнеса начали развиваться до финансового кризиса 1998 года. Финансовые показатели деятельности малых предприятий ухудшались в  течение двух предыдущих лет, и кризис 1998 года только усилил существующие тенденции.

    Экономические последствия кризиса не были одинаковыми  для всех фирм. Те предприятия, у  которых был доступ к местным  ресурсам, открыли для себя новые  возможности внутреннего рынка, что сократило спрос на импортную  продукцию и продукцию из импортных  материалов.

    С начала 1990-х годов многие российские рынки были в большой степени  монополизированы, что затрудняло проникновение  на рынок для новых фирм. Однако кризис 1998 года создал малому бизнесу  возможности для вхождения на рынок и занятия ниш, которые  остались после выхода с рынка  более крупных предприятий.

    Законодательство, принятое в 1999 г. и призванное способствовать воссозданию новой банковской системы незначительно повлияло на реструктуризацию банковской системы. Сократилось количество банков.

    Одновременное именно в этот период государство  начинает испытывать дискомфорт от жесткой  зависимости финансово-экономического положения страны от ситуаций на мировых  рынках на нефть, газ, золото, цветные  металлы, то есть в тех отраслях где  традиционно работают крупные предприятия. Наименее зависимое от них малое  предпринимательство восстановилось быстрее после финансового кризиса  и стало главным гарантом социальной стабильности в обществе. Были приняты безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».

    Содержание  программ, особенно в части инвестиционных проектов (производственных подпрограмм), отражало региональные особенности, отношение органов управления к реформе

    Позитивным  фактором для развития малого бизнеса  было увеличение промышленного производства на 12% (по объему) в 1999 году. Иностранные  инвестиции также несколько восстановились с появлением новых лидеров. Несмотря на продолжавшийся экономический рост, действие положительных последствий  финансового кризиса 1998 года практически  закончилось к концу 2001 г., когда рубль начал укрепляться. Разница в цене между отечественными и импортными товарами уменьшилась в результате роста цен на отечественную продукцию и гибкой ценовой политики крупных импортеров. Также необходимо отметить изменение параметров формирования издержек, как в производственных, так и в непроизводственных отраслях и как следствие структуры распределения прибыли между отраслями экономики. Следствием этого стало уменьшение темпов экономического роста, они стали более зависимы от уровня иностранных и отечественных инвестиций. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого предпринимательства нуждалась в фундаментальном пересмотре, а развитие российского малого бизнеса перешло в следующую стадию.

    К началу 2002 года  в целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причиной явилось возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры – с другой. Рост внутреннего спроса и ускорение темпов роста экономики коренным образом повлияли на ситуацию в инвестиционной сфере, однако инвестиционные расходы концентрируются в сырьевом секторе, предприятия которого получили в 2000-2001 гг. наибольшую выгоду от использования положительной внешнеторговой конъюнктуры.

    Существенной  тенденцией последних лет в России стало образование крупных многопрофильных  холдингов, монополизация ряда отраслей экономики. Вместе с тем, остро стоит  проблема реструктуризации естественных монополий, что означает коренное изменение  всей структуры национальной экономики.

    С 2002 года важнейшие изменения произошли  в сфере налогообложения. Основным направлением реформирования стало  упрощение налоговой системы, снижение налоговой нагрузки на производителей, улучшение инвестиционного климата  в стране.

    С июля 2002 года вступил в силу новый  Федеральный закон "О государственной  регистрации юридических лиц", который существенно упрощает процедуру  выхода на рынок для юридических  лиц, ликвидируя двухступенчатую систему регистрации малых предприятий с ее громоздкой схемой постановки на учет при жесткой регламентации по срокам, выполнение которых естественным путем оказывалось нереальным в силу всевозможных бюрократических барьеров.

    В целях совершенствования налогообложения  субъектов малого предпринимательства  принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о принятии утративших силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

    Развитие  малого бизнеса в начале XXI века началось с периода стагнации, которое со временем перешло в фазу устойчивого, хотя и недостаточно быстрого, экономического роста, что позволило удвоить долю малого предпринимательства в структуре ВВП вдвое за последние 10 лет.

    Этому способстовало создание государственных  программ поддержки малого бизнеса, а также принятие ряда нормативно-правовых актов, таких как федеральный закон № 152-ФЗ от 11 ноября 2003 года «Об ипотечных ценных бумагах», федеральный закон № 218-ФЗ от 30 декабря 2004 года «О кредитных историях» и ряда других,  федеральным закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором были указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу; постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, установившее предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для малого бизнеса в размере  400 млн. рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития малого бизнеса  как фактора модернизации российской экономики
 
    1. Основные  проблемы развития малого бизнеса в России
 

    Несмотря  на то, что в последнее время  малый бизнес постепенно занимает все более устойчивые позиции в экономике России, существует целый ряд проблем, который сдерживает нормальное развитие этого вида предпринимательства. Обратимся к данным социологических опросов  Росстата 2009 года,  иллюстрирующих отношение самих бизнесменов к этому вопросу (рис. 2).  

    

Рис. 2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

    Как видно из результатов изучения мнения самих предпринимателей, большая  часть препятствий, связанных с  организацией и эффективным функционированием  малого бизнеса, заключается в высоком  проценте коммерческого кредита и его получения, несовершенстве российского законодательства в области малого бизнеса.

    Даже  несмотря на то, что с каждым годом  крупнейшие баннки выдают все больше ссуд для кредитования малого бизнеса (за 2009 год Сбербанк выдал 191 732 686, 87 тыс. руб., Банк Уралсиб - 217 346 252, 2 тыс. руб.,  Россельхозбанк - 200 140 044, 30 тыс. руб.), подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства испытывает трудности в кредитовании своего бизнеса. Это обусловлено отсутствием залогового обеспечения, которое увеличивает риски невозврата кредитов для кредитных организаций. Средства,  выделяемые из бюджетов разного уровня на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку «своих» предприятий. К тому же сохраняются неразвитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, ограниченность внутреннего спроса.

    Велико  и количество различных административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты  и пр.), заинтересованность чиновников в которых не снижается. Коррупционная составляющая продолжает препятствовать взаимодействию власти и бизнеса, являясь ахиллесовой пятой всего российского общества. Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала как предпринимателя, так и потребителя.

    Серьезную проблему для малых фирм представляет отсутствие планирования. Лишь часть  из них осуществляет производственное планирование и еще меньше – стратегическое. Одна из причин такого положения заключается  в низком уровне самоорганизации  малых предприятий и для защиты собственных интересов.

Информация о работе Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики