Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Начало нового десятилетия XXI века объявлено в России периодом полной модернизации всей хозяйственной жизни страны. Решение этой непростой задачи невозможно без возрастания роли малого бизнеса как одного из основополагающих факторов создания современной социально-ориентированной, инновационной экономики. Актуальность изучения именно этого вопроса сегодня сложно переоценить. Вот почему данная тема легла в основу написания этой курсовой работы.
Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Введение …………………………………………………………………………3
Малый бизнес и его место в экономике России
Сущность, роль и отличительные черты малого бизнеса как сферы предпринимательства ………………………………………………………… 5
История становления и развитие малого бизнеса в России …………13
Перспективы развития малого бизнеса как фактора модернизации российской экономики
Основные проблемы развития малого бизнеса в России ……………..19
Государственная поддержка малого бизнеса ………………………….23
Экономический, инновационный, социальный потенциал малого бизнеса: прогноз на ближайшую перспективу ……………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………
Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого предпринимательства:
Экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают ряд трудностей. Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным компаниям в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных компаний). Они чаще испытывают недостаток в в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды. Если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах.
Малые
предприятия, как правило, появляются
при необходимости изготовления
небольших партий продукции с
постоянно обновляемой
Следует обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.
Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.
Эту “доводку крупных преобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.
Каждое
крупное структурное изменение
в экономике сопровождается массовым
высвобождением работников с предприятий
отмирающих отраслей, их переподготовкой
и привлечением на новые рабочие
места. В значительной мере груз сглаживания
социальных конфликтов в этот период,
обеспечение временной
Важно
учитывать, что малые предприятия
занимают традиционную только для них
сферу деятельности, в которую
крупные предприятия редко
Но также важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.
Сектор
малого предпринимательства является
неотъемлемым, объективно необходимым
элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которого экономика
и общество в целом не могут
нормально существовать и развиваться.
Хотя «лицо» любого развитого государства
составляют крупные корпорации, а
наличие мощной экономической силы
- крупного капитала в значительной
мере определяет уровень научно - технического
и производственного
Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
Политическое
влияние малого бизнеса в различных
странах достаточно велико, поскольку
эта социальная группа давно стала
основой сформировавшегося
Существенная
роль малых предприятий в
Место
малых предприятий
Поэтому
и для России неизбежно достижение
аналогичных показателей уровня
развития малых предприятий, жизненно
необходимого для эффективного функционирования
рыночной экономики и социально-
В условиях России, развивающей рыночные отношения, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Очевидно, что на сегодняшний день число малых предприятий остается недостаточным. Так, согласно данным Росстата на 2009 год в РФ зарегистрировано 1,602491 тыс. субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, и 4037785 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом вклад в создание ВВП страны малого бизнеса составляет, по разным оценкам, всего около 20%, в то время как этот показатель в странах с развитой экономикой составляет 50-70%.
Кроме того, как видно из рис. 1, развитие малого бизнеса в стране идет крайне неравномерно, существуют большие диспропорции между различными федеральными округами.
Структура занятости малого бизнеса в различных отраслях российской экономики выглядит следующим образом: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (41,1%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (18%); строительство (12%); обрабатывающие производства (10,3%); другие виды деятельности (8%); транспорт и связь (5,9%); сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство (3,6%); добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1%).
Становление
и развитие малого предпринимательства
(МП) в России нельзя рассматривать
только как порождение начатых в
1991 году рыночных реформ. Оно имеет
достаточно длинную и противоречивую
историю. Малыми формами хозяйствования,
исторически присущими
В конце XIX – начале XX веков начался процесс диверсификации производства – появление крупных предприятий, основанных на использовании наемного труда, который сосуществовал с сохранившимися мелкими промыслами и успешно функционировавшими хозяйственными организациями торговли и сферы услуг.
В
модифицированной «административно-командной»
форме малый бизнес существовал
в СССР, а, следовательно, и в России,
в послереволюционные годы. Он базировался
на государственной, а до 1960 года и
на кооперативной форме
В середине 50-х годов была реализована система мер по совершенствованию прав союзных республик по руководству народным хозяйством, усилившая территориальный подход в управлении. В этот период из союзного в республиканское подчинение было передано 11 тысяч предприятий. К концу 1957 года доля предприятий республиканского и местного подчинения (небольших и средних) возросла с 33% до 47%. Для малых предприятий это было время относительно благоприятным, так как они органично вписывались в территориальную экономику, не сталкиваясь с административными барьерами в процессе своего функционирования. По экспертным оценкам количество малых предприятий в это время приближалось к 80 тысячам единиц и составляло 40% всех действующих предприятий. В связи с ориентацией на комплексное развитие территорий данные предприятия были в сфере внимания органов управления на местах, что давало определенный импульс их развитию. После ликвидации совнархозов, в процессе проведения так называемых «косыгинских» реформ и после их постепенного свертывания количество и роль малых предприятий резко уменьшаются. В 1968-1975 гг. доля предприятий с объемом продукции до 0,5 млн. руб. в общем выпуске продукции сократилась втрое. При этом наиболее мелкие предприятия с объемом валовой продукции до 100 тыс. руб. составили лишь 6% общего количества предприятий и на их долю приходилось менее 0,05% продукции. Предприятия второй размерной группы с объемом продукции от 101 тысячи рублей составляли 13% общего числа предприятий.
Информация о работе Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики