Понятие и состав правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные положения о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и условия ее возникновения
1.2 Анализ видов и функций конкуренции
Глава II Типы рыночных структур
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Чистая монополия
2.3 Монополистическая конкуренция
2.4 Олигополия
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Зениной Е.А. II курс.docx

— 134.00 Кб (Скачать)

Поэтому различают реальные (первая ситуация) и формальные (вторая ситуация) составы правонарушения.

Так называемый казус вообще исключает  наличие правонарушения. Казус (случай) появляется там, где отсутствует  причинная связь между действием (бездействием) и результатом. Например, должник не выполняет свои обязательства  перед кредитором, не возвращает арендованное имущество, так как стихийное  бедствие уничтожило это имущество. Внешне должник противоправно бездействует, но не это бездействие ведет к  нежелательному результату, а стихийное  бедствие.

Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший  определенного возраста, гражданин  государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет, а но некоторым преступлениям – 14 лет, для субъекта административного правонарушения – 16 лет, в деликтах возраст деликтоспособности начинается в некоторых правонарушениях с 15 лет, а как правило, с гражданского совершеннолетия.

Наконец, субъективная сторона. Она  характеризуется виной – психическим  отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов поведения, проявляется  и в психическом отношении  этого субъекта к своему поведению, его итогам.

Это отношение прежде всего может быть сознательным, умышленным, когда субъект предвидит последствия своего поведения, желает либо допускает их наступление. Поэтому умысел бывает прямым или косвенным.

В отличие от умысла иной формой психического отношения является неосторожность. Субъект предвидит наступление  вредных последствий, но легкомысленно  надеется их предотвратить. Иной вариант  – не предвидит, хотя мог и должен был предвидеть, это так называемая халатность.

Умысел, неосторожность – все эти  формы вины составляют субъективную сторону правонарушения. И без  вины, то есть без субъективной стороны, также не может быть правонарушения. Только единство объективной и субъективной стороны свидетельствует о наличии  правонарушения. И в субъективной стороне правонарушения может иметь  место казус, когда имеет место  невиновное причинение вреда, не в связи  с волей и желанием субъекта права.

При отсутствии вины (субъективной стороны) признание какого-либо действия (бездействия) правонарушением является также  нарушением, имя которому в сфере  уголовного права – «объективное вменение». Субъект не только не хотел, но и не мог и не должен был  предвидеть наступления вредных  последствий от своего действия (бездействия), а его в наступлении этих последствий  обвиняют – вот этот произвол и называется «объективным вменением». В отечественной истории такие нарушения расцвели в 30-е годы, когда обвинения типа «вредитель», «враг народа» приобрели широкое распространение без всяких на то оснований.

Теперь о некоторых конкретных видах правонарушения. Преступление-это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный или государственный строй, экономические основы, собственность, личные, политические и иные права и свободы граждан, на иные социальные ценности. Главное в определении преступления – эта общественная опасность деяний, за которые может последовать уголовное наказание. Преступление знает также такие формы, как покушение, даже приготовление, соучастие. Все это вызвано особо опасным характером преступления. Для того, чтобы застраховать граждан от необоснованных обвинений в преступлениях, демократические общества выработали так называемую презумпцию невиновности. Она относится к важнейшим конституционным гарантиям прав гражданина. Статья 49 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Презумпция невиновности – также  важное демократическое завоевание. Об этом стоит напомнить, имея в виду многие штампы 30-х годов отечественной  истории. Ведь тогда была в ходу расхожая фраза «органы не ошибаются» (имелись в виду НКВД и арестованные этими органами лица), то есть до суда вопрос о виновности конкретного лица был уже решен. Конечно, в те же годы к издевательствам над презумпцией невиновности следует отнести и предварительные решения политбюро, утверждающие «расстрельные списки» («осудить по 1-й категории»). А что стоило в 1938 году письмо Сталина секретарям обкомов о том, что пытки для получения показаний от «злостных врагов» разрешаются! Утверждалось бездоказательно, что конкретные лица – «враги народа», поэтому к ним можно применить пытки, поскольку «буржуазия» также применяет пытки к революционерам.

Да еще и сейчас в обыденном  сознании существуют устойчивые штампы: как это может адвокат защищать преступника? И невдомек вопрошающему, что адвокат защищает человека, а преступник он или нет – это может установить только суд. Словом, у обывателя в этом штампе заключена классическая логическая ошибка: следствие поменялось местом с причиной, телега поехала впереди лошади. Еще и еще раз подчеркну, уже Французская революция XVIII века в Декларации прав человека и гражданина утвердила презумпцию невиновности как одну из величайших социальных ценностей после столетий абсолютистского произвола. Указывалось, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечивались все возможности для защиты. Это же положение внесено и во Всеобщую Декларацию прав человека (1948 г.).

Следует также отметить, что преступление и наказание – это все же, в общем, основной предмет науки уголовного права.

Проступок – это также вид  правонарушения, отличающийся от преступления тем, что действие (бездействие), образующее проступок, общественно вредно, но не признается законом общественно  опасным.

Административный проступок направлен  против государственного и общественного  порядка. Он вредит организации общественной жизни в ее самых разных сферах. Этот вред заключается в дезорганизации общественных отношений, в нарушении  тех или иных правил управления. Эти административные правила устанавливаются  исполнительной властью и обеспечиваются административной ответственностью.

Хотя теоретически различие между  преступлением и административным проступком можно определить достаточно уверенно, однако те или иные социальные процессы, взаимодействие политических сил подчас переводят некоторые  конкретные преступления в ранг проступков и наоборот. Реализуется это, разумеется, законодательным путем, но стоят  за этим либо либеральные, либо консервативные тенденции. Излишняя криминализация юридической  ответственности, то есть определение  как преступление тех или иных правонарушений, чрезмерное увеличение числа составов преступлений – показатель, как правило, такого состояния общества, когда имеется наличие в нем авторитарных, даже диктаторских тенденций власти.

Проблему административных правонарушений, борьбу с ними разрабатывает наука  административного, в ряде государств полицейского права. Сейчас сфера интересов  этой науки расширяется, соответственно выделяются все новые подотрасли административного права.

Дисциплинарный проступок –  это общественно вредное нарушение  трудовой, исполнительной, учебной  и иной дисциплины, то есть нарушение  обязательного порядка деятельности учреждений, предприятий и иных коллективных образований. Эти проступки дезорганизуют  работу, а дезорганизация является общественно вредным состоянием управленческих отношений. Прогулы, опоздания  на работу, нетрезвое состояние при  исполнении служебных обязанностей, невыполнение распоряжений администрации  – все это примеры дисциплинарного  проступка.

Гражданское правонарушение (деликт) – также общественно вредное  поведение, нарушающее урегулированные  нормами права имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения.

Публичные высказывания, публикации в печати, унижающие честь, достоинство  и деловую репутацию гражданина, действие (бездействие), причиняющее  ущерб имуществу, неисполнение обязательств, прежде всего невыполнение договора, нарушение авторских прав и т.п. – все это примеры деликтов.

Деликты также влекут ответственность, но уже гражданско-правовую.

Особым видом правонарушения является неправовая деятельность органов исполнительной, судебной власти: издание неправомерных актов, вынесение неправосудных приговоров и т.п.

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА. КУРС ЛЕКЦИЙ»

Издание второе, переработанное и дополненное 

 

Под редакцией

доктора юридических наук,

профессора, заслуженного деятеля  науки РФ Н И Матуэова

и доктора юридических наук,

профессора А.В.Малько 

 

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор  В. Д. Попков доктор юридических наук, профессор В. . Ведяхин 

 

Коллектив авторов:

засл. деят. науки РФ, д.ю.н, проф., академик РАЕН М.И. Байтин - темы 1, 3, 4 (§ 2,3 в соавторстве), 6,8,15; д.ю.н., проф., академик МАН ВШ В.В. Борисов – тема 25: к.ю.н.. проф. Ф.А. Григорьев - тема 20 (§ 1–5 в соавторстве); д.ю.н., ТФОФ.1/У.М Заице-тема 19(§ 1–4);д.филос.н.,проф.,академикАГНиАПН А.И. Демидов - тема 7; д.ю.н., проф. В.Н. Карташов - тема 22; к.ю.н., проф. В.Л. Лав-темы2,5(§ 1,2,4), 9,16,26; к.ю.н., аои.А.Б.Лисюткин -тема 24; засл. деят. науки РФ, д.ю.н., проф., ака-демик АГН и АПН Н.И. Матузов -предисловие, темы 10 (§ 1), 11, 13 (§ 1-6), 14, 17, 20 (§ 6), 23, 30, 31; д.ю.н., проф., академик АСН 0.0. Миронов -тема 5 (§ 3); д.ю.н., проф. А.В. Малько -темы 12, 32, 33, 34; д.ю.н., проф. АС Мордовец-темы 13 (§ 7), 19 (§ 5); к.ю.н,, доц. А.В. Осиное - тема 21 (§ 1–5); д.ю.н., проф., академик АГН В.П. Сальником - тема 29; д.ю.н., проф., академик РАЕН И.Н. Сеняккн - темы 4 (§ 2 3 и соавторстве), 18, 27 (§ 1-4); д.ю.н., проф. В.Н. Синюков - тема 10 (§ 2, 3); к,ю.н.,доц. 7.Д.Сужисово-тема28;к.ю.н.,доц.Л.Д Черкасов - тема 20 (§ 1–5 и соавторстве); к.ю.н., доц. Е. В. Черных -тема 27 (§5); д.ю.н., проф. Б.С Эбзе-св-тсмы 11 (§4), 21 (§6).

5. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ  И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

                                                                                                                                         

Проблема причин правонарушений оказалась, к сожалению, в советской юридической  литературе глубоко идеологизированной и запутанной. Этому в определенной степени способствовала и сложность самой проблемы. ,

Как уже отмечалось, правонарушения, будучи весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные  сферы общественной жизни, обусловлены  многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и  в пределах отдельного региона. Поэтому  было бы неверно выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это  явление.

К тому же следует различать причины  конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения;

причины правонарушений как массового  явления.

Теория государства и права, будучи наукой методологической, занимается исследованием причин правонарушений в целом.

В юридической литературе и сегодня  идут споры о социальных и , биологических причинах правонарушений, о современном развитии антропологической школы на генетическом уровне. Представляется» что их противопоставление недопустимо.

Поведение человека зависит как  от социальных, так и от биологических  факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, так  как личность формируется и действует  в определенной социальной среде  и ее поступки зависят не столько  от физиологичес- , ких особенностей и состояния организма, сколько от межличностных  отношений различного уровня и общности.

Формирование всякого (и правомерного, и противоправного) поступка проходит в несколько стадий (потребности  – интерес как осознанная потребность  – борьба мотивов при выборе вариантов  поведения – определение цели и средств ее достижения – оценка реальной ситуации – принятие решения  – действия по реализации принятого  решения). Сбой и де4юрмация желаемого  для общества поведения возможны на каждой (или нескольких) из этих стадий. Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности. В то же время  нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с  имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели. Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров и т.д. Кроме того, само государство принятием непродуманных и необеспеченных законов может провоцировать некоторые виды правонарушений или даже, исходя из идеологических соображений, способствовать их появлению или уничтожению (спекуляция, коммерческое посредничество

и т.д.).

Таким образом, основная причина противоправного  поведения человека связана с  разнообразными противоречиями, направленными  на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах российской действительности. Причем противоречия в сфере экономики  являются краеугольным камнем, детонатором  всех иных противоречий. Специфика  произ

водственных отношений программирует в конечном счете основные потребности, интересы и варианты социально значимого поведения личности.

Информация о работе Понятие и состав правонарушения