Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Введение
Глава 1 Основные положения о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и условия ее возникновения
1.2 Анализ видов и функций конкуренции
Глава II Типы рыночных структур
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Чистая монополия
2.3 Монополистическая конкуренция
2.4 Олигополия
Заключение
Библиографический список
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. СТОЛЫПИНА»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Основы теории государства и права
На тему: Понятие и состав правонарушения
Выполнил:
Студент 2 курса, 2 группы,
Заочной формы обучения,
Специальности Таможенное дело,
Зенина Екатерина Андреевна
Руководитель________________
Саратов, 2011 г.
Содержание:
Введение
Глава 1 Основные положения о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и условия ее возникновения
1.2 Анализ видов и функций конкуренции
Глава II Типы рыночных структур
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Чистая монополия
2.3 Монополистическая конкуренция
2.4 Олигополия
Заключение
Библиографический список
Введение
Целью данной работы является
анализ эволюции понятия "конкуренция"
с развитием экономических
Конкуренция (от лат. «concurrentia», от лат. «concurro» — сбегаюсь, сталкиваюсь) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Конкуренция, имеет основополагающее значение для рыночной экономики, является ее мотором, двигателем прогресса и роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.
Очень немногие отрасли экономики
сегодня способны противостоять
влиянию конкуренции и рынка.
Ни одна страна и ни одна компания не
могут позволить себе игнорировать
объективную необходимость
Стимулом, мотивирующим к конкурентной борьбе, выступает желание опередить других. Конкурентная борьба – это динамический процесс, обеспечивающий рынок товарами. В качестве средств и инструментов в конкурентной борьбе используют: цену, качество товара, рекламу, сервисное обслуживание, ассортимент, условия оплаты и доставки товара.
Рыночная экономика
Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, т.е. продавцов и покупателей. В результате этого взаимодействия – спроса покупателей и предложения продавца – устанавливается стоимость и объём продаж товара. При этом основную роль имеет значение количество производителей и количество потребителей задействованных в обмене денег на товар – что определяет взаимодействие спроса и предложения.
Тогда рынки можно разделить на конкурентные и неконкурентные.
На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Идеально конкурентный рынок предполагает, что все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.
Сущностью рыночных отношений является конкуренция: соперничество производителей, потребителей, производителей с потребителями. Без конкуренции нет действенной рыночной системы.
Создание конкуренции товаропроизводителей — важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике.
Это значит, что изучение вопроса о конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений – является существенной задачей экономических исследований и как никогда актуально.
Глава I Основные положения о конкуренции
Конкуренция (лат. concurrentia – сталкиваться) – это состязательность, соперничество, экономическая борьба между продавцами (производителями) за право получения максимальной прибыли. Также между покупателями (потребителями) за большую выгоду, при приобретении товара.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального Закона РФ «О защите конкуренции», в редакции от 29.11.2010 года, конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Когда на рынке присутствует
конкуренция, тогда продавцы непрерывно
идут к снижению своих производственных
затрат, для увеличения прибыли –
вследствие этого: уменьшаются издержки,
увеличивается
Конкуренция возникла в условиях элементарного товарного производства. Всякий производитель в процессе конкуренции старался сформировать для себя более выгодные условия производства, и реализации товара. В связи с усилением подчиненности небольших производителей рынку и рыночным колебаниям цен на производимые ими товары и обостряется экономическая борьба. Возникает вероятность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В нынешних условиях конкуренция также выступает, как немаловажное средство развития производства, и наличествует в разнообразных формах.
Конкуренция возникает при: полной экономической обособленности каждого производителя; полной зависимости производителя от конъюнктуры рынка; противостоянии всем другим производителям в борьбе за потребительский спрос.
Экономическое значение конкуренции
огромно. Современные экономисты считают
конкуренцию одной из оснований
повышения эффективности
В ходе своего исторического
развития и формирования конкурентная
борьба приобрела свои нынешние очертания
и в настоящее время о
Конкуренцию можно разделить по: методам осуществления (ценовая и неценовая); отраслевой принадлежности (внутриотраслевая и межотраслевая); степени свободы (совершенная и несовершенная). См. приложение (Рис. 1)
По методам осуществления:
ценовая конкуренция предполагает продажу товара по более низким ценам, чем у конкурентов – снижение цены возможно за счет снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли;
неценовая конкуренция подразумевает
предложение товаров более
По отраслевой принадлежности:
внутриотраслевая конкуренция
подразумевает борьбу между предпринимателями,
производящими однородные товары, за
лучшие условия сбыта и производства
– для получения большей
межотраслевая конкуренция подразумевает борьбу предпринимателей из разных отраслей производства, и заключающую в себя более выгодное вложения капитала и перераспределения прибыли.
По степени свободы:
совершенная конкуренция – называют еще чистой конкуренцией, она означает независимость от любого проявления регулирования: свободное ценообразование, свободный доступ к факторам производства: никакой игрок рынка не оказывает решающего воздействия на условия сбыта товара;
несовершенная (монополистическая) конкуренция – это когда, какой либо из участников рынка имеет возможность оказывать влияние на условия реализации товара, имеет виды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. См. приложение (Рис. 2)
Конкуренция в рыночной экономике имеет ряд функций.
Функция размещения – направляет ограниченные ресурсы в отрасли и виды деятельности, на продукцию которых имеется спрос.
Инновационная функция –
стимулирует внедрение
Распределительная функция
– создает условия для
Контрольная функция –
препятствует возникновению и существованию
устойчивой монопольной власти на рынке.
Монополист может назначить цену,
но в то же время конкуренция дает
потребителю возможность
Конкуренция помогает в уравнивании спроса и предложения, установлению равновесной цены. На конкурентном рынке отдельные производители осуществляют небольшой контроль над ценой товара и имеют настолько незначительную долю от всеобщего объёма производства, что повышение или снижения её выпуска особо не повлияет на цену товара. Как продавец, так и покупатель постоянно должен ориентироваться на рыночную цену. Следовательно, конкуренция помогает в достижении компромисса между производителями и потребителями. Так же, конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов.
Конкуренция поддерживает нормальные условия выпуска и сбыта товаров – как бы подсказывает производителям, какое количество средств нужно вложить в производство определённого товара. Допустим, что первый производитель вложил больший капитал для производства товара, а второй меньший в производство того же товара. Тогда будет очевидным, что второй получит большую прибыль, нежели чем первый – при условии, что на рынке установилась равновесная цена на данный вид товара. Если же произойдёт перенасыщение рынка этим товаром, то цена упадет на него, и первый производитель может потерпеть убытки. Из этого следует, что конкуренция поддерживает нормальные для общества условия производства. В условиях чистой конкуренции следующие мотивам прибыли производители будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и наибольшие издержки сравниваются – это говорит о том, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
Научно-технический прогресс, снижение издержек и повышение эффективности производства стимулируется конкуренцией. Она работает стабилизатором стоимости товара: при рыночной борьбе побеждает имеющий товары низкой себестоимости и высокого качества. Для соблюдения этого условия необходимо периодически обновлять и модернизировать производство, вкладывая огромные средства. В современном мире многие производители готовы пойти на риск производя товар в условиях новейшей технологии. Отсюда можно сделать вывод: с развитием конкуренции усовершенствуется производство.