Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Введение
Глава 1 Основные положения о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и условия ее возникновения
1.2 Анализ видов и функций конкуренции
Глава II Типы рыночных структур
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Чистая монополия
2.3 Монополистическая конкуренция
2.4 Олигополия
Заключение
Библиографический список
Столкновение субъектов рынка приводит к усилению их социально-экономическому расслоению. В рыночной борьбе за большую выгоду участвует много мелких владельцев, которые в начале пути своей хозяйственной деятельности. Большинство из них, не обладая достаточными средствами, современными способами производства, опытом – не выдерживают борьбы и со временем разоряются либо терпят убытки. Только малая их часть становятся полноправными субъектами рынка, наращивая свою экономическую мощь.
Рассмотренное в данной части
многообразие функций и видов
конкуренции позволяют нам
Глава II Типы рыночных структур
2.1 Совершенная конкуренция
Совершенная (чистая) конкуренция
– состояние рынка, на котором
присутствует большое количество покупателей
и продавцов, каждый из которых занимает
сравнительно незначительную долю на
рынке и не может диктовать
условия продажи или покупки
товаров. Предполагается присутствие
необходимой и доступной
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной отрасли в полной мере – лишь могут приближаться к модели.
Модель чистой конкуренции
имеет следующие
Совершенная конкуренция
так же подразделяется на: внутриотраслевую
конкуренцию (среди производителей
одинаковой продукции) – приводящую
к научно-техническому прогрессу, снижению
производственных издержек и стоимости
товара; межотраслевую конкуренцию
(среди производителей различной
продукции) – позволяющую найти
сферу более выгодного
У совершенной конкуренции присутствуют определенные требования, такие как: отсутствие входных и выходных барьеров в определенной отрасли производства; отсутствие государственных монополий; лицензирование отдельных видов деятельности; отсутствие ограничений или запрещений доступа к ресурсам, необходимых для производства товаров; и т.п.
К положительным сторонам чистой конкуренции относится: стабилизация цены на товар; приспособление к спросу; снижение производственных издержек; высокое качество товара; развитие научно-технического прогресса.
К отрицательным сторонам можно отнести: рискованность производственных процессов; неблагоприятное влияние на экологию; разорение многих участников рыночной борьбы; чрезвычайная эксплуатация ресурсов.
При совершенной конкуренции присутствуют рыночные недостатки, такие как: вытеснение монополиями и олигополиями; не способность распространения для производства общественных благ; стандартизирует и унифицирует продукцию, что не отвечает требованиям современного потребителя; в долгосрочном периоде низкая экономическая прибыль, как главный источник научно-технического прогресса.
В условиях совершенной конкуренции, при любом сформировавшемся уровне цены, наличествует как бы "внешний предел", при котором производители входят в данную отрасль или же выходят из нее. Увеличение цены способствует появлению новых фирм и сохранение старых. При снижении цены производители с высоким уровнем издержек становятся убыточными и покидают данную отрасль.
Создание идеальной модели
совершенной конкуренции
2.2 Чистая монополия
Чистая монополия – это, когда один продавец противостоит множеству покупателей: обладатель исключительного права на свой товар. Применительно к экономике – исключительное право на производство, покупку, продажу, относящееся одному лицу, группе лиц или государству. Зарождается на основе высокой концентрации и централизма капитала и производства. Цель заключается в извлечении сверхвысокой прибыли. Обеспечивается с помощью установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Монополия – это полное
доминирование в экономике
Монополия может зарождаться
как продукт естественного, либо
искусственного монополизма. Обладатели
естественной монополии частные
собственники и хозяйственные организации,
имеющие в своем составе редкие
и трудно восстанавливаемые элементы
производства. Искусственные монополии
– это объединения, созданные
для получения
В связи с высокой концентрацией
производства возможно возникновение
различных организационных
Условия модели монополии: единственный продавец, отсутствие близких по значению товаров, диктуемая цена.
В случае регулируемой монополии
государство разрешает компании
устанавливать расценки, гарантирующие
получение справедливого
При не регулируемой монополии продавец может устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок.
Рынок испытывает негативные воздействия от монополий, такие как: снижение конкурентоспособности; замедление научно-технического прогресса; неоправданный рост цен; увеличение издержек производства; падение эффективности экономики.
Классическим примером естественных
монополий на федеральном уровне
являются передача электроэнергии, нефти
и газа, железнодорожные перевозки,
а также некоторые отрасли
связи, а на региональном уровне –
коммунальные услуги, включая теплоснабжение,
канализацию, водоснабжение и т.д.;
такие отрасли либо регулируют, либо
они находятся в
Монополии свойственно стремление использовать свою рыночную власть в убыток потребителям и потенциальным конкурентам. Из этого можно сделать вывод – только уменьшая число монопольных производителей, возможно, ослабить их негативные воздействие на рынок.
Во всех развитых странах
мира существует антимонопольное
2.3 Монополистическая конкуренция
Чистая монополия и совершенная конкуренция – два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает крайне редко. Промежуточной и более реальной является монополистическая конкуренция. В этом случае производители, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других производителей, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры свойственна дифференциация товаров: многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары.
Монополистическая конкуренция
– это когда конкурирует много
продавцов, для того, чтобы продать
различный товар на рынке, где
возможно появление новых продавцов.
Рынок монополистической
Чтобы выделиться чем-то, помимо
цены, производители стремятся
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда множество производителей продают похожие товары, но придавая товару реальные либо мнимые уникальные качества. Это самый распространенный тип рынка, близкий к чистой конкуренции.
Характерные черты монополистической конкуренции:
1. Присутствует большое
число продавцов, каждый из
которых обеспечивает товаром
лишь небольшую долю рыночного
спроса на общий тип
2. Товар каждого производителя
может являться несовершенным
заменителем товара
3. При установлении цены
на свои товары, производители
не считаются с реакцией своих
соперников. Эта особенность происходит
из-за большого числа
4. На рынке с монополистической
конкуренцией есть условия для
свободного входа и выхода: легко
войти в рынок и легко его
покинуть. Но вход в рынок не
так легок, как при
Неценовая конкуренция – основное качество монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Монополистическая конкуренция
похожа на чистую монополию: отдельные
производители обладают способностью
контролировать цену своих товаров.
Она также похожа на чистую конкуренцию:
товар продается многими