Понятие и состав правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные положения о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и условия ее возникновения
1.2 Анализ видов и функций конкуренции
Глава II Типы рыночных структур
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Чистая монополия
2.3 Монополистическая конкуренция
2.4 Олигополия
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Зениной Е.А. II курс.docx

— 134.00 Кб (Скачать)

Монополистическая конкуренция  присуща существующим рынкам. Помогает потребителям наиболее полно удовлетворить свои потребности и желания, активизирует производство и торговлю.

 

2.4 Олигополия

 

Олигополия – это рынок, где в каждой отрасли хозяйства  преобладает не одна, а несколько  производителей. Другими словами, при  олигополистической конкуренции производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Олигополия является доминирующей конфигурацией современного рынка. Понятие "олигополия" используется в экономике, для описания рынка, где присутствуют несколько продавцов, отдельные из которых контролируют преобладающую часть рынка.

При олигополии для реализации определенного товара доминирует очень  немного продавцов, а появление  новых продавцов затрудненно  либо невозможно. Товар может быть как дифференцированным, так и  стандартизированным. Схожесть товара преобладает на рынках сырья и  полуфабрикатов: нефти, стали, руды. Дифференциация преобладает на рынках потребительских  товаров: автомобили, электроника. Часто  при олигополистической конкуренции  на рынке господствует от двух до десяти производителей, на которых приходиться  половина и более общих продаж товара.

На олигополистических рынках некоторые производители способны влиять на цену, из-за их огромной доли в общем выпуске количества товара. Производителям известно, при олигополистических рыночных отношениях, что если кто-то один из продавцов изменит цену или  объёмы продаж, то, как следствие  это скажется на прибыли всех продавцов  этого товара. Производители становятся как бы взаимозависимыми.

Немногочисленность производителей на олигополистическом рынке принуждает этих производителей использовать не только ценовую конкуренцию, но и  неценовую – более эффективную, в таких условиях. Производители  осознают, что если они снизят цену, то же самое сделают и конкуренты, что приведет к падению дохода. Только из-за этого, вместо ценовой  конкуренции используют неценовые  методы борьбы: качество товара, надёжность, техническое превосходство, методы сбыта, рекламу, экономический шпионаж.

Часто олигополии защищены барьерами для входа на рынок, похожими на те, которые существуют при монополии. Естественная олигополия существует, когда несколько производителей способны обеспечить рынок продукцией, с низкими долгосрочными издержками, чем были бы у множества производителей.

Черты олигополистического  рынка: всего несколько производителей снабжают рынок – товар может  быть как дифференцированным, так  и стандартизированным; хотя бы некоторые  производители обладают крупными рыночными  долями – эти немногочисленные производители  могут влиять на цену товара, манипулируя  его количеством на рынке; производители  определенной отрасли понимают свою взаимозависимость.

Характерная особенность  олигополистического рынка зависимость  поведения каждого производителя  от реакции и поведения конкурентов. Большие размеры и высокий  капитал продавцов крайне немобильны на рынке, и в этих условиях большие  выгоды обещают именно сговор между  олигополистическими продавцами для  поддержания цен и увеличения прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка: "картельное соглашение".

Картель представляет собой  договор нескольких продавцов, устанавливающих  для всех участников: объем производства, цены на товар, условия найма рабочей  силы, обмена патентами, разграничение  рынков. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной деятельности участников картеля.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно, но картель редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, так как  вынужден учитывать мнение продавцов  не входящих в картель. Кроме того, участники картеля имеют достаточно сильный соблазн обмануть друг друга, понижая цены или энергично рекламируя свой товар, что создает условия  для захвата части рынка. Из-за этого многие картели представляют собой временную структуру рынка  и встречаются на рынке редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером образования  и существования до сих пор  картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров  Нефти (ОПЕК).

Главное отличие совершенной  конкуренции от олигополистической, заключается в особенностях изменения  цен. Если в конкурентном рынке цены меняются непрерывно в зависимости от изменения спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на незначительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно наблюдается, когда производители сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно производителю выгодно в случае изменении спроса менять объем производства, а не цену.

Краткие характеристики данных типов рыночных структур представлены в Таблице 1

 

Заключение

Конкуренция проявляется  как соперничество, происходящее между  участниками рыночной экономики  за получение наиболее благоприятных  условий своего хозяйствования. Она  проявлялась во все времена как  «война всех против всех».

Рыночная конкуренция  за выживание и экономическое  преуспевание среди производителей обретает наиболее цивилизованную форму, если она покоряется регулированию  со стороны общества в облике государства.

Конкуренция является необходимым  и обусловливающим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но, как и всякое явление, конкуренция  обладает положительными и отрицательными сторонами. К положительным сторонам можно отнести: активизацию инновационного процесса; эластичная адаптация к  спросу; высокое качество товара; минимум  производственных издержек; высокую  производительность труда и т.п. К отрицательным сторонам можно отнести: победа одних и поражение других игроков рынка; чрезвычайная эксплуатация природных ресурсов; экологические нарушения и т.п. Непомерная монополизация без надлежащего контроля со стороны государства может привести к формированию государства в государстве. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качества товара, пропадают стимулы отыскивания более действенных решений функционирования в экономике. Конкуренция при всех её позитивных и негативных сторонах, является значимым элементом рыночного устройства саморегулирования. Рынок является показателем общественно необходимых надобностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны рынок показывает о состоянии и потенциалах общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ.

Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма  в экономике.

 

Библиографический список

 

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник/Е.Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
  2. Янова В.В. Экономика, М, 2007.
  3. Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учебник/ Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлев. - М.: 2005.
  4. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика – ГНОМ и Д, 2005г.
  5. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование: И.К. Салимжанов  - М.: Проспект, 2006.
  6. Курс экономической теории: Учеб. 6-е изд., испр., доп. И перераб. – Киров: АСА, 2009г.
  7. Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевич. 3-е изд. – СПБ: Питер, 2008.
  8. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учеб. В.Г.  Слагода. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009.
  9. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 1959.
  10. Майкл Портер. Конкуренция (On Competition) – Вильямс, 2005.
  11. Израэл М. Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство /Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  12. http://abc.informbureau.com
  13. http://mega.km.ru/
  14. http://ru.wikipedia.org/
  15. http://bibliotekar.ru/
  16. http://economika2.com

 

 

 

Приложения:

 

 

Рис. 1

 

 

 

 

Рис. 2

 

 

 

 

 

Краткая характеристика рыночных структур

 

Чистая  конкуренция

Характеризуется:

  1. Множеством мелких фирм.
  2. Однородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

4.   Равным доступом  ко всем видам информации.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется:

  1. Множеством мелких фирм.
  2. Неоднородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

Олигополия 

Характеризуется:

  1. Небольшим числом крупных фирм.
  2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
  3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

Монополия

Характеризуется:

  1. Одной фирмой.
  2. Уникальностью продукции.
  3. Практически не преодолимыми барьерами на вход.
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

 

Таблица 1

 

Несмотря на общность некоторых  рассмотренных признаков, правонарушения весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием  субъектов, характером мотивов и  целей их поведения, особенностями  жизненных ситуаций и т.д. Такая  широкая палитра актов противоправного  поведения позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.

В зависимости от сферы  общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой  сфере.

В зависимости от характера  стоящей перед правонарушителем цели можно выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.

Наиболее распространенной и социально значимой является классификация  правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности). В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, сущест-

венные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным  законодательством. Объектами преступного  деяния являются общественный и государственный  строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные  и другие права граждан.

В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает  за их совершение наиболее суровые  меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным  законом, исчерпывающий и расширительному  толкованию не подлежит. Следует при  этом отметить, что не является преступным деяние, хотя и имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 У К РФ).

Проступки отличаются меньшей  степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты  посягательства и правовые последствия.  В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права.

Свое внешнее выражение  данная разновидность правонарушения получает, как правило, в форме  неисполнения или ненадлежащего  исполнения договорных обязательств, в причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции за подобные правонарушения носят право-восстановительный характер и заключаются в возмещении нанесенного  имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Информация о работе Понятие и состав правонарушения