Полезность товара как фактор формирования цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:37, доклад

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении полезности товара как фактора формирования цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие полезности товара и её максимизации;
- определить значение закона убывающей предельной полезности;
- рассмотреть виды цен и методы установления цен на товар;
- изучить коммерческую политику фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Полезность товара…………………………………………………………….4
1.1Понятие полезности товара……………………………………………4
1.2.Закон убывающей предельной полезности………………………….14
1.3.Максимизация полезности товара……………………………………18
2. Полезность товара как фактор формирования цены………………………22
2.1 Полезность товара как фактор формирования цены..........................22
2.2. Обоснование цены с учетом финансового анализа...........................23
2.3 Обоснование цены с учетом конкуренции..........................................24
3.Ценообразование и коммерческая политика фирмы....................................27
3.1 Виды цен.................................................................................................27
3.2 Методы установления цен на товары..................................................33
3.3 Ценообразование и коммерческая политика фирмы.........................39
Заключение..........................................................................................................46
Список использованной литературы.................................................................48

Работа содержит 1 файл

полезность.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Таким образом, согласно теории предельной производительности все факторы  производства нанимаются в том количестве, которое обеспечивает равенство их вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости (конечного продукта). При этом вся произведенная стоимость готового продукта вменяется тому или иному фактору в соответствии с его предельным вкладом. Тем самым в теории предельной производительности дается анализ взаимодействия между производством стоимости и ее распределением между отдельными агентами товарного производства.

Тем не менее, термин «полезность» пережил своих критиков и используется поныне.

Приобретение потребителем любого экономического блага требует ответа на множество вопросов, решение которых далеко не всегда содержит лишь экономические подходы, оценки и критерии.

Чем определять степень полезности благ? Как измерить их ценность? В поиске подходов к решению этих сложных проблем сформировались два важнейших направления. Одно из них представлено кардиналистским (количественным) подходом, другое более современное направление, изучающее потребительское поведение, получило название ординализма (от нем. die Ordnung – порядок).

Количественный  подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилях (от англ. utility - полезность).

Следует подчеркнуть, что  количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилях. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности - для другого. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилях полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

 

TU = F(QA, QB, ..., QZ),  (1)

 

где TU - общая полезность данного товарного набора; QA, QB, QZ - объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.

Большое значение имеют  предположения о характере функции  общей полезности.

Зафиксируем объемы потребления  товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара А (например, яблок). В верхней части рис.1 изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах товаров В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления товара А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис.1 возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей.

Рисунок 1 - Общая и  предельная полезность

 

В нижней части рис. 1 изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления.

Таким образом, кардиналистский подход основан на использовании гипотетических измерителей полезности благ и соизмерении их с полезностью денег, затрачиваемых покупателем.

В противоположность  кардиналистскому был выдвинут ординалистский (порядковый) подход, не предполагающий возможности измерения полезности и основанный на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности. Этот подход, требующий от теории поведения потребителя значительно менее жестких допущений, чем количественный подход, выглядел в глазах экономистов и более близким к реальности.

Прежде всего, не следует  отождествлять измеримость с  наличием некоторой единственной единицы  измерения. Так, расстояние может быть с равным успехом измерено в километрах, милях, верстах, саженях или локтях, а вес в килограммах, пудах или фунтах.

Фундаментальное свойство количественно измеримых величин  можно записать так: количественная измеримость предполагает не только возможность сравнения, например, длины или веса различных объектов наблюдения, но и возможность сравнения разницы, в весе и длине объектов. Иными словами, мы можем не только определить, что Эверест выше нашей комнаты, но ответить на вопрос: насколько он выше?

Как уже отмечалось ранее, ординалистский (порядковый) подход основан  на значительно менее жестких  допущениях, чем кардиналистский, - отказываемся от предположения о том, что потребитель способен измерять полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, и предполагаем, что потребитель просто может сравнить и упорядочить различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом, естественно, более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности.

Заметим, что порядковый подход вовсе не исключает возможности  присвоения полезностям наборов  благ некоторых численных значений.

Пусть, например, потребитель, столкнувшись с тремя наборами благ, сумел сравнить эти наборы и расположить их в порядке возрастания полезности следующим образом: X`, X``, X```. Тогда ничто не мешает нам принять порядковый номер набора благ в этом упорядоченном множестве за численное выражение полезности данного товарного набора, т. е.

 

U(X`) = 1, U(X``) = 2, U(X```) = 3.  (2)

 

Предположим теперь, что  появился еще один набор благ, равноценный  с точки зрения потребителя набору. Как определить полезность этого  набора? Понятно, что полезности равноценных  наборов должны быть равны, т. е.:

U(X```) = U(X``) = 2. (3)

Очевидно, однако, что  численные значения, присвоенные  нами полезности наборов благ, не внесут в этом случае никакой информации, помимо ответа на простой вопрос: является ли некоторый набор благ более  предпочтительным, менее предпочтительным или равноценным какому-либо другому набору. По этой причине функцией порядковой полезности может служить любая функция U(X), отвечающая следующему требованию: эта функция принимает большие значения для тех наборов благ, которые предпочтительнее («лучше») с точки зрения потребителя, и одинаковые значения для равноценных наборов благ.

Функция порядковой полезности в противоположность количественной позволяет лишь судить о том, какой  из наборов благ предпочтительнее, и отнюдь не дает возможности оценивать и сравнивать разницу в полезности наборов (насколько один набор предпочтительнее другого), что, кстати, и делает бессмысленным при ординалистском подходе понятие предельной полезности.

Вообще говоря, если U(X) - ординалистская функция полезности, а Т(U) - любая монотонно возрастающая функция, то функция вида

 

V(X) = T(U(X))   также является функцией полезности.

Как видим, по сравнению  с кардиналистским ординалистский подход допускает значительно больший  произвол в присвоении числовых значений различным полезностям: функция T(U) не обязательно должна быть линейной. Важно лишь, чтобы большим значениям ее аргумента соответствовали большие значения функции.

Ординалисты предлагают использовать ряд аксиом, очевидных  для потребительского поведения, а также шкалу предпочтений при выборе покупателем альтернативных по потребительским свойствам наборов экономических благ.

 

 

 

 

 

1.2 Закон убывающей предельной полезности

 

Как мы уже знаем, полезность – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Рассмотрим закон убывающей  предельной полезности благ.

По мере достижения некоего  максимума насыщения потребности  данным благом его полезность для  покупателя начинает снижаться. Это  происходит потому, что каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущее. Применительно к каждой единице покупок существует некий предел, достигая которого, значимость полезных свойств одних и тех же покупок начинает снижаться, убывать. Математическую интерпретацию процесса насыщения субъективных потребностей людей в экономических благах дал немецкий экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858). Открытые и доказанные им особенности данного субъективного процесса в сфере товарных покупок получили название первого закона Госсена, или закона убывающей предельной полезности благ.

Предельная полезность – MU (от англ. Marginal utility) – это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага. Этот гипотетический измеритель в теориях кардинализма выступает своеобразным критерием субъективно определяемой потребителем ценности полезных свойств экономических благ. Принято считать, что в количественном выражении эта величина полезного эффекта для потребителя от осуществляемой им покупки дополнительной единицы одного  и того же блага. Величина этого полезного эффекта может быть ничтожно мала, но ее наличие увеличивает общую (суммарную) полезность покупок данного блага. Приращение покупателем полезности выражается в дополнительных покупках экономических благ, которые удовлетворяют запросы и потребности, а следовательно, приносят соответствующий полезный эффект. Ведь суммарный  полезный эффект от потребления двух, или трех, или четырех и последующих единиц товара выше, чем от одной единицы товара, имеющего необходимые покупателю потребительские свойства. Однако при возрастании суммарного эффекта полезности одновременно происходит и неуклонное убывание предельной полезности каждой последующей дополнительной единицы одноименного блага. В этом смысле  показателен классический пример утоления жажды: удовлетворение от первого стакана воды большее, чем от второго, третьего и т.д.; наконец, в дальнейшем в потреблении воды просто нет необходимости. Таким образом, суть экономического закона убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере приращения суммарного полезного эффекта от потребления блага неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения. Закон убывающей предельной полезности можно представить в виде таблицы с условным числовым примером (табл.1).

 

Таблица 1.Числовой пример убывающей предельной полезности благ

Количество благ, единиц

Суммарный полезный эффект

Предельная полезность благ

0

-

-

1

4

4

2

7

3

3

9

2

4

10

1

5

10

0


 

Приращение количества экономических  благ (гр. 1) от нуля до пяти единиц сопровождается увеличением суммарного полезного  эффекта (гр. 2). Однако значения предельной полезности каждой дополнительной единицы приращения благ (гр.3) неуклонно снижаются и при достижении пятой единицы равняются нулю. Предельная полезность благ определяется как разность величин последующего и предыдущего числового значения суммарного полезного эффекта (гр.2). При нулевой предельной полезности блага (в нашем примере это пятая единица) его дальнейшее приращение экономически нецелесообразно. Представленный в нашей таблице закон убывающей предельной полезности может быть записан в виде функции общей полезности

 

TU = F(Q1, Q2, …, Q5), (4)

 

где TU – суммарный полезный эффект; Q1, Q2, …, Q5 – блага (от одного до пяти), потребляемые покупателем.

Предельная полезность – это частная производная  от общей суммарной полезности последовательно  приобретаемых благ. Применительно  к нашему числовому примеру она имеет следующий вид:

 

MU (Q1, …, Q5) = TU/(Q1, Q2, …, Q5), (5)

 

где возрастание суммарного полезного эффекта в процессе приращения благ имеет вид убывающей  функции.

Первый закон  Госсена: величина удовлетворения от потребления  каждой дополнительной единицы блага  данного вида уменьшается, пока не достигнут нуля в точки полного насыщения. Снижение удовлетворения означает снижение полезности каждой последующей единицы блага.

Первый закон Госсена, или закон убывающей предельной полезности благ, может быть показан  также в виде графиков. Рост суммарного полезного эффекта постепенно убывает и прекращается в интервале от четвертой до пятой единицы приращения, где достигнутый суммарный эффект десяти единиц не изменяется, что делает экономически бессмысленным и неэффективным процесс дальнейших покупок данного блага.

Динамика и темп этого  убывания являются зеркальным отражением функции суммарного полезного эффекта: каждая последующая единица блага, дающая его приращение, выражается соответствующим убыванием предельной полезности приращения.

Второй закон  Госсена: если запас различных благ недостаточен для полного удовлетворения, то совокупное наибольшее удовлетворение достигается в точке, где интенсивность  удовольствия от потребления каждого  блага одинакова. Иначе говоря, полезность комбинации благ максимальна, когда последние порции потребленных различных благ имеют одинаковую полезность.

Второй закон  Госсена представляет собой интерпретацию потребительского поведения с учетом субъективно оцениваемой покупателем предельной полезности собственных денег, предназначенных для покупок. Действие этого закона убывающей предельной полезности распространяется и на такое экономическое благо, как деньги вообще (М) и денежный доход потребителя, его личный бюджет, направляемый на закупку благ индивидуального пользования, в частности.  Цены потребительских благ – это внешнее и наиболее общее денежное выражение содержащегося в них полезного эффекта. Гипотетическая единица измерения этой полезности – ютиль – обретает реальное выражение в соответствующих денежных единицах, именуемых ценой. Цены потребительских благ не зависят от покупателя, который свободен в своем выборе и предпочтениях, товарные дефициты отсутствуют, и единственным ограничителем выступает лишь сумма денег для покупок. Ограниченность денег, дохода, личного бюджета позволяет (и вынуждает) гипотетические ютили полезного эффекта любого товара представить в денежном выражении, адекватном размерам собственных денежных возможностей для покупок.  Именно по этой причине потребитель всегда сопоставляет не только полезные эффекты покупаемых товаров, но и сравнивает их с полезностью собственных денег. Это можно представить следующим образом:

Информация о работе Полезность товара как фактор формирования цены