Полезность товара как фактор формирования цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:37, доклад

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении полезности товара как фактора формирования цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие полезности товара и её максимизации;
- определить значение закона убывающей предельной полезности;
- рассмотреть виды цен и методы установления цен на товар;
- изучить коммерческую политику фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Полезность товара…………………………………………………………….4
1.1Понятие полезности товара……………………………………………4
1.2.Закон убывающей предельной полезности………………………….14
1.3.Максимизация полезности товара……………………………………18
2. Полезность товара как фактор формирования цены………………………22
2.1 Полезность товара как фактор формирования цены..........................22
2.2. Обоснование цены с учетом финансового анализа...........................23
2.3 Обоснование цены с учетом конкуренции..........................................24
3.Ценообразование и коммерческая политика фирмы....................................27
3.1 Виды цен.................................................................................................27
3.2 Методы установления цен на товары..................................................33
3.3 Ценообразование и коммерческая политика фирмы.........................39
Заключение..........................................................................................................46
Список использованной литературы.................................................................48

Работа содержит 1 файл

полезность.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Воронежский государственный  аграрный  университет

имени императора Петра I»

 

 

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Полезность товара как фактор формирования цены»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Тишанинова Е.Ю.

Группа: БФм-1

Проверил: д.э.н., профессор

Шишкина Н.В.

 

 

 

 

 

Воронеж - 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Полезность товара…………………………………………………………….4

1.1Понятие полезности  товара……………………………………………4

1.2.Закон убывающей  предельной полезности………………………….14

1.3.Максимизация полезности  товара……………………………………18

2. Полезность товара  как фактор формирования цены………………………22

2.1 Полезность товара  как фактор формирования цены..........................22

2.2. Обоснование цены с учетом  финансового анализа...........................23

2.3 Обоснование цены с учетом конкуренции..........................................24

3.Ценообразование и  коммерческая политика фирмы....................................27

3.1 Виды цен.................................................................................................27

3.2 Методы установления  цен на товары..................................................33

3.3 Ценообразование и коммерческая политика фирмы.........................39

Заключение..........................................................................................................46

Список использованной литературы.................................................................48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любой товар является настолько дешевым или настолько  дорогим, насколько его оценивает  покупатель. Его оценка зависит главным  образом от его потребностей, покупательских мотивов и  информированности.

Цена в современной  экономике – это  не только индикатор  соотношения спроса и предложения, на который должна ориентироваться  фирма, но, прежде всего – важнейший элемент маркетинга фирмы. Но на смену ценовой конкуренции приходит конкуренция качества и дополнительных услуг для потребителя. Стабильность цен и рыночных условий оказывается для фирмы привлекательнее, чем предполагаемые выгоды от изменения цен.

Научно-технические достижения усилили  тенденцию внимания потребителей к качеству продукции. Одновременно повысились внимание общества к экологии и общая культура потребления. В результате произошла дифференциация спроса, вызвавшая дальнейшее повышение требований к качеству и обслуживанию потребителя.  А так как на российских рынках насыщенность рынка ниже, чем, скажем в Европе, а также ниже и средний уровень доходов по сравнению с европейскими, то и гораздо выше ценовая чувствительность потребителей. Таким образом, для нашей страны вопрос ценообразования более чем актуален.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении полезности товара как фактора формирования цены.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие полезности  товара и её максимизации;

- определить значение закона убывающей предельной полезности;

- рассмотреть виды цен и методы установления цен на товар;

- изучить коммерческую  политику фирмы.

 

 

1.Полезность  товара

 

    1. .Понятие полезности товара

 

Полезность – это характеристика товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности - ютилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывающей предельной полезности.

Предельная  полезность - приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).

Потребитель приобретает  товар ради его полезности. Во-первых, потребности человека насыщаются постепенно, т.е. удовлетворяются по мере того, как используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Общая полезность экономического блага - это суммарная полезность всех составных частей потребляемого блага. Во-вторых, интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно, полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна также убывать. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.

Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина «полезность», имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный русский экономист Н. X. Бунге предлагал использовать термин «годность» (Nutze - нем.). Итало-швейцарский экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин "полезность" неологизмом ophelimite, означавшим соответствие между вещью и желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин «желаемость» (desirabilite - фр.), считая, что он «не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных».

Далеко не все экономисты были согласны с положениями трудовой теории стоимости. На новом этапе, когда в последней трети XIX века произошла так называемая маржиналистская революция и совершился поворот в сторону полезности как основного фактора в экономике, был предложен новый подход к решению вопроса о стоимости.

Центральным моментом в  теории предельной полезности является утверждение о том, что сведение стоимости к затратам (труда или всех «трех первичных факторов» – труда, земли и капитала) неприемлемо. Ценность (стоимость) определяется степенью полезного эффекта, т.е. представителями теории предельной полезности была сделана попытка анализа экономических процессов с точки зрения потребителей.

Основные методологические положения теории предельной полезности заключаются в следующем.

Во-первых, акцент в экономическом  анализе был перемещен с издержек и затрат на конечный результат. Для этого было введено само понятие предельной полезности, обосновывалось утверждение о том, что производственные ресурсы получают свою ценность от конечного продукта, а не наоборот. Иначе говоря, если товар приобретается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данные товар для покупателя обладает определенным полезным эффектов, и только поэтому покупатель ценит этот товар.

Во-вторых, в центр экономического анализа были выдвинуты человеческие потребности, т.е. не внеличностные, «объективные» факторы и силы, а субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. С учетом этого центральная категория – полезность – понимается именно как субъективная оценка, которую дает каждый индивид роли определенного блага в удовлетворении его потребностей. Ценность блага – это понимание конкретным человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.

В-третьих, человек ранжирует свои потребности в порядке понижения степени их важности и стремится удовлетворить их имеющимися в его распоряжении количеством благ.

Ценность каждого из благ будет зависеть от двух факторов:

1) от важности удовлетворения  потребности; 

2) от степени ее насыщения.

Данное положение имеет наглядную  интерпретацию в форме шкалы  Менгера. Ее значение в том, что она  позволяет объяснить, почему блага  меньшей родовой полезности могут  обладать большей ценностью (это  определяется местом каждого блага  в шкале потребностей и степенью насыщения потребности в нем).

В-четвертых, в процессе личного  потребления действует закон  убывающей полезности благ.

Первый и второй законы Госсена  используются для измерения величины ценности.

В-пятых, ценность (стоимость) благ определяется предельной полезностью, т.е. субъективной полезностью последней единицы запаса, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Такое благо, в терминах К. Менгера, будет неэкономическим (или свободным) благом.

Наоборот, даже если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, и это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).

В подобном разграничении совокупной полезности блага (т.е. полезности всего запаса или всего доступного данному индивиду количества блага) и его предельной полезности (т.е. полезности последней единицы из этого запаса или из этого доступного количества) – одно из главных концептуальных положений, привнесенных в теорию стоимости.

Бем-Баверк раскрывает это положение  на примере поселенца, живущего одиноко  в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для  прокормления (на прокорм), второй –  для улучшения питания (на откорм), третий – для откорма домашней птицы, четвертый – для изготовления водки, пятый – для кормления попугая, служащего ему для забавы. Стоимость зерна будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности.

Действительно, предположим, что приходит к этому поселенцу некто и  просит продать один мешок. Какую  цену поселенец за него потребует? Как  рационально мыслящий экономический  субъект он потребует ту цену, по которой он оценивает мешок для  кормления попугая. Конечно, отдать он может любой мешок из пяти имеющихся, но этот любой мешок стоит столько, сколько стоит последний мешок.

Отсюда делается вывод: чем больше благ (товаров), т.е. чем менее они  редки, тем меньше их полезность для  покупателя и ниже стоимость.

Таким образом, в теории предельной полезности ценность товаров выводится  из субъективной оценки их полезности и редкости, причем ценность товара и, в конечном итоге, его рыночная цена определяется именно предельной полезностью, вытекающей из закона убывающей полезности благ. В итоге было доказано, что для построения стройной теории полезность может служить исходным пунктом анализа, по крайней мере, не менее плодотворным, чем труд.

В развитие теории предельной полезности представителем американской школы Дж. Б. Кларком (1847-1938) была предложена теория предельной производительности факторов производства.

Как известно, в производстве всегда задействовано несколько факторов производства. Об этом, в частности, говорится в теории трех факторов производства, возникшей в первой половине XIX века. Она связывает создание стоимости с функционированием трех факторов производства – капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим факторам соответствуют прибыль, заработная плата и рента. Факториальный подход нашел применение и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности. Каждый фактор производства имеет определенную производительность и вносит свой вклад в ценность продукта. Владельцу соответствующего фактора принадлежит вклад этого фактора.

Увеличение любого фактора производства при неизменности остальных дает убывающий прирост продукции (т.е. имеет место убывающая отдача от того фактора, вложение которого увеличивается). Утверждение об убывающей производительности применительно к земле высказывалось Т. Мальтусом, об убывающей производительности капитала и труда писал Иоганн Генрих фон Тюнен (представитель экономико-математического направления). В данном случае возникает проблема взаимозаменяемости факторов производства, проблема оптимальной его организации, т.е. предпринимателю нужно решить, какие факторы и в какой пропорции использовать (с учетом их цен). Новое, что внес Дж. Б. Кларк – это сведение вознаграждения, которое должен получать каждый фактор, к величине его предельного продукта.

Например, чтобы предпринимателю  определить, сколько нанять работников, он должен знать рыночную цену их труда  и рыночную цену производимого ими  продукта. Преследуя цель максимизации прибыли, предприниматель сравнивает эти величины. Наем работником имеет смысл увеличивать до тех пор, пока разница между этими величинами положительна (цена продукта больше цены труда).

Информация о работе Полезность товара как фактор формирования цены