Платежная система в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Платежная система представляет собой механизм осуществления платежей и переводов денег с одного банковского счета на другой по законам, правилам и стандартам, установленным в данной стране. Эффективность функционирования финансовых рынков и банковского сектора экономики во многом зависит от действующей в стране платежной системы.

Содержание

Введение
Глава 1. Платежная система как одна из важных составных частей финансовой системы
1.1 Экономическое содержание и роль платежной системы, ее элементы
1.2 История развития платежных систем Казахстана
1.3 Надзор за платежными системами: Казахстан и зарубежный опыт
Глава 2. Современное состояние платежной системы в Казахстане
2.1 Национальные платежные системы Казахстана и КЦМР
2.2 Анализ функционирования системы корреспондентских отношений между банками Казахстана и использования платежных инструментов
2.3 Системы международных денежных переводов
Глава 3. Совершенствование и перспективы развития платежной системы в Республике Казахстан
3.1 Характеристика основных факторов, препятствующих ускоренному развитию безналичных платежей в Казахстане
3.2 Перспективы внедрения новых платежных систем в Казахстане
3.3 Анализ основных направлений развития платежных систем Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая черновой вариант.docx

— 176.22 Кб (Скачать)

Первым шагом реформирования платежной системы явился перевод в 1991 году счетов межфилиальных оборотов (МФО) коммерческих банков на корреспондентские счета, открытые в филиалах НБ РК, что позволило закрыть МФО, упорядочить организацию межбанковских расчетов и обеспечить исполнение кассового обслуживания коммерческих банков (Кредсоцбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк).

В 1992 году открыты корреспондентские счета для национальных/центральных банков стран СНГ в целях осуществления торгово-экономических расчетов, также НБ РК были созданы расчетно-кассовые центры во всех районах, городах, городских районах областных центров.

В 1994 году впервые был осуществлен выпуск государственных казначейских обязательств Министерства финансов Республики Казахстан. В этом же году создан Центральный депозитарий государственных ценных бумаг.

Важным шагом было создание в 1995 году первой в Казахстане Алматинской клиринговой палаты (АКП), которая работала по методу многостороннего взаимозачёта. В том же 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и урегулирование со странами рублевой зоны остатков на корреспондентских счетах национальных банков, а также проведена подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.

В 1996 году НБ был проведен ряд мероприятий по развитию платежных систем: создание региональных клиринговых; реорганизация Алматинской клиринговой палаты в РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (КЦМР), который и по настоящее время является оператором платежных систем.

Ключевым моментом, способствующим ускорению прохождения межбанковских платежей, стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР системы крупных платежей, осуществляющей расчеты на валовой основе и имеющей характеристики перспективной системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS – real time gross settlement system). За основу казахстанской системы крупных платежей был взят опыт Швейцарии, в частности, опыт построения системы SIC (Swiss Interbank Clearing). В короткие сроки система крупных платежей приобрела большую популярность благодаря электронному документообороту, не требующему бумажного подтверждения, быстроте и надежности переводов денег, а также высокому уровню безопасности.

1 августа 1999 года на территории РК была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах НБ. При этом было принято решение о построении в Казахстане клиринговой системы по типу американской автоматизированной клиринговой палаты (системы многостороннего взаимозачета встречных обязательств, работающей без предварительного депонирования средств с окончательным расчетом чистых позиций участников в валовой системе) – Системы межбанковского клиринга, которая успешно функционирует в настоящее время.

В июне 1998 года был принят Закон РК «О платежах и переводах денег», основополагающий документ, регулирующий вопросы осуществления платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан, и начаты работы по разработке нормативной правовой базы НБ в данной области. [4]

В целях обеспечения использования государственного языка при осуществлении платежей и переводов денег 1 декабря 2008 года был осуществлен переход платежных систем РК на использование новой кодовой таблицы, основанной на стандарте СТ РК 1048-2002.

В 2009-2010 годах НБ в целях повышения операционной надежности и производственной эффективности платежных систем Казахстана проводилась работа по модернизации технической инфраструктуры национальных платежных систем и переводу их на новую программно-техническую платформу, при НБ создан консультативно-совещательный орган – Национальный платежный совет.

7 июня 2010 года был осуществлен переход банковской и платежных систем Казахстана на новые номера банковских счетов клиента банка и банковские идентификационные коды. За основу новой структуры счета клиента банка и банковского идентификационного кода были взяты международные стандарты ISO 13616: IBAN и ISO 9362: BIC соответственно. Применение широко используемых в финансовом сообществе стандартов банковских реквизитов направлено на совершенствование системы идентификации банков и их клиентов в платежных системах РК, автоматизацию и ускорение обработки внутренних и международных платежей, обеспечение соблюдения принципа STP (Straight through processing - сквозная обработка платежа).

Законодательные и правовые акты, регулирующие вопросы функционирования платежной системы в Республике Казахстан:

  • Закон РК от 30.03.1995 N 2155 «О Национальном Банке РК»
  • Закон РК от 31.08.1995 N 2444 «О банках и банковской деятельности»;
  • Закон РК от 28.04.1997 N 97-1 «О вексельном обращении в РК»;
  • Закон РК от 29.06.1998 N 237-1 «О платежах и переводах денег»;
  • Закон РК от 13.12.1993 N 2591-XII «О денежной системе РК».

 

1.3 Надзор за платежными системами: Казахстан и зарубежный опыт

 

Обеспечение безопасного и эффективного функционирования платежных систем является одной из основных задач центральных банков. Согласно международной терминологии, надзор за платежными и расчетными системами является функцией центрального банка, при выполнении которой цели надежности и эффективности достигаются путем мониторинга существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений. [13]

Полномочия многих центральных банков в области надзора за платежными системами определены законодательными актами и включают разработку нормативной правовой базы в области платежей и переводов денег, мониторинг, сбор и анализ статистических данных и оценку функционирования платежных систем. [19]

Так, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации» одной из целей деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. ЦБ РФ устанавливает правила расчетов в стране, осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ, а также устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Согласно Монетарному и финансовому кодексу Банк Франции обеспечивает бесперебойную работу и безопасность платежных систем в рамках задачи Европейской системы центральных банков по обеспечению беспрерывной работы платежных систем. [14]

Меморандумом о договоренности между Министерством финансов, Банком Англии и Управлением финансовых услуг (1997) предусмотрено, что Банк Англии отвечает за общую стабильность финансовой системы в целом, включая инфраструктуру финансовой системы и, в частности, платежные системы. Ежегодно с января 2005 года Банк Англии публикует Отчет по оверсайту платежных систем, который описывает работу Банка в данной области. [21]

Платежные системы в настоящее время имеют различные структуры собственности, однако большинство систем принадлежит центральным банкам.

На основе изучения зарубежного опыта следует, что инициативы по развитию платежной системы за рубежом в настоящее время направлены прежде всего на повышение ее надежности и эффективности. Сосредоточены эти инициативы, в основном, на следующих направлениях:

- постепенное введение более широкого ассортимента платежных инструментов и услуг;

- разработка договорных механизмов платежной инфраструктуры, представляющих для ее участников меньше правовых, операционных и финансовых рисков, а также повышение рентабельности предоставления им услуг инфраструктурного плана;

- повышение операционной совместимости, взаимосвязи и гибкости банковских, платежных, валютных, телекоммуникационных инфраструктур, а также инфраструктур, связанных с расчетами по ценным бумагам, что позволяет обеспечить сквозную обработку платежей;

- облегченный доступ финансовых учреждений к дешевому расчетно-кредитному обслуживанию, а также более эффективные механизмы экономии ликвидности в платежно-расчетных системах;

- создание для национальной платежной системы подходящего нормативно-правового режима, предоставляющего центральному банку эффективные надзорные функции;

- более эффективные, стабильные и рационально организованные рынки, обеспечивающие надежное предоставление потребителям различных платежных услуг, а также тарификацию последних.

Вопрос о значимости надзора за платежными системами был поднят Национальным банком в начале 2000-х годов. Ключевые принципы его построения и реализации основывались на международных стандартах и зарубежном опыте.

Понятие надзор за платежными системами определено в Законе «О Национальном банке РК». Оно включает такие основные направления деятельности НБ РК, как разработка нормативных правовых актов, определяющих условия и порядок организации и функционирования платежных систем; осуществление мониторинга платежных систем; проверка организации и функционирования платежных систем. Понятие включает также сбор и анализ информации по вопросам платежей и переводов денег, функционирования платежных систем от участников и операторов платежных систем; проверку деятельности участников платежных систем.

Объектами надзора за платежными системами являются МСПД, Система межбанковского клиринга, система корреспондентских отношений между банками, платежные инструменты, рынок платежных карточек и системы международных денежных переводов.

Цель надзора за платежными системами – это обеспечение эффективного функционирования платежных систем КЦМР и иных объектов надзора.

Основные задачи надзора за платежными системами:

  • мониторинг, анализ и оценка функционирования платежных систем в целях поддержания их стабильности и безопасности, разработка предложений по дальнейшему развитию платежных систем;
  • управление и минимизация рисков, возникающих в платежных системах;
  • анализ использования платежных инструментов в целях совершенствования используемых и введения новых способов осуществления платежей и переводов;
  • поддержание общественного доверия к платежным системам и иным объектам надзора в области платежей и переводов денег.

Также НБ рассматривает обращения физических и юридических лиц относительно нарушений банками требований законодательства в области платежей и переводов денег, которые связаны в основном с несвоевременным/неправильным исполнением или неисполнением указаний по платежу или переводу денег, а также с вопросами выпуска и использования платежных карточек. [2]

Так, в 2011 году Департаментом платежных систем НБ РК было рассмотрено 106 заявлений (жалоб) физических и юридических лиц.

В нижеприведенной таблице 1 представлены сведения по заявлениям (жалобам) физических и юридических лиц в разрезе банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и их удельный вес от общего объема обращений за 2011 год. [24]

 

Таблица 1. Обращения физических и юридических лиц (жалобы) за 2011 г.

Наименование финансовой организации, в отношении которых представлены заявления

Количество обращений

Удельный вес

1

АО «Народный Банк Казахстана»

29

27,4%

2

АО «БТА Банк»

12

11,3%

3

АО «Банк ЦентрКредит»

11

10,4%

4

АО «Казкоммерцбанк»

11

10,4%

5

АО «Темірбанк»

8

7,5%

6

АО «Kaspi Bank»

6

5,7%

7

АО «АТФ Банк»

6

5,7%

8

АО «Казпочта»

6

5,7%

9

АО «Евразийский Банк»

5

4,7%

10

АО «БТА Банк», АО «Нурбанк», АО «Банк ЦентрКредит»

1

0,9%

11

АО «Нурбанк»

1

0,9%

12

АО «Альянс Банк»

1

0,9%

13

АО «Астана-финанс»

1

0,9%

14

АО «Казинвестбанк»

1

0,9%

15

АО «Метрокомбанк»

1

0,9%

16

АО «Сеним-Банк»

1

0,9%

17

АО «Центральный депозитарий ценных бумаг»

1

0,9%

18

АО «Цеснабанк»

1

0,9%

19

ГЦВП

1

0,9%

20

ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»

1

0,9%

21

ДБ АО «Сбербанк России»

1

0,9%

 

Итого

106

100,0%


 

При необходимости по поступившим обращениям Департаментом платежных систем Национального Банка проводятся документальные проверки банков. По итогам рассмотрения обращений при выявлении нарушений законодательства Республики Казахстан Национальным Банком могут быть применены меры воздействия в виде затребования письма-обязательства, составления с банком письменного соглашения, вынесения предупреждения, письменного предписания. По нарушениям в области платежей и переводов денег, ответственность за которые предусмотрена статьей 169 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, Национальным Банком налагаются на нарушителей штрафы.

Информация о работе Платежная система в Республике Казахстан