Перспективы развития внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования заключались в постановке и критическом анализе проблем, связанных с деятельностью внебюджетных фондов.
В соответствии с проблемой и целью исследования решались следующие задачи:
1. Показать роль и значение внебюджетных фондов.
2. Исследовать различные точки зрения на эту проблему.
Объект исследования – экономическая теория.
Предмет исследования: внебюджетные фонды: механизм создания и использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие внебюджетные фонды ………………………………………………5
1.2 Правовой режим государственных внебюджетных фондов………………..6
1.3 Структура, задачи и источники образования ПФР РФ……………………..7
1.4 Правовые основы страхования гражданской ответственности…………….10
2. АНАЛИТИЧЕСАЯ ЧАСТЬ. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОМС В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ………………………………………….19
2.1 Анализ деятельности Пенсионного фонда…………………………………….19
2.2.Становление накопительной системы Пенсионного фонда………………….22
2.3 Порядок осуществления обязательного страхования………………………...24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ………………..30
3.1 Совершенствование пенсионной системы в России…………………………30
3. 2 Усиление роли страхования в жизни России…………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………

Работа содержит 1 файл

внебюджет. фонды.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     Итак,  вопросы, связанные со страхованием, регулируются законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными нормативными актами.

2. АНАЛИТИЧЕСАЯ  ЧАСТЬ. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: ПЕНСИОННЫЙ  ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТРАХОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ 

                        2.1 Анализ деятельности Пенсионного фонда  

        Федеральный закон РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» предусматривает необходимость выбора управляющей компании.

      Пенсионный фонд, после того как гражданин выбрал себе управляющую компанию, должен перевести туда причитающиеся ему деньги.

      По данным Минфина РФ, около 75 процентов пенсионных накоплений 2008 и 2009 годов, поступивших в течение финансового года, размещены в рублевых государственных ценных бумагах. Для государственной управляющей компании, а на сегодня это - Внешэкономбанк, введены достаточно жесткие условия инвестирования. Другое дело, если что-то произойдет с этими накоплениями, то правительство от имени государства должно ответить серьезно. Точки зрения ученых на будущее развитие накопительной системы прямо противоположны: от полного банкротства пенсионного фонда до астрономических сумм накоплений. Поэтому Внешэкономбанк имеет право вкладывать пенсионные накопления только:

  - в государственные ценные бумаги, номинированные или в рублях, или в иностранной валюте, которые  уже «ходят» на рынке или  выпущены специально;

  - в ипотечные ценные бумаги, обязательства  по которым гарантированы государством.

    У частных управляющих компаний выбор намного шире:

  - все те же государственные  ценные бумаги РФ и субъектов  РФ;

  - облигации и акции российских  компаний, созданных в форме открытых  акционерных обществ;

  - паи (акции и доли) ПИФов, размещающих  средства в госбумаги других  стран, облигации и акции иностранных предприятий;

  - денежные средства в рублях  на счетах в кредитных организациях;

  - банковские вклады в рублях;

  - иностранную валюту в банках.

  К 2014 году - 3 трлн. рублей.

     В настоящее время Пенсионный фонд передал управляющим компаниям, в том числе и государственной, накопления 2008 и 2009 годов. На 31 декабря 2009 года стоимость активов, в которые вложены деньги будущих пенсионеров, составила 94,706 млрд. рублей.   Большая часть этой суммы приходится на Внешэкономбанк. Многие россияне или не разобрались в системе выбора, или не знали, кому отдать предпочтение, или просто махнули рукой на всю эту затею, в итоге их деньги автоматически переходят в управление госкомпании. 

      Объем средств пенсионных взносов, которые идут на финансирование накопительной части трудовой пенсии в 2002 - 2014 годах, будет сильно увеличиваться. И, по данным Минфина России, к концу 2014 года это будет уже прямо-таки астрономическая сумма - более 2,6 трлн. рублей. А с учетом ожидаемых возможных доходов - и все 3 трлн. рублей.

        В структуре официально зарегистрированной безработицы г. Тольятти заметно преобладала доля женщин – 73,2%, 29,4% - составила молодежь в возрасте 16 – 29 лет, 5,9% - граждане имеющие инвалидность.

      По показателям 2009г. основные слои населения ранжировались по уровню доходов по шести позициям:

     -супер богатые, долларовые миллионеры – 0,001%;

     -богатые и очень богатые – 1%;

     -состоятельные (высоко обеспеченные) – 3%;

     -средне обеспеченные – 16%;

     -малообеспеченные – 21%;

     -бедные – 59% (в том числе «социальное дно» – 15%).

         О какой внутренней безопасности можно говорить, если среднедушевые доходы богатых и средне – обеспеченных граждан соотносятся как 100 к 1, а государственный бюджет формируется из расчета не более чем 6-7% потенциально возможного. Создавшееся положение достаточно образно можно охарактеризовать словами поэта Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

        Прогноз численности населения до 2010 года показывает, что будет уменьшаться численность населения в целом, как городского, так и сельского населения , а , значит,  значительно уменьшится и трудоспособное население. Соответственно, пополнять накопительную систему Пенсионного фонда будет проблематично. И по прогнозам некоторых ученых, Пенсионный фонд к 2020 году может стать банкротом.  Проблема оставшегося трудоспособного населения  - потеря всех накоплений за предыдущие годы.

        Проблема  численности населения  напрямую влияет на деятельность Пенсионного фонда, так, что может оказаться: не только отчислять, зарабатывать накопительную систему в Пенсионный фонд будет некому, но,  и живущих,  в России становится все меньше и меньше. Пример тому - Самарская область. Рождаемость самая низкая в России и самая высокая смертность - по данным Госкомстата за 2010 г.         

        Прогноз численности населения Самарской области до 2010г.

Таблица 1.  

(тыс.чел)

  Statreg армстат Excel Принято
  2005 2010 2005 2010 2005 2010 2005 2010
городское 2608,2 2524,6 2841,4 2921,3 2839,4 2919,2 2841,4 2521,3
сельское - - 604,4 591,4 604,1 591,3 604,4 591,4
всего             3443,5 3510,6
 
 

       Сейчас в России на 7 миллионов детей меньше, чем 10 лет назад. Всего 30 миллионов. Да и здоровье у них все хуже и хуже. Уровень младенческой смертности хотя и снизился за последние годы с 15,3 до 11,6 на 1000 родившихся, все же в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. Только 32 процента родов проходят без осложнений, а у 70 процентов новорожденных выявляются различные заболевания. Количество детей-инвалидов в 2004 году достигло 717 тысяч - на 100 тысяч больше, чем в 2003 году. Этому поколению и приходится работать с Пенсионным фондом. О чем можно говорить, если длительность жизни – 31 год?   Это одна из проблем не только России в целом, но и проблема Пенсионного фонда.     

       Трудоспособный возраст в нашей стране считается с 16 до 55 лет у женщин и с 16 до 60 лет у мужчин. Людей в трудоспособном возрасте в России около 55%. Женщины составляют 53% всего населения республики, мужчины – 47%. Для народного хозяйства важно не только количество трудовых ресурсов, но и их размещение по территории страны.   По состоянию на конец 2009 г. трудовые ресурсы России составляли 84,3 млн. чел., или почти 60% населения страны. По этому показателю она занимает 4-е место в мире после Китая, Индии, США. Более 90% общего количества трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность рабочей силы в России по состоянию на конец  пошлого тысячелетия  составила 72,3 млн. чел., что также соответствует 4-му месту в мире.  В то же время из доклада Генерального секретаря ООН «О контроле за мировым населением» следует, что Россия к 2050 г. должна выйти на 1-е место по убыли населения.  Наша численность уменьшится на 26 млн. чел. и составит 121 млн. чел., а по другим прогнозам, на которые ссылается В.В. Путин, россиян может стать меньше на 22 млн. чел. уже через 15 лет.

              

               2.2.Становление накопительной системы Пенсионного фонда

          

        В первые годы реформы увеличение активов накопительной системы зависит от динамики быстрорастущих индивидуальных накоплений. На завершающих стадиях рост активов накопительной системы близок к стационарному и определяется главным образом ее доходностью.

         Переходный процесс заканчивается с полной отменой выплат в Пенсионный фонд, и дальнейшие его расходы финансируются за счет накопленных им активов. В этом случае ставка пенсионного налога снижается до нуля и затем не изменяется. В варианте с высокой доходностью накопительной системы оптимальным сроком завершения реформы является 2014 г. Для варианта с низкой доходностью такой момент наступает позже - в2018 году.

         Накопленные к этому моменту  активы Пенсионного фонда используются  для обеспечения выплат при  нулевой ставке пенсионного налога. Выплаты из распределительной системы полностью завершаются, когда для всех пенсионных поколений величина  аннуита превосходит установленный государством гарантированный уровень пенсии. По первому варианту- это 2028 год, а по второму - 2034г., временной лаг между прекращением налоговых поступлений в распределительную систему и окончанием выплат из этой системы составляет 14 лет по первому варианту и 18 лет по второму.  Подобное расхождение обусловлено медленным сокращением государственного финансирования гарантированной пенсии. Для каждого пенсионного поколения ежегодные выплаты из накопительной системы постоянны, тогда как минимальный уровень пенсии увеличивается пропорционально росту средней заработной платы. Поэтому представители некоторого поколения могут иметь достаточно средств к началу пенсионного периода, а к концу жизни им потребуются дополнительные выплаты из Пенсионного фонда, чтобы обеспечить дополнительные выплаты из Пенсионного фонда, чтобы обеспечить возросший гарантированный уровень пенсии.

          Задолженность распределительной  системы к моменту завершения  выплат в первом случае составляет 0, 24% ВВП, во втором - уменьшается  до отрицательной величины (-1, 43% ВВП). Поскольку  финансовая позиция  распределительной системы к этому моменту невелика, можно считать выполненным условие сбалансированности для рассматриваемых численных вариантов перехода.

        Модель позволяет проанализировать  устойчивость переходного процесса  в зависимости от резких падений  доходности накопительной системы.

        Результаты анализа чувствительности  переходного процесса  весьма заметны. Снижение доходности накопительной системы до 0% в 2001- 2003 г.г. или в 2007- 1011 г.г. увеличивает продолжительность этого процесса и сокращает ее активы, но не нарушает условие сбалансированности. Абсолютное значение задолженности Пенсионного фонда снижается до незначительного уровня в обоих вариантах.

         Необходимо отметить, что сбалансированность  переходного процесса достигается  во всех вариантах благодаря разрыву доходности накопительной системы и стоимости заимствований, составляющему 5 либо 2%, начиная с 2012 г. Если бы доходность накопительных фондов была равна стоимости заимствований, то распределительная система продолжала бы накапливать долги за пределами 50- летнего периода. В таком случае процесс трансформации был бы невозможен без привлечения бюджетных средств.

           Расчеты также показывают, почему  крайне важно было начать пенсионную  реформу не позднее 2001- 2002 г.г.  Тогда в полной мере был  использован выигрыш от улучшения демографической ситуации в 2001- 20011 г.г. Переход к накопительной системе не потребует увеличения суммарного уровня пенсионных отчислений , сохраняющегося в численных экспериментах неизменным до 2017 г.

          Таким образом, своевременное начало реформы позволяет решить проблему двойной налоговой нагрузки, являющейся одной из ключевых в организации переходного процесса.

                   2.3 Порядок осуществления обязательного страхования

     Договор страхования (полис) - это двусторонняя сделка, страхователем в которой всегда может выступать либо дееспособный гражданин, либо юридическое лицо, а страховщиком должна выступать организация, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из ст. 938 ГК РФ.  Как известно, посредством заключения страхового договора (полиса) возникают страховые правоотношения. Они могут возникать как между страхователем и страховщиком, либо в пользу страхователя, либо в пользу выгодоприобретателя,  так  и  между  страховщиком   и  третьими  лицами.

Информация о работе Перспективы развития внебюджетных фондов