Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
Проблемы перераспределительных отношений и их влияния на реальные доходы населения относятся к числу недостаточно разработанных, хотя к ним в конце 80-х гг. обращались ученые, исследовавшие механизмы распределения, особенно с позиций борьбы с нетрудовыми доходами и сближения меры труда и меры потребления. Сегодня же этот сложный теоретический и практический вопрос волнует экономистов, в первую очередь, в связи с дефицитом госбюджета, инфляцией, приватизацией, развитием бизнеса, проблемами налоговой системы и прогрессирующим развитием теневой экономики.
Целью работы является анализ сущности, изучение современного состояния и определение путей реформирования перераспределительных отношений, оказывающих влияние на формирование реальных доходов граждан Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциацию;
- охарактеризовать современную структуру перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения;
- проанализировать государственную политику доходов в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются перераспределительные процессы и их функциональные формы в условиях рыночного реформирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования выступают реальные доходы населения, формирующиеся под воздействием этих перераспределительных отношений.
При написании работы предполагается использовать следующую литературу: Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории», Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А.; Мяц В. Неустанно творить добро: социальная защита населения; Васильева Ю. Аспекты формирования социальной сферы: социальная защита населения и другие источники.
Содержание
Введение 3
1 Понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциация 6
2 Современная структура перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения 17
3 Государственная политика доходов в Республике Беларусь 28
Заключение 37
Список использованных источников 40
В белорусской концепции оплаты труда особая роль принадлежит также минимальной заработной плате (МЗП), как инструменту государственного регулирования в области оплаты труда. МЗП – экономический норматив социальной гарантии.
Таблица
2 - Изменение начисленной
Год | Рост цен (ИПЦ)
к соотв. периоду предыдущего года. 100, % |
Рост среднемесячной зарплаты, % | Реальные денежные доходы к соотв. периоду предыдущего года, % |
1990 | 104,7 | 119 | 112,6 |
1991 | 194,1 | 201 | 103,6 |
1992 | 1070,8 | 938 | 87,6 |
1993 | 1290,2 | 1207 | 93,5 |
1994 | 2321 | 1604 | 69,1 |
1995 | 809,3 | 769 | 65,1 |
1996 | 152,7 | 161 | 105,1 |
1997 | 163,8 | 187 | 114,3 |
1998 | 173 | 204 | 118,0 |
1999 | 393,7 | 422 | 107,3 |
2000 | 268,6 | 301 | 113,8 |
2001 | 161,1 | 209 | 128,8 |
2002 | 142,6 | 154 | 104,0 |
2003 | 125,4 | 132 | 100,7 |
2004 | 114,4 | 109,3 | |
2005 | 108,0 | 118,1 | |
2006 | 117,4 |
Денежные доходы населения Беларуси в январе-сентябре текущего года составили Br54,3 трлн. Как сообщили в Национальном статистическом комитете, по сравнению с январем-сентябрем 2007 года они увеличились на 28,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,9%.
В результате, как отметили в статистическом ведомстве, реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 11,9%. На эту же величину возросли и реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов).
В январе-сентябре нынешнего года денежные доходы в расчете на душу населения составили Br623,4 тыс. в месяц. Они увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в реальном выражении на 12,1%.
Соотношение среднедушевых денежных доходов к минимальному потребительскому бюджету достигло за девять месяцев текущего года 186,2%, к бюджету прожиточного минимума - 287,7%. Эти показатели за аналогичный прошлогодний период были соответственно 173,6% и 267,3%, а денежные доходы составляли Br484 тыс. в расчете на душу населения в месяц[5,c.28].
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе-сентябре 2008 года составили 77,5% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось Br31 трлн. 82,3 млрд. - 57,2% денежных доходов населения (в январе-сентябре прошлого года - 58,4%). Трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.д.) составили за девять месяцев текущего года Br11 трлн. 26 млрд. - 20,3% денежных доходов населения (такой же показатель был в январе-сентябре 2007 года).
По оперативным данным Белстата, денежные расходы и сбережения населения республики за девять месяцев нынешнего года достигли Br53,3 трлн. Из них на покупку товаров и оплату услуг жители страны израсходовали Br45,6 трлн., на оплату налогов, добровольных взносов и прочих платежей - Br9,1 трлн., на сбережения - Br2 трлн. Величина изменения задолженности населения по кредитам банков составила за этот период Вr3,4 трлн.
Реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-октябрь 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 12,1 % при прогнозе роста на 2008 год – на 9-10 %.
В январе-октябре 2008 года сохранена тенденция стабильного роста заработной платы работников отраслей экономики.
По данным Национального статистического комитета, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в целом по республике за январь-октябрь 2008 года составила 867 тыс. руб. или 406,5 долл. США в долларовом эквиваленте и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 25,9 %, в том числе за октябрь – 958,4 тыс. руб. или 451,8 долл. США и увеличилась по сравнению с октябрем 2007 года на 29,7 %, что выше темпов роста, предусмотренных прогнозом (118,8 %).
В бюджетной сфере номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь-октябрь 2008 года составила 695,3 тыс. руб. или 326 долл. США в эквиваленте и увеличилась по сравнению с январем-октябрем 2007 года на 15,3 %, в том числе за октябрь – 712,4 тыс. руб. или 335,8 долл. США и увеличилась по сравнению с октябрем 2007 года на 16 %, что выше темпов роста, предусмотренных прогнозом (114,8 %)[13,c.8].
Реальная заработная плата в целом по республике в январе-октябре повысилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 9,5 %, в октябре 2008 г. по сравнению с сентябрем т.г. увеличилась на 1,6 %.
Ситуация
на рынке труда республики остается
управляемой и контролируемой, уровень
безработицы находится в
Приоритетными направлениями политики в области доходов населения должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30–40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах[13,c.9].
Подводя итог к вышеизложенному, необходимо отметить, что проводимая в Республике Беларусь государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Подводя итог к вышеизлженному, необходимо отметить следующее.
Распределительно - перераспределительные процессы проявляют себя изначально при обеспечении соответствия людских и материальных ресурсов для создания материальных и духовных благ. Предшествуя общественному производству, уже на этом этапе они оказывают влияние на уровень жизни населения.
Пропорция, в которой распределяется вновь созданная стоимость подвержена перераспределению в процессе образования первичных доходов. Недостаточная, заниженная оценка труда работодателем возможна в результате сознательного сокращения заработной платы в пользу прибыли и рентного дохода, вследствие несовершенства и субъективизма организации оплаты труда и государственной политики ограничения роста доходов. Кроме того, распределение фонда оплаты труда может содержать в себе перераспределение. Несоответствие заработной платы (завышенной или заниженной) при оценке деятельности приводит к перераспределению между самими работниками.
Переходное
состояние экономики
Система
распределительных и
Перераспределительные
процессы, выступающие в качестве
составной части системы
Основные
формы перераспределительных
В настоящее время Республика Беларусь по сравнению с большинством развивающихся стран и стран с переходной экономикой сегодня находится в относительно благоприятном положении.
Государственная политика нашей страны по предотвращению бедности обеспечивается приоритетным ростом доходов населения, эффективной адресной социальной поддержкой, последовательным повышением уровня минимальных социальных гарантий. При этом руководство Республики Беларусь учитывает стратегические ориентиры ООН в области обеспечения глобального устойчивого развития.
В Республике Беларусь выполняются практически все важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития государства. Рост ВВП у нас в последние 10 лет составляет от 7 до 11 процентов. Наблюдается постепенное повышение реальных доходов населения. Только в прошлом году они выросли на 15 процентов.
Информация о работе Перераспределительные процессы в экономике