Перераспределительные процессы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Проблемы перераспределительных отношений и их влияния на реальные доходы населения относятся к числу недостаточно разработанных, хотя к ним в конце 80-х гг. обращались ученые, исследовавшие механизмы распределения, особенно с позиций борьбы с нетрудовыми доходами и сближения меры труда и меры потребления. Сегодня же этот сложный теоретический и практический вопрос волнует экономистов, в первую очередь, в связи с дефицитом госбюджета, инфляцией, приватизацией, развитием бизнеса, проблемами налоговой системы и прогрессирующим развитием теневой экономики.
Целью работы является анализ сущности, изучение современного состояния и определение путей реформирования перераспределительных отношений, оказывающих влияние на формирование реальных доходов граждан Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциацию;
- охарактеризовать современную структуру перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения;
- проанализировать государственную политику доходов в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются перераспределительные процессы и их функциональные формы в условиях рыночного реформирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования выступают реальные доходы населения, формирующиеся под воздействием этих перераспределительных отношений.
При написании работы предполагается использовать следующую литературу: Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории», Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А.; Мяц В. Неустанно творить добро: социальная защита населения; Васильева Ю. Аспекты формирования социальной сферы: социальная защита населения и другие источники.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциация 6
2 Современная структура перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения 17
3 Государственная политика доходов в Республике Беларусь 28
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

Перераспределение доходов.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     В белорусской концепции оплаты труда  особая роль принадлежит также минимальной  заработной плате (МЗП), как инструменту  государственного регулирования в  области оплаты труда. МЗП – экономический норматив социальной гарантии.

Таблица 2 - Изменение начисленной среднемесячной заработной платы и потребительских  цен в Республике Беларусь[17]

Год Рост цен (ИПЦ)

к соотв. периоду предыдущего года. 100, %

Рост среднемесячной зарплаты, % Реальные денежные доходы к соотв. периоду предыдущего года, %
1990 104,7 119 112,6
1991 194,1 201 103,6
1992 1070,8 938 87,6
1993 1290,2 1207 93,5
1994 2321 1604 69,1
1995 809,3 769 65,1
1996 152,7 161 105,1
1997 163,8 187 114,3
1998 173 204 118,0
1999 393,7 422 107,3
2000 268,6 301 113,8
2001 161,1 209 128,8
2002 142,6 154 104,0
2003 125,4 132 100,7
2004 114,4   109,3
2005 108,0   118,1
2006     117,4
 

     Денежные  доходы населения Беларуси в январе-сентябре текущего года составили Br54,3 трлн. Как сообщили  в Национальном статистическом комитете, по сравнению с январем-сентябрем 2007 года они увеличились на 28,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,9%.

     В результате, как отметили в статистическом ведомстве, реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 11,9%. На эту же величину возросли и реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов).

     В январе-сентябре нынешнего года денежные доходы в расчете на душу населения составили Br623,4 тыс. в месяц. Они увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в реальном выражении на 12,1%.

     Соотношение среднедушевых денежных доходов  к минимальному потребительскому бюджету достигло за девять месяцев текущего года 186,2%, к бюджету прожиточного минимума - 287,7%. Эти показатели за аналогичный прошлогодний период были соответственно 173,6% и 267,3%, а денежные доходы составляли Br484 тыс. в расчете на душу населения в месяц[5,c.28].

     Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые  в январе-сентябре 2008 года составили 77,5% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось Br31 трлн. 82,3 млрд. - 57,2% денежных доходов населения (в январе-сентябре прошлого года - 58,4%). Трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.д.) составили за девять месяцев текущего года Br11 трлн. 26 млрд. - 20,3% денежных доходов населения (такой же показатель был в январе-сентябре 2007 года).

     По  оперативным данным Белстата, денежные расходы и сбережения населения  республики за девять месяцев нынешнего  года достигли Br53,3 трлн. Из них на покупку  товаров и оплату услуг жители страны израсходовали Br45,6 трлн., на оплату налогов, добровольных взносов и прочих платежей - Br9,1 трлн., на сбережения - Br2 трлн. Величина изменения задолженности населения по кредитам банков составила за этот период Вr3,4 трлн.

     Реальные  денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-октябрь 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 12,1 % при прогнозе роста на 2008 год – на 9-10 %.

     В январе-октябре 2008 года сохранена тенденция  стабильного роста заработной платы работников отраслей экономики.

     По  данным Национального статистического  комитета, номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в целом по республике за январь-октябрь 2008 года составила 867 тыс. руб. или 406,5 долл. США в долларовом эквиваленте и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 25,9 %, в том числе за октябрь – 958,4 тыс. руб. или 451,8 долл. США и увеличилась по сравнению с октябрем 2007 года на 29,7 %, что выше темпов роста, предусмотренных прогнозом (118,8 %).

     В бюджетной сфере номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата за январь-октябрь 2008 года составила 695,3 тыс. руб. или 326 долл. США в эквиваленте  и увеличилась по сравнению с  январем-октябрем 2007 года на 15,3 %, в том числе за октябрь – 712,4 тыс. руб. или 335,8 долл. США и увеличилась по сравнению с октябрем 2007 года на 16 %, что выше темпов роста, предусмотренных прогнозом (114,8 %)[13,c.8].

     Реальная  заработная плата в целом по республике в январе-октябре повысилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 9,5 %, в октябре 2008 г. по сравнению с сентябрем т.г. увеличилась на 1,6 %.

     Ситуация  на рынке труда республики остается управляемой и контролируемой, уровень  безработицы находится в социально  допустимых пределах. Уровень регистрируемой безработицы, по оценке, на конец ноября 2008 г. составил 0,8 % к численности экономически активного населения (прогноз на конец 2008 года в диапазоне 1,2 – 1,4%).

     Приоритетными направлениями политики  в области  доходов населения должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

     Для достижения поставленных целей в  области оплаты труда необходимо:

  • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  • поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  • регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  • развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
  • усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

     В области политики денежных доходов  и оплаты труда предусматривается:

  • увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
  • рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

     Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30–40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах[13,c.9].

     Подводя итог к вышеизложенному, необходимо отметить, что проводимая в Республике Беларусь государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

 

Заключение

 

     Подводя итог к вышеизлженному, необходимо отметить следующее.

     Распределительно - перераспределительные процессы проявляют  себя изначально при обеспечении  соответствия людских и материальных ресурсов для создания материальных и духовных благ. Предшествуя общественному производству, уже на этом этапе они оказывают влияние на уровень жизни населения.

     Пропорция, в которой распределяется вновь  созданная стоимость подвержена перераспределению в процессе образования первичных доходов. Недостаточная, заниженная оценка труда работодателем возможна в результате сознательного сокращения заработной платы в пользу прибыли и рентного дохода, вследствие несовершенства и субъективизма организации оплаты труда и государственной политики ограничения роста доходов. Кроме того, распределение фонда оплаты труда может содержать в себе перераспределение. Несоответствие заработной платы (завышенной или заниженной) при оценке деятельности приводит к перераспределению между самими работниками.

     Переходное  состояние экономики современной  страны вносит свои коррективы в перераспределительный  механизм. В условиях снижения валового национального продукта (ВНП) первичное  распределение может осуществляться в рамках, ограниченных размерами сокращения ВНП, что приводит к возрастанию значения перераспределительных процессов, обеспечивающих стагнирующее воспроизводство. В результате они переусложнены и гипертрофированы, и оказывают негативное воздействие на доходы.

     Система распределительных и перераспределительных  отношений в области потребительских  благ включает в настоящее время  более 30 форм, которые классифицируются по сферам их действия, экономическому характеру, субъектам управления, месту  в распределительном механизме и социальной роли. Одним из основных направлений реформирования распределительно-перераспределительного механизма должно стать упорядочение этих форм, рационализация и сокращение объемов перераспределительных процессов, их адаптация рыночной системе хозяйствования.

     Перераспределительные процессы, выступающие в качестве составной части системы распределения, как вторичное, третичное и т.д. распределение, рассматриваются как  выполняющие прежде всего общие  функции отношений распределения. Одновременно с учетом специфических особенностей перераспределение способствует более полному осуществлению функций распределительно-перераспределительного механизма в целом. К функциям распределения (воспроизводственной, стимулирующей и обеспечения гарантированного удовлетворения общественно признанных необходимых потребностей граждан) добавляются «чисто» перераспределительные, вызываемые тем, что первичное распределение не обеспечивает всех объективных требований, предъявляемых к распределению в конкретных экономических условиях: трансформирующая, корректирующая, контрольная, сбалансирования натуральных и стоимостных потоков и дестимулирующая при нарушении экономических законов рынка.

     Основные  формы перераспределительных отношений  порождены действиями экономических законов, обусловлены заключенными в этих законах противоречиями и реально действующими экономическими, социальными, политическими и другими факторами.

     В настоящее время Республика Беларусь по сравнению с большинством развивающихся  стран и стран с переходной экономикой сегодня находится в относительно благоприятном положении.

     Государственная политика нашей страны по предотвращению бедности обеспечивается приоритетным ростом доходов населения, эффективной адресной социальной поддержкой, последовательным повышением уровня минимальных социальных гарантий. При этом руководство Республики Беларусь учитывает стратегические ориентиры ООН в области обеспечения глобального устойчивого развития.

     В Республике Беларусь выполняются практически  все важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития государства. Рост ВВП у нас в последние 10 лет составляет от 7 до 11 процентов. Наблюдается постепенное повышение реальных доходов населения. Только в прошлом году они выросли на 15 процентов.

Информация о работе Перераспределительные процессы в экономике