Перераспределительные процессы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Проблемы перераспределительных отношений и их влияния на реальные доходы населения относятся к числу недостаточно разработанных, хотя к ним в конце 80-х гг. обращались ученые, исследовавшие механизмы распределения, особенно с позиций борьбы с нетрудовыми доходами и сближения меры труда и меры потребления. Сегодня же этот сложный теоретический и практический вопрос волнует экономистов, в первую очередь, в связи с дефицитом госбюджета, инфляцией, приватизацией, развитием бизнеса, проблемами налоговой системы и прогрессирующим развитием теневой экономики.
Целью работы является анализ сущности, изучение современного состояния и определение путей реформирования перераспределительных отношений, оказывающих влияние на формирование реальных доходов граждан Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциацию;
- охарактеризовать современную структуру перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения;
- проанализировать государственную политику доходов в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются перераспределительные процессы и их функциональные формы в условиях рыночного реформирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования выступают реальные доходы населения, формирующиеся под воздействием этих перераспределительных отношений.
При написании работы предполагается использовать следующую литературу: Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории», Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А.; Мяц В. Неустанно творить добро: социальная защита населения; Васильева Ю. Аспекты формирования социальной сферы: социальная защита населения и другие источники.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциация 6
2 Современная структура перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения 17
3 Государственная политика доходов в Республике Беларусь 28
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

Перераспределение доходов.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     Переходное  состояние экономки современной  Республики Беларусь вносит свои особенности и коррективы в рассмотренную схему перераспределительных процессов. Все усложняется кризисной ситуацией в экономике. Первичное распределение может осуществляться в рамках, которые сокращаются вместе с ВНП, и возрастает значение перераспределительных процессов.

     Вернемся  к схеме движения ВНП. Если его  скорректировать на сумму отчислений, идущих на возмещение потребленного в производстве данного периода капитала, то непосредственным объектом распределения и перераспределения становится чистый национальный продукт, или национальный доход. «Экономикс» не отождествляет ЧНП и НД, видя различия в том, что чистый продукт в отличие от национального продукта включает в себя и косвенные налоги на бизнес. Последние являются частью доходов потребителей товаров, произведенных предприятиями, доходов самих фирм (при взаимодействии спроса и предложения косвенное налогообложение не всегда оказывается бременем только для покупателей), т.е. перераспределением новой стоимости, которая в масштабе национальной экономики в денежной форме и представляет НД.

     На  поверхности экономической жизни  национальный доход и его распределение принимают формы конкретных доходов собственников и работников предприятий материальной сферы и нематериального производства в части продолжения создания стоимости. Эти доходы относятся к первичным, представленным оплатой труда и прибылью, а также доходами населения от подсобного хозяйства и индивидуальной производственной деятельности.

     Первичное распределение НД - начало его движения и образования ряда последующих видов доходов. Действительно, говоря словами К. Маркса, «все члены общества, не принимающие прямого участия в воспроизводстве, то есть не работающие в сфере материального производства или вообще не работающие, могут получить свою долю годового товарного продукта... прежде всего лишь из рук тех классов, которым в первую очередь достается продукт».

     Далее происходит перераспределение. Возникает ряд промежуточных стадий и форм перераспределения, спектр которых зависит от степени обобществления: централизации средств в госбюджете и перераспределения из него и через него во внебюджетные фонды социальной защиты и т.п. В том числе перераспределительные процессы связаны с рыночными отношениями предприятий, домохозяйств, регионов и государства, опосредованными рынками ресурсов, потребительских товаров и услуг и функционированием правительства. Отношения перераспределения при этом взаимообратные. В результате формируются вторичные доходы предприятий, государства и домохозяйств и производные от них[7,c.206].

     К вторичным доходам прежде всего  относятся доходы работников и прибыль собственников предприятий нематериальной сферы, доходы государственного бюджета и внебюджетных фондов, трансфертные доходы населения, доходы граждан, фирм и правительства от собственности в форме ренты и процента.

     Если  первичные доходы - начальная стадия распределения НД, то вторичные, образующиеся в результате вторичного, третичного и т.д. распределения (перераспределения) вносят изменения в его реализацию. В итоге НД в процессе своего движения принимает различные формы конкретных доходов, которые тесно связаны с их образованием и функционированием. Такое переплетение процессов перераспределения способствует, с одной стороны, единству и комплектности общественного воспроизводства, с другой - возникновению неувязок, трудностей и противоречий.

     Среди форм перераспределения выделяются оказывающие непосредственное влияние на формирование реальных доходов населения.

     Эти перераспределительные процессы включают качественно различные группы отношений населения: 1) с предприятиями и организациями всех форм собственности; 2) с государством; 3) между членами общества.

     Все они порождаются конкретной экономической  реальностью, действием экономических  законов и их противоречиями, текущей и предшествующей экономической политикой правительства и вытекающими последствиями.

     Процессы распределения и перераспределения протекают по государственным и внутрифирменным нормативам, в определенной части существуют стихийно, неконтролируемо и даже невидимо, но ощутимо. Этому могут способствовать недостатки действующего экономического механизма, несбалансированность воспроизводства, стихийность рынка, теневая экономика, а в ситуации Республики Беларусь - и сложность переходного периода.

     Составляя важную часть производственных отношений, распределение и перераспределение, влияющие на реальные доходы населения, образуют сложную систему конкретных экономических форм, протекающих в сферах материального и нематериального производства, обращения и потребления.

     Интересен подход к ним как к составным  звеньям распределительного механизма по стадиям распределения и экономическим формам.

     Поскольку сущность обмена, распределения и перераспределения состоит в передаче товаров, услуг и денег от одного собственника или агента собственника к другому, то важной характеристикой природы каждой распределительной и перераспределительной формы является направление этого перехода: от кого кому передается данная собственность или распоряжение ею, кто является «направителем» и кто «получателем», т.е. кто субъекты этих процессов и какова суть последних.

 

3 Государственная  политика доходов  в Республике Беларусь

 

     Проблемы  социального равенства и справедливости затрагивают непосредственно насущные интересы всех граждан республики. Распределение материальных благ, получение доходов, вызывающие имущественное расслоение общества, могут привести к крайне неблагоприятной ситуации. Поэтому государство в социальной политике в области доходов по существу должно создать новую систему социальной защиты интересов определенных социальных групп населения, систему перераспределения доходов через налоговый механизм и политику их выравнивания, развитие и поддержку малого и среднего бизнеса, создание условий для самозанятости, новых рабочих мест на государственных предприятиях[2,c.16].

     Для измерения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца, которая показывает, какая доля полученных за год доходов достается каждой процентной доле населения, начиная с беднейших семей и кончая самыми богатыми. Индекс Джини равен доле, которую составляет площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства от площади треугольника под той же прямой. Оптимальное для экономического роста страны значение индекса Джини на уровне современных знаний определить нельзя. Тем не менее, считается, что более равномерное распределение национального дохода между членами общества способствует росту общего благосостояния. Индекс Джини (по данным ООН, год обследования – 2000) у Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии – около 25 %, Германии – 28 %, США – 41 % и России – 40–41 %, Китая – 45 %, Бразилии – 58 % и других латиноамериканских стран – более 50 %. У Республики Беларусь индекс Джини равен 29,7 %, что свидетельствует о социальной направленности экономической политики. Следует отметить, что происходит его умеренное повышение с 23 % в 2001 г. Государственное перераспределение доходов не должно подрывать эффективность. Сближение ножниц в неравенстве с помощью перераспределения ослабляет материальную заинтересованность людей в труде, снижает мотивацию к новаторству и инициативе, и, в итоге, ведет к падению производительности. Говорят, что прямой перенос денег от богатых к бедным осуществляется в дырявом ведре. Поиск компромисса между стремлением к социальной справедливости (выравнивание доходов) и эффективностью производства – трудноразрешимая задача[2,c.17].

     Государственными  механизмами перераспределения  доходов являются налоговая система и бюджетная политика (различного рода льготы, дотации, субсидии, пособия, бесплатные социальные услуги), применяются также методы регулирования заработной платы. Система поддержания бедных (сглаживания абсолютного неравенства) состоит из двух частей: социального страхования (по нетрудоспособности, инвалидности), финансируемого за счет налогов на заработную плату и взносов в различные фонды; и социальных программ, финансируемых как из налоговых поступлений в бюджет, так и за счет налоговых льгот. Степень их воздействия на экономику, конечная эффективность – различны. Выбор зависит от модели социального развития, экономических условий.

     Динамику  изменения структуры личных доходов белорусов можно увидеть в таблице 1. Заработная плата – важнейший из личных доходов населения. Из таблицы видно, что доля расходов на оплату труда в ВВП в Республике Беларусь остается невысокой. Негативное следствие дешевого труда – замещение капитала трудом – ведет к снижению технического уровня производства. В Программе социально-экономического развития на 2001–2005 гг. ставилась цель увеличить долю зарплаты до 40 % от ВВП. 

     Экономический рост в Беларуси позволил увеличить  оплату труда. Темпы роста реальной заработной платы, т. е. с учетом инфляции, даже несколько превышали темпы роста ВВП: зарплата в 2005 г., по сравнению с 1995 г., выросла в 3,4 раза, в том числе за последнюю пятилетку 2000–2005 гг. она выросла в 2 раза (производительность выросла только в 1,5 раза)[13,c.4].

     Особенно  впечатляет рост средней заработной платы в долларовом выражении: к  концу 1994 г. зарплата составляла всего 21 долл., за последнюю пятилетку в  долларовом выражении зарплата выросла более чем втрое: с 70 долл. до 250 долл. Безусловно, за это время долларовые цены также несколько выросли – однако очевидно, что покупательская способность у белорусов за 10-летие выросла существенно. Сегодня реальная средняя зарплата почти в 1,9 раза выше, чем в дореформенном 1990 г. По уровню зарплаты в СНГ нас несколько опережают только Россия и Казахстан, имеющие высокие доходы от нефти. В отчете Всемирного банка «Беларусь: оценка бедности. 2004 г.» отмечалось: «Практика масштабного повышения заработной платы с привязкой к ориентирам в долларовом эквиваленте безусловно имела позитивный эффект в плане сокращения бедности в Беларуси». За период с 1997 г. по 2002 г. уровень бедности уменьшился вдвое и в 2002 г. менее 1,6 % населения Беларуси имели доходы в размере менее 2,15 долл. по ППС в день. В сопоставлении с другими странами с переходной экономикой уровень бедности в Беларуси один из самых низких[12,c.3].

     Свидетельством  улучшения благосостояния служит рост вкладов в банках: если на каждого белоруса на конец 1995 г. приходилось по 45 долл. банковских депозитов, то на конец 2005 г. – уже по 258 долл., сегодня по 384 долл.

     Недовыполнены только показатели по росту зарплаты в бюджетной сфере (от средней  по народному хозяйству работники  здравоохранения получают 90 % (план 94–96 %), образования – 84 % (план 90–92 %), культуры – 78 % (план 83–85 %)). Основная причина – низкая производительность труда в бюджетной сфере. 
 
 
 
 

Таблица 1 - Структура  доходов населения Республики Беларусь (в процентах к итогу) и их доля в ВВП[17]

Источник

доходов

1990 1995 2000 2001 2007
Денежные  доходы населения 100 100 100 100 100
Оплата  труда рабочих, служащих и колхозников 73,1 52,6 55,9 50,4 58,0
Доходы  от собственности и наследований 0,9 2,9 2,0 1,7 1,6
Социальные  трансферты 16,2 22,9 19,3 18,9 21,6
Доходы  от предпринимательской деятельности и др. доходы 8,3 9,8 22,2 23,0 18,8
Доля  денежных доходов населения в ВВП 52 63,0 61 67 61
 

     Концепция оплаты труда в современной Беларуси включает в себя следующие принципы:

  1. равные возможности для зарабатывания средств независимо от сфер деятельности;
  2. вознаграждение в зависимости от количества и качества труда;
  3. самостоятельность предприятий в организации системы оплаты труда;
  4. государственная регламентация минимума заработной платы;
  5. переговорно-договорная форма взаимодействия между субъектами отношений по заработной плате;
  6. повышение удельного веса тарифа в заработной плате до среднемирового уровня (75 %) и снижение роли всевозможных субъективных доплат.

     Не  все из сформулированных принципов  уже полностью реализованы. Это касается и самостоятельности предприятий в вопросах организации оплаты труда и равных возможностей зарабатывания средств независимо от сфер деятельности. Очевидно, что финансовые  возможности в бюджетной сфере, сфере материального производства и сфере финансовых услуг различны. Тем не менее, существование единой тарифной сетки, выполняющей роль ограничителя, ведет к выравниванию заработной платы в разных сферах. Некоторые считают, что более целесообразно введение системы отраслевых сеток объективно обосновывающих соотношение в оплате труда работников различных профессий, уровней квалификации.

Информация о работе Перераспределительные процессы в экономике