Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
Проблемы перераспределительных отношений и их влияния на реальные доходы населения относятся к числу недостаточно разработанных, хотя к ним в конце 80-х гг. обращались ученые, исследовавшие механизмы распределения, особенно с позиций борьбы с нетрудовыми доходами и сближения меры труда и меры потребления. Сегодня же этот сложный теоретический и практический вопрос волнует экономистов, в первую очередь, в связи с дефицитом госбюджета, инфляцией, приватизацией, развитием бизнеса, проблемами налоговой системы и прогрессирующим развитием теневой экономики.
Целью работы является анализ сущности, изучение современного состояния и определение путей реформирования перераспределительных отношений, оказывающих влияние на формирование реальных доходов граждан Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциацию;
- охарактеризовать современную структуру перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения;
- проанализировать государственную политику доходов в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются перераспределительные процессы и их функциональные формы в условиях рыночного реформирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования выступают реальные доходы населения, формирующиеся под воздействием этих перераспределительных отношений.
При написании работы предполагается использовать следующую литературу: Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории», Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А.; Мяц В. Неустанно творить добро: социальная защита населения; Васильева Ю. Аспекты формирования социальной сферы: социальная защита населения и другие источники.
Содержание
Введение 3
1 Понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциация 6
2 Современная структура перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения 17
3 Государственная политика доходов в Республике Беларусь 28
Заключение 37
Список использованных источников 40
Переходное состояние экономки современной Республики Беларусь вносит свои особенности и коррективы в рассмотренную схему перераспределительных процессов. Все усложняется кризисной ситуацией в экономике. Первичное распределение может осуществляться в рамках, которые сокращаются вместе с ВНП, и возрастает значение перераспределительных процессов.
Вернемся к схеме движения ВНП. Если его скорректировать на сумму отчислений, идущих на возмещение потребленного в производстве данного периода капитала, то непосредственным объектом распределения и перераспределения становится чистый национальный продукт, или национальный доход. «Экономикс» не отождествляет ЧНП и НД, видя различия в том, что чистый продукт в отличие от национального продукта включает в себя и косвенные налоги на бизнес. Последние являются частью доходов потребителей товаров, произведенных предприятиями, доходов самих фирм (при взаимодействии спроса и предложения косвенное налогообложение не всегда оказывается бременем только для покупателей), т.е. перераспределением новой стоимости, которая в масштабе национальной экономики в денежной форме и представляет НД.
На
поверхности экономической
Первичное распределение НД - начало его движения и образования ряда последующих видов доходов. Действительно, говоря словами К. Маркса, «все члены общества, не принимающие прямого участия в воспроизводстве, то есть не работающие в сфере материального производства или вообще не работающие, могут получить свою долю годового товарного продукта... прежде всего лишь из рук тех классов, которым в первую очередь достается продукт».
Далее происходит перераспределение. Возникает ряд промежуточных стадий и форм перераспределения, спектр которых зависит от степени обобществления: централизации средств в госбюджете и перераспределения из него и через него во внебюджетные фонды социальной защиты и т.п. В том числе перераспределительные процессы связаны с рыночными отношениями предприятий, домохозяйств, регионов и государства, опосредованными рынками ресурсов, потребительских товаров и услуг и функционированием правительства. Отношения перераспределения при этом взаимообратные. В результате формируются вторичные доходы предприятий, государства и домохозяйств и производные от них[7,c.206].
К вторичным доходам прежде всего относятся доходы работников и прибыль собственников предприятий нематериальной сферы, доходы государственного бюджета и внебюджетных фондов, трансфертные доходы населения, доходы граждан, фирм и правительства от собственности в форме ренты и процента.
Если первичные доходы - начальная стадия распределения НД, то вторичные, образующиеся в результате вторичного, третичного и т.д. распределения (перераспределения) вносят изменения в его реализацию. В итоге НД в процессе своего движения принимает различные формы конкретных доходов, которые тесно связаны с их образованием и функционированием. Такое переплетение процессов перераспределения способствует, с одной стороны, единству и комплектности общественного воспроизводства, с другой - возникновению неувязок, трудностей и противоречий.
Среди форм перераспределения выделяются оказывающие непосредственное влияние на формирование реальных доходов населения.
Эти перераспределительные процессы включают качественно различные группы отношений населения: 1) с предприятиями и организациями всех форм собственности; 2) с государством; 3) между членами общества.
Все они порождаются конкретной экономической реальностью, действием экономических законов и их противоречиями, текущей и предшествующей экономической политикой правительства и вытекающими последствиями.
Процессы распределения и перераспределения протекают по государственным и внутрифирменным нормативам, в определенной части существуют стихийно, неконтролируемо и даже невидимо, но ощутимо. Этому могут способствовать недостатки действующего экономического механизма, несбалансированность воспроизводства, стихийность рынка, теневая экономика, а в ситуации Республики Беларусь - и сложность переходного периода.
Составляя важную часть производственных отношений, распределение и перераспределение, влияющие на реальные доходы населения, образуют сложную систему конкретных экономических форм, протекающих в сферах материального и нематериального производства, обращения и потребления.
Интересен подход к ним как к составным звеньям распределительного механизма по стадиям распределения и экономическим формам.
Поскольку сущность обмена, распределения и перераспределения состоит в передаче товаров, услуг и денег от одного собственника или агента собственника к другому, то важной характеристикой природы каждой распределительной и перераспределительной формы является направление этого перехода: от кого кому передается данная собственность или распоряжение ею, кто является «направителем» и кто «получателем», т.е. кто субъекты этих процессов и какова суть последних.
Проблемы
социального равенства и
Для
измерения неравенства в
Государственными механизмами перераспределения доходов являются налоговая система и бюджетная политика (различного рода льготы, дотации, субсидии, пособия, бесплатные социальные услуги), применяются также методы регулирования заработной платы. Система поддержания бедных (сглаживания абсолютного неравенства) состоит из двух частей: социального страхования (по нетрудоспособности, инвалидности), финансируемого за счет налогов на заработную плату и взносов в различные фонды; и социальных программ, финансируемых как из налоговых поступлений в бюджет, так и за счет налоговых льгот. Степень их воздействия на экономику, конечная эффективность – различны. Выбор зависит от модели социального развития, экономических условий.
Динамику изменения структуры личных доходов белорусов можно увидеть в таблице 1. Заработная плата – важнейший из личных доходов населения. Из таблицы видно, что доля расходов на оплату труда в ВВП в Республике Беларусь остается невысокой. Негативное следствие дешевого труда – замещение капитала трудом – ведет к снижению технического уровня производства. В Программе социально-экономического развития на 2001–2005 гг. ставилась цель увеличить долю зарплаты до 40 % от ВВП.
Экономический рост в Беларуси позволил увеличить оплату труда. Темпы роста реальной заработной платы, т. е. с учетом инфляции, даже несколько превышали темпы роста ВВП: зарплата в 2005 г., по сравнению с 1995 г., выросла в 3,4 раза, в том числе за последнюю пятилетку 2000–2005 гг. она выросла в 2 раза (производительность выросла только в 1,5 раза)[13,c.4].
Особенно впечатляет рост средней заработной платы в долларовом выражении: к концу 1994 г. зарплата составляла всего 21 долл., за последнюю пятилетку в долларовом выражении зарплата выросла более чем втрое: с 70 долл. до 250 долл. Безусловно, за это время долларовые цены также несколько выросли – однако очевидно, что покупательская способность у белорусов за 10-летие выросла существенно. Сегодня реальная средняя зарплата почти в 1,9 раза выше, чем в дореформенном 1990 г. По уровню зарплаты в СНГ нас несколько опережают только Россия и Казахстан, имеющие высокие доходы от нефти. В отчете Всемирного банка «Беларусь: оценка бедности. 2004 г.» отмечалось: «Практика масштабного повышения заработной платы с привязкой к ориентирам в долларовом эквиваленте безусловно имела позитивный эффект в плане сокращения бедности в Беларуси». За период с 1997 г. по 2002 г. уровень бедности уменьшился вдвое и в 2002 г. менее 1,6 % населения Беларуси имели доходы в размере менее 2,15 долл. по ППС в день. В сопоставлении с другими странами с переходной экономикой уровень бедности в Беларуси один из самых низких[12,c.3].
Свидетельством улучшения благосостояния служит рост вкладов в банках: если на каждого белоруса на конец 1995 г. приходилось по 45 долл. банковских депозитов, то на конец 2005 г. – уже по 258 долл., сегодня по 384 долл.
Недовыполнены
только показатели по росту зарплаты
в бюджетной сфере (от средней
по народному хозяйству работники
здравоохранения получают 90 % (план 94–96 %),
образования – 84 % (план 90–92 %), культуры
– 78 % (план 83–85 %)). Основная причина – низкая
производительность труда в бюджетной
сфере.
Таблица 1 - Структура доходов населения Республики Беларусь (в процентах к итогу) и их доля в ВВП[17]
Источник
доходов |
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2007 |
Денежные доходы населения | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Оплата труда рабочих, служащих и колхозников | 73,1 | 52,6 | 55,9 | 50,4 | 58,0 |
Доходы от собственности и наследований | 0,9 | 2,9 | 2,0 | 1,7 | 1,6 |
Социальные трансферты | 16,2 | 22,9 | 19,3 | 18,9 | 21,6 |
Доходы от предпринимательской деятельности и др. доходы | 8,3 | 9,8 | 22,2 | 23,0 | 18,8 |
Доля денежных доходов населения в ВВП | 52 | 63,0 | 61 | 67 | 61 |
Концепция оплаты труда в современной Беларуси включает в себя следующие принципы:
Не все из сформулированных принципов уже полностью реализованы. Это касается и самостоятельности предприятий в вопросах организации оплаты труда и равных возможностей зарабатывания средств независимо от сфер деятельности. Очевидно, что финансовые возможности в бюджетной сфере, сфере материального производства и сфере финансовых услуг различны. Тем не менее, существование единой тарифной сетки, выполняющей роль ограничителя, ведет к выравниванию заработной платы в разных сферах. Некоторые считают, что более целесообразно введение системы отраслевых сеток объективно обосновывающих соотношение в оплате труда работников различных профессий, уровней квалификации.
Информация о работе Перераспределительные процессы в экономике