Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
Проблемы перераспределительных отношений и их влияния на реальные доходы населения относятся к числу недостаточно разработанных, хотя к ним в конце 80-х гг. обращались ученые, исследовавшие механизмы распределения, особенно с позиций борьбы с нетрудовыми доходами и сближения меры труда и меры потребления. Сегодня же этот сложный теоретический и практический вопрос волнует экономистов, в первую очередь, в связи с дефицитом госбюджета, инфляцией, приватизацией, развитием бизнеса, проблемами налоговой системы и прогрессирующим развитием теневой экономики.
Целью работы является анализ сущности, изучение современного состояния и определение путей реформирования перераспределительных отношений, оказывающих влияние на формирование реальных доходов граждан Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциацию;
- охарактеризовать современную структуру перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения;
- проанализировать государственную политику доходов в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются перераспределительные процессы и их функциональные формы в условиях рыночного реформирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования выступают реальные доходы населения, формирующиеся под воздействием этих перераспределительных отношений.
При написании работы предполагается использовать следующую литературу: Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории», Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А.; Мяц В. Неустанно творить добро: социальная защита населения; Васильева Ю. Аспекты формирования социальной сферы: социальная защита населения и другие источники.
Содержание
Введение 3
1 Понятие, виды и источники доходов населения и их дифференциация 6
2 Современная структура перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения 17
3 Государственная политика доходов в Республике Беларусь 28
Заключение 37
Список использованных источников 40
Приведенная трактовка категории сведена к изъятию — передаче доходов от одних лиц к другим. Субъекты же отношений перераспределения многочисленны со стороны как направителей перераспределяемых средств, так и их получателей. Как и в предыдущем примере, авторы сводят перераспределение только к налоговому и через бюджет. Выделение же перераспределения доходов на уровне семьи «между ее членами», на наш взгляд, может иметь место только в случае ведения членами семьи самостоятельного бюджета и хозяйства. Далее авторы раскрывают смысл термина «перераспределение средств»: «передача денежных и материальных средств одних лиц другим лицам, а также изменение целевого назначения средств». В данном определении особое значение имеют уточнения, подчеркивающие корректировку направленности ресурсов, средств и их натуральную форму.
Перераспределение — сложное экономическое явление, имеющее объективное происхождение и функционирование в результате действия противоречий экономических законов, их противоречий и их несоблюдения в осуществлении вторичного распределения, в образовании, корректировке, трансформации и регулировании стоимостных и натуральных доходов, ресурсов и средств домохозяйств, предприятий и государства.
Распределение невозможно без перераспределительных процессов, так как в нем участвую не только непосредственные создатели благ и собственники факторов производства, но и все члены общества вместе предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, задействованными в экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Степень развитости и распространения перераспределительных форм свидетельствует о сложности экономических отношений, в том числе отношений собственности, о роли государства в регулировании стоимостных и натуральных потоков, уровне производства и распределения общественных благ и социальной защищенности граждан[1,c.95].
В условиях административно-командной системы перераспределение является неотъемлемой частью экономического механизма. Это объясняется полной централизацией управления производством, распределением, обменом и потреблением. Без перераспределения валового национального продукта, значительная доля которого сконцентрирована в руках государства, воспроизводство просто неосуществимо.
Воспроизводство рыночной, а тем более регулируемой рыночной экономики, также пронизано перераспределением через цены, финансовую и кредитную системы, бюджетную политику правительства, межличностные отношения субъектов экономических связей, что обеспечивает целостность кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
Иными словами, перераспределение – неотъемлемый процесс в жизнедеятельности всех экономических систем.
В то же время характер перераспределительных отношений определяется той экономической системой, которой они порождены и которую обслуживают. Они обусловлены господствующей формой собственности, субъектами отношений, специфичны своими формами, удельным весом, факторами и своим значением.
Распределительно-
Избранная экономическая политика определяет стратегию и тактику распределения и перераспределения ресурсов данного момента, а, следовательно, и перспективы развития экономики. Так, политика экономического роста вызывает перераспределение ресурсов из сферы производства потребительских благ для текущего периода на развитие науки, создание и совершенствование средств производства для будущего. И наоборот, предпочтение текущему потреблению и перераспределение ресурсов на производство предметов потребления сдерживают экономическое развитие, а в итоге и рост общественного благосостояния в перспективе.
Данное классическое положение предполагает разумность и гуманность в избрании цели и путей ее достижения. Действительно, урезание текущего потребления ради экономического роста — не самоцель, а база повышения уровня жизни. Если же производство развивается ради производства и «могущества Родины», а производство потребительских благ остается продолжительное время вторичным и рост народного благосостояния - только лозунгом, то вместе с относительным снижением уровня жизни населения будет сдерживаться и экономический рост.
Экономическая история СССР и других социалистических стран продемонстрировала, что постоянное перераспределение большей части ресурсов, в том числе и недостаточно эффективных, в производство средств производства (с преобладающей долей военного назначения) при постоянной экономии на производстве предметов потребления привело к снижению народного благосостояния, ослаблению экономических интересов и снижению темпов экономического роста, а в конечном итоге - к всеобщему кризису народного хозяйства[3,c.118].
Желание же равнозначного параллельного развития производства средств производства и предметов потребления может реализоваться только при наличии свободных экономических ресурсов. При полной занятости последних решать проблему роста обоих подразделений экономики невозможно без перераспределительных процессов, но их направления должны обеспечить перспективное сближение темпов развития производственных и потребительских благ.
Современная экономика Республики Беларусь и все реформы связаны проблемой «ограниченные ресурсы — безграничные потребности» в условиях неполного использования ресурсов и снижающегося уровня жизни. Ограниченное применение ресурсов обусловлено их высвобождением в результате массового разорения национальных предприятий, убыточностью большинства оставшихся, конверсией военно-промышленного комплекса, нерегулируемой структурной перестройкой экономики. Единственно недостающим ресурсом стали деньги, дефицит которых до 1996 г. и сегодня решается эмиссией, усилившей кризис инфляцией, в условиях повсеместного недоиспользования ресурсов и неудовлетворенных жизненных потребностей. Натуральное перераспределение изначального порядка сменилось денежным.
Распределение и перераспределение ресурсов, таким образом, предшествуют общественному производству материальных и духовных благ и уже на этом уровне оказывают влияние на доходы населения.
Результатом общественного производства является национальный продукт, который в той или иной пропорции (определенной распределением ресурсов) состоит из средств производства, предметов потребления и услуг.
Далее
опять наступает очередь
Для распределения общественного продукта между индивидуальными производителями, отмечает К. Маркс, из него вычитается то, что требуется для возмещения потребленных средств производства, расширения производства, образования резервного, или страхового фонда. Эти вычеты являются экономической необходимостью, и их размеры определяются «на основе наличных средств и сил, отчасти на основе теории вероятности, но они никаким образом не поддаются вычислению на основе справедливости».
Таким образом, прослеживаются перераспределительные процессы, урезающие возможное в данный момент распределение в адрес «индивидуальных производителей».
Оставшаяся часть совокупного продукта, продолжает К. Маркс, в качестве предметов потребления, прежде чем поступить в индивидуальное потребление, распределяется (а точнее, перераспределяется) на удовлетворение общественных потребностей; т.е. на общие, не относящиеся непосредственно к производству издержки управления; на совместное удовлетворение потребностей; в фонды для нетрудоспособных. И лишь после этого «подходим к той части предметов потребления, которая делится между индивидуальными производителями».
«Экономикс» вносит интересные и необходимые дополнения, которые приближая практику, раскрывают перераспределительные процессы в условиях товарного производства.
Действительно, ВНП как совокупность рыночных стоимостей всего объема товаров и услуг имеет денежное измерение. Отсюда и относительность этой суммы стоимостей. Общественная оценка определяет значимость и размер созданного ВНП, а следовательно, и его количественное последующее движение.
Можно представить товар - результат интенсивного труда, который, по Марксу, создает большую стоимость, но получает низку оценку со стороны общества, и товар, созданный достаточно производительным трудом и имеющий меньшую стоимость, но воплощенную в оболочку, оцениваемую обществом достаточно высоко. Во втором случае высокая оценка созданного ВНП и определит его значительную величину. Иначе говоря, общество за него заплатит больше, а это даст возможность не только восстановить потребленные средства производства, но и увеличить, расширить каналы перераспределения на развитие производства, удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей.
Уточнение необходимо сделать и в распределении части национального продукта на возмещение потребленных средств производства и перераспределение на развитие производства. Подъем экономики, развитие ее производственных мощностей будут характеризовать преобладание инвестиций над амортизацией. Данное превышение демонстрирует перераспределение средств из личного и общественного потребления в адрес производственного в данный момент. Если обществу удается при этом сохранить достигнутый уровень жизни своих членов или даже повысить, то это свидетельствует о высокой общественной оценке результатов производства, экономическом и политическом здоровье общества[7,c.204].
Обеспечение роста экономики может осуществляться и за счет потерь в достигнутом уровне благосостояния, т.е. при сокращении реальных доходов населения. Если же инвестиции сокращаются до уровня ниже фонда возмещения, то в экономике наблюдается спад. Причиной может быть не только отсутствие средств, но и снижение стимулов для инвестирования в условиях политической и экономической нестабильности. Тогда львиная доля снижающегося ВНП «проедается» на уровне удовлетворения личных и общественных потребностей.
В основе последующего движения ВНП лежат распределительные и перераспределительные отношения. Последние осуществляют деление новой стоимости на необходимый и прибавочный продукт (НП и ПП). В разложении валового национального продукта на НП и ПП - сущность глубинных перераспределительных процессов. Это самая общая, исходная основа формирования доходов.
Вновь созданная стоимость является исходным доходом фирм, в выделение из нее необходимого продукта перераспределение в адрес наемных работников государственных и частных предприятий - обязательное условие их жизнедеятельности и воспроизводства.
Прибавочный продукт становится достоянием собственников средств производства для удовлетворения личных потребностей и инвестирования. Он является основой экономического и общественного прогресса любой экономической системы.
Пропорция, в которой вновь созданная стоимость распределяется на НП и ПП, подвержена самому изначальному перераспределению в образовании доходов. Недостаточная, заниженная оценка собственником производства возможна в результате сознательного сокращения потенциального НП в пользу ПП и вследствие несовершенства и субъективизма организации оплаты труда (в том числе и в рамках НП), может быть даже итогом государственной политики, сдерживающей рост доходов населения. Сегодня можно говорить о положительных сдвигах в пропорции вновь созданного национального продукта Республики Беларусь[7,c.205].
НП и ПП в форме оплаты труда и прибыли облагаются налогами, идущими на общественные издержки управления, содержание бюджетной сферы, финансирование трансфертов, на производство общественных благ, они урезаются обязательными социальными отчислениями. Последние вкупе с налогами являются перераспределенной частью новой стоимости и сокращают реальное содержание НП и ПП.
Кроме того, распределение НП также содержит перераспределение. Несоответствие завышенной или заниженной оплаты труда оценке деятельности приводит к перераспределению между самими работниками в рамках НП.
Информация о работе Перераспределительные процессы в экономике