Пенсионное обеспечение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретико-практический анализ пенсионного обеспечения и его роли в экономике.
В курсовой работе для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• Дать характеристику источникам права социального пенсионного обеспечения в разных странах;
• Описать особенности пенсионного социального обеспечения в условиях рыночной экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионного обеспечения
1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды…………………………………...6
1.2 Пенсионные фонды и пенсионные системы………………………………...9
1.3 Государственные и негосударственные пенсионные фонды……………..11
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения в РФ и сравнение его с другими странами
2.1 Анализ пенсионного обеспечения в РФ…………………………………....16
2.2 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета на
2002 г……………………………………………………………………………...19
2.3 Анализ деятельности НПФ…………………………………………………..21
2.4 Сравнение пенсионной системы в РФ с другими странами……………….27
2.5 Прогноз развития пенсионной системы…………………………………….31
Заключение……………..………………………………………………………..33
Список литературы…….…………..…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

     

     Рис. 1 Структура источников финансирования и структура пенсий.

     модели, не достигли ещё пенсионного возраста. Все они с 01.01.08 виртуально ушли на пенсию и им начислена пенсия по нормам закона №113 ФЗ. В ней выделили страховую и базовую части, которые индексируются уже по новым законам. Новые же страховые взносы будут добавляться к старым, увеличивая, таким образом, общий размер пенсии.

     Кроме того, у мужчин моложе 50 лет, и женщин моложе 45 лет в пенсии существует ещё одна часть – накопительная, она играет роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. На эти цели направляется определённый процент от страховых взносов. Эти средства, по выбору граждан будут направляться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (предположительно с 2011 года) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчёте пенсии.

Таблица 1 

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (на конец года)1):              
всего, тыс. человек 37083 38411 38630 38432 38164 38184 38313
в процентах  к предыдущему году 101,3 100,1 100,6 99,5 99,3 100,1 100,3
Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения 250,5 262,5 265,2 265,1 264,7 266,1 268,4
Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, человек 1,80 1,68 1,68 1,70 1,71 1,74 1,75
Минимальный размер пенсии по старости2), руб. (1995 г. - тыс. руб.) 89,6 427,8 474,1  
-
- - -
Размер  базовой части трудовой пенсии по старости (на конец года), руб. - - - 522,4 598,0 660,0 954,0
Средний размер назначенных месячных пенсий2), руб.  
(1995 г. - тыс. руб.)
188,1 694,3 1023,5  
1378,5
1637,0 1914,5 2364,0
Величина  прожиточного минимума пенсионера:              
руб. (1995 г. - тыс. руб.) 3) 186,2 909 1144 1379 1605 1801 2418
в процентах к предыдущему году в 3,1 р. 117,94) 125,9 120,5 116,4 112,2 119,24)
Соотношение минимального размера пенсии по старости2) , процентов:              
с величиной прожиточного минимума  
   пенсионера
48,1 47,1 41,4 - - - -
с минимальным размером оплаты труда 210,8 396,8 189,6 - - - -
Соотношение размера базовой части трудовой пенсии по старости, процентов:              
с величиной прожиточного минимума  
   пенсионера
- - - 36,5 36,8 35,7 38,9
с минимальным размером оплаты труда - - - 116,1 99,7 91,7 119,3
Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий2) (на конец года), процентов:              
с величиной  прожиточного минимума  
   пенсионера
101,0 76,4 89,5 100,0 102,0 106,3 97,8
со  средним размером начисленной  
   заработной платы
39,8 31,2 31,6 31,6 29,8 28,4 27,6
Реальный  размер назначенных месячных пенсий2), в процентах к предыдущему году 80,5 128,0 121,4 116,3 104,5 105,5 109,6
Поступление страховых взносов и налоговых  платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации5):              
всего, млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.) 73709 379259 494906 642328 770457 932507 1298734
в процентах  к ВВП 5,2 5,2 5,5 5,9 5,8 5,5 6,0
в процентах  к предыдущему году (с  
   корректировкой на индекс потребительских  
   цен)
68,5 125,3 107,4 112,1 105,5 109,1 123,6
Расходование  средств Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплат населению пенсий и пособий6):              
всего, млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.) 85078 331257 491123 661730 776446 932699 1265186
в процентах  к ВВП 6,0 4,5 5,5 6,1 5,9 5,5 5,9
в процентах  к предыдущему году (с  
   корректировкой на индекс потребительских  
   цен)
77,6 107,7 122,1 116,3 103,2 108,3 120,4
 

2.2.Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на основе бюджета на 2008 год

     Программа реформирования пенсионной системы  предполагает значительное усиление роли Пенсионного Фонда РФ. Несмотря на передачу функций по сбору пенсионных платежей Министерству по налогам и сборам, ПФР обладает значительными функциями и влиянием в экономике. И это не удивительно, ведь программа пенсионной реформы разрабатывалась при его непосредственном участии.  По оценкам западных экспертов (консалтинговая компания Watson Wyatt), ПФР по объёму инвестиций в этом году должен войти в число крупнейших пенсионных фондов мира. [3]

     В связи с этим, немаловажную роль играет финансовое состояние ПФР. Данные о финансовом состоянии ПФР можно получить на основе анализа его бюджета на текущий год, а также динамики изменения направлений расходования средств. Формирование бюджета ПФР осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, положениями Бюджетного послания Президента Федеральному собранию «»О бюджетной политике на 2008 год, и других нормативных актов, а также прогноза социально-экономического развития страны до 2009 года Минэкономразвития.

     Бюджет  ПФР на 2008 год сбалансирован по доходам и расходам в сумме 729,2 млрд. рублей. Общая численность пенсионеров на начало 2008 года, получающих пенсию за счёт средств на обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение, составляет приблизительно 38,9 млн. человек, на конец 2008 года ожидается на уровне 39,37 млн. человек. Среднегодовая численность пенсионеров на 2008 год – 39,1 млн. человек.

     Прогноз численности получателей трудовых пенсий на 1 января 2009 года характеризуется увеличением числа назначений до 2,0 млн. человек в од согласно тенденциям развития демографической ситуации в России и естественной убыли (около 1,7 млн. человек в год).

     Для всех получателей трудовых пенсий (пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца) устанавливается базовая пенсия, которая учитывает в своём размере следующие составляющие: пенсии в минимально размере, надбавки, повышения, компенсационные выплаты в связи с удорожанием стоимости жизни, а также пенсии в части периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд.

     Финансирование  выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из сумм единого  социального налога (взноса), зачисляемых  в федеральный бюджет и передаваемых в ПФР.

     Для большинства пенсионеров размер базовой пенсии устанавливается в твёрдом размере, а для отдельных категорий получателей – в повышенном или пониженном размере.

     Средневзвешенный  размер базовой пенсии на начало 2008 года составил 519,4 рубля, но он индексируется исходя из уровня цен на потребительские товары и услуги. Увеличение базовой части трудовой пенсии за 2008 год составит 13,4%, а в среднем за год к предыдущему году – 15,8%.

     Финансирование  выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счёт страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР.

     Расчётный средний размер страховой части  трудовой пенсии на начало 2002 года оценивается  в 699 рублей. Размер индексации принят на уровне 33,4%, учитывая, что в 2007 году рост среднемесячной заработной платы в России составил 32%.

     Средний размер трудовой пенсии (без учёта  сумм вторых пенсий) в 2008 году увеличится: с 1 января 2008 года на 65,4 рубля за счёт пересчёта пенсий работающих пенсионеров по нормам законодательства с применением ИКП (более чем на 540 руб. для 4,4 млн. получателей пенсий данной категории пенсионеров), а в целом за 2008 год – на 369 руб., или на 32%, против пенсий, назначенных в декабре 2007 года по нормам Закона от 20.11.1990 г.

     В 2008 году предусмотрены расходы на целевое финансирование пенсий по государственному обеспечению за счёт средств федерального бюджета. Суммарные затраты на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составит 44018,8 млн. руб. [8]

     Расходы на выплату указанных видов пенсий определены на основе показателей, предусмотренных бюджетом ПФР на 2008 год и исходя из динамики изменения численности получателей пенсий с учётом её прироста.

2.3. Анализ деятельности НПФ

     Формирование  системы НПФ в России началось в крайне неблагоприятных для  этого дела условиях. Отсутствие необходимых для этого дела нормативных документов, высокие темпы инфляции, тяжёлое финансовое положение многих работодателей, неустойчивость фондового рынка, а также политическая нестабильность и неопределённость сильно сужали возможности безрискового эффективного использования пенсионных накоплений. [3]

       Первый в России НПФ («Российский страховой пенсионный фонд») был создан в ноябре 1991 года. В последующие годы их количество менялось неравномерно, и на 01.01.2007 система негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя 262 НПФ. Сформирована инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с фондами (аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения, специализированные депозитарии). Данные о количестве НПФ говорят о том, что не смогли развиться в широкомасштабную систему. В настоящее время одни НПФ «приходится» в среднем на 280-300 тыс. человек экономически активного населения. Данные о десяти крупнейших НПФ представлены на следующей таблице:                                                                                                                

               Таблица 2

Сводные данные о десяти крупнейших НПФ России на 1.09.09

номер Название фонда 
Субъект РФ Собственное имущество / ИОУД

(тыс.  руб)

Резерв

(тыс.  руб)

Инвестиции

(тыс.  руб)

Кол-во участников  / из них получают пенсию

(тыс.  руб)

Пенсионные  выплаты

(тыс. руб)

1 «ГАЗФОНД» Москва 8800535

326260

8462582 8036662 44722

17419

79015
2 «ЛУКойл-Гарант» Москва 3252340

1916718

1231835 3097315 139901

3081

15554
3 «Пенсионный фонд Внешторгбанк» Москва 1516512

35209

23048 34698 3828

0

0
4 «Электроэнергетики» Москва 897792

49495

827266 845923 203711

16292

34476
5 «Универсал» Москва 712038

676023

32184 153285 7626

1464

1799
6 «Благосостояние» Москва 694093

22937

670187 539735 1310226

2951

15289
7 «Национальный НПФ» Москва 614514

51109

555234 601842 118613

4130

11771
8 «Ростелеком-Гарантия» Москва 556959

62427

494063 510275 30409

3462

9119

Примечание: 

Примечание: 

ИОУД – имущество  для обеспечения уставной деятельности

Данные по пенсионным выплатам – суммарные с начала года по 1.09.09

     НПФ расположены в 51субъекте РФ, в т.ч.: 119 фондов – в Москве, 21 – в С. Петербурге, по 10 фондов расположены в Нижегородской и Самарской областях. Фонды обслуживают участников, проживающих в 80 субъектах РФ, но на территории 38 субъектов не зарегистрировано ни одного НПФ.

           По итогам отчётности за 2001 год, общая сумма средств НПФ превысила 23,1 млрд. руб., из них пенсионные резервы почти 15,5 млрд. руб. (возросли более чем в 2 раза), общее же имущество фондов за 2001 год увеличилось на 198,7% , рост пенсионных резервов составил 215%. Это говорит о продолжающемся интересе юридических лиц к негосударственному пенсионному обеспечению (доля взносов юридических лиц на начало 2002 года составляет около 91%  от всех взносов). Растёт доверие к НПФ и у физических лиц (рост составил 214%). На 01.08.08 действовали 644394 договора по НПО, 638247 из них - с физическим лицами. Количество же участников по договорам  составило 3625904 человека, и из них только половина являются работниками организаций – учредителей фондов. В расчёте на одного участника пенсионные резервы фондов увеличились за 9 месяцев 2001 года с 4414 до 4719 рублей, или на 7%.

     Вместе  с тем следует признать, что  показатели развития НПФ являются недостаточными. В общей сложности услугами НПФ охвачены менее 5% экономически активного населения страны. Средние размеры дополнительных пенсий из НПФ обеспечивают не более 15% доходов суммарных пенсионеров. Получателями дополнительных пенсий являются менее 1% лиц, имеющих право на государственную пенсию.

     Главной характеристикой  динамики НПО является концентрация финансовых ресурсов и участников в ограниченном количестве НПФ. – 10 крупнейших НПФ в настоящее время контролируют 71% этой отрасли; эти же фонды привлекают до 73% пенсионных взносах. На их долю приходится 53% участников. [12]

     Медленно  развивается сеть НПФ. Опережающими темпами растут преимущественно НПФ, работающие в отраслях топливно-энергетического комплекса. Во многих отраслях деятельность НПФ не активизировалась. Затормозился рост «открытых» НПФ, работающих с населением. В 38 субъектах не зарегистрированы НПФ или их филиалы.

      Инвестирование  средств НПФ.

     За  период 2007-2008 гг. наблюдается постоянный рост в объёме денежных накоплений населения. Опрос, проводимый Госкомстатом, показал, что за 2001 год в отношении целей сбережений 45-50% респондентов заявили, что они сберегают «на старость». Поэтому при создании отлаженной системы НПО часть денег, вкладываемая сегодня в банки, ценные бумаги или оставляемые в наличной форме, может быть вложена в НПФ.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в РФ