Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа
Цель работы: теоретико-практический анализ пенсионного обеспечения и его роли в экономике.
В курсовой работе для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• Дать характеристику источникам права социального пенсионного обеспечения в разных странах;
• Описать особенности пенсионного социального обеспечения в условиях рыночной экономики;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионного обеспечения
1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды…………………………………...6
1.2 Пенсионные фонды и пенсионные системы………………………………...9
1.3 Государственные и негосударственные пенсионные фонды……………..11
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения в РФ и сравнение его с другими странами
2.1 Анализ пенсионного обеспечения в РФ…………………………………....16
2.2 Анализ деятельности пенсионного фонда РФ на основе бюджета на
2002 г……………………………………………………………………………...19
2.3 Анализ деятельности НПФ…………………………………………………..21
2.4 Сравнение пенсионной системы в РФ с другими странами……………….27
2.5 Прогноз развития пенсионной системы…………………………………….31
Заключение……………..………………………………………………………..33
Список литературы…….…………..…………………………………………...36
Таблица
1
|
Программа реформирования пенсионной системы предполагает значительное усиление роли Пенсионного Фонда РФ. Несмотря на передачу функций по сбору пенсионных платежей Министерству по налогам и сборам, ПФР обладает значительными функциями и влиянием в экономике. И это не удивительно, ведь программа пенсионной реформы разрабатывалась при его непосредственном участии. По оценкам западных экспертов (консалтинговая компания Watson Wyatt), ПФР по объёму инвестиций в этом году должен войти в число крупнейших пенсионных фондов мира. [3]
В связи с этим, немаловажную роль играет финансовое состояние ПФР. Данные о финансовом состоянии ПФР можно получить на основе анализа его бюджета на текущий год, а также динамики изменения направлений расходования средств. Формирование бюджета ПФР осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, положениями Бюджетного послания Президента Федеральному собранию «»О бюджетной политике на 2008 год, и других нормативных актов, а также прогноза социально-экономического развития страны до 2009 года Минэкономразвития.
Бюджет ПФР на 2008 год сбалансирован по доходам и расходам в сумме 729,2 млрд. рублей. Общая численность пенсионеров на начало 2008 года, получающих пенсию за счёт средств на обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение, составляет приблизительно 38,9 млн. человек, на конец 2008 года ожидается на уровне 39,37 млн. человек. Среднегодовая численность пенсионеров на 2008 год – 39,1 млн. человек.
Прогноз
численности получателей
Для всех получателей трудовых пенсий (пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца) устанавливается базовая пенсия, которая учитывает в своём размере следующие составляющие: пенсии в минимально размере, надбавки, повышения, компенсационные выплаты в связи с удорожанием стоимости жизни, а также пенсии в части периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд.
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет и передаваемых в ПФР.
Для большинства пенсионеров размер базовой пенсии устанавливается в твёрдом размере, а для отдельных категорий получателей – в повышенном или пониженном размере.
Средневзвешенный размер базовой пенсии на начало 2008 года составил 519,4 рубля, но он индексируется исходя из уровня цен на потребительские товары и услуги. Увеличение базовой части трудовой пенсии за 2008 год составит 13,4%, а в среднем за год к предыдущему году – 15,8%.
Финансирование
выплаты страховой части
Расчётный средний размер страховой части трудовой пенсии на начало 2002 года оценивается в 699 рублей. Размер индексации принят на уровне 33,4%, учитывая, что в 2007 году рост среднемесячной заработной платы в России составил 32%.
Средний размер трудовой пенсии (без учёта сумм вторых пенсий) в 2008 году увеличится: с 1 января 2008 года на 65,4 рубля за счёт пересчёта пенсий работающих пенсионеров по нормам законодательства с применением ИКП (более чем на 540 руб. для 4,4 млн. получателей пенсий данной категории пенсионеров), а в целом за 2008 год – на 369 руб., или на 32%, против пенсий, назначенных в декабре 2007 года по нормам Закона от 20.11.1990 г.
В 2008 году предусмотрены расходы на целевое финансирование пенсий по государственному обеспечению за счёт средств федерального бюджета. Суммарные затраты на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составит 44018,8 млн. руб. [8]
Расходы на выплату указанных видов пенсий определены на основе показателей, предусмотренных бюджетом ПФР на 2008 год и исходя из динамики изменения численности получателей пенсий с учётом её прироста.
Первый в России НПФ («Российский
страховой пенсионный фонд») был создан в ноябре 1991 года. В последующие годы
их количество менялось неравномерно, и на 01.01.2007 система
негосударственного пенсионного
обеспечения включает в себя 262 НПФ. Сформирована
инфраструктура
организаций, специализирующихся на работе
с фондами (аудиторские фирмы, консалтинговые
компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного
обеспечения, специализированные депозитарии). Данные о количестве НПФ говорят о том, что не смогли развиться в широкомасштабную
систему. В настоящее
время одни НПФ «приходится» в среднем
на 280-300 тыс. человек экономически активного
населения. Данные о десяти
крупнейших НПФ представлены на следующей таблице:
Таблица 2
Сводные данные о десяти крупнейших НПФ России на 1.09.09
номер | Название фонда |
Субъект РФ | Собственное имущество
/ ИОУД
(тыс. руб) |
Резерв
(тыс. руб) |
Инвестиции
(тыс. руб) |
Кол-во участников
/ из них получают пенсию
(тыс. руб) |
Пенсионные
выплаты
(тыс. руб) |
1 | «ГАЗФОНД» | Москва | 8800535
326260 |
8462582 | 8036662 | 44722
17419 |
79015 |
2 | «ЛУКойл-Гарант» | Москва | 3252340
1916718 |
1231835 | 3097315 | 139901
3081 |
15554 |
3 | «Пенсионный фонд Внешторгбанк» | Москва | 1516512
35209 |
23048 | 34698 | 3828
0 |
0 |
4 | «Электроэнергетики» | Москва | 897792
49495 |
827266 | 845923 | 203711
16292 |
34476 |
5 | «Универсал» | Москва | 712038
676023 |
32184 | 153285 | 7626
1464 |
1799 |
6 | «Благосостояние» | Москва | 694093
22937 |
670187 | 539735 | 1310226
2951 |
15289 |
7 | «Национальный НПФ» | Москва | 614514
51109 |
555234 | 601842 | 118613
4130 |
11771 |
8 | «Ростелеком-Гарантия» | Москва | 556959
62427 |
494063 | 510275 | 30409
3462 |
9119 |
НПФ расположены в 51субъекте РФ, в т.ч.: 119 фондов – в Москве, 21 – в С. Петербурге, по 10 фондов расположены в Нижегородской и Самарской областях. Фонды обслуживают участников, проживающих в 80 субъектах РФ, но на территории 38 субъектов не зарегистрировано ни одного НПФ.
По итогам отчётности за 2001 год, общая сумма средств НПФ превысила 23,1 млрд. руб., из них пенсионные резервы почти 15,5 млрд. руб. (возросли более чем в 2 раза), общее же имущество фондов за 2001 год увеличилось на 198,7% , рост пенсионных резервов составил 215%. Это говорит о продолжающемся интересе юридических лиц к негосударственному пенсионному обеспечению (доля взносов юридических лиц на начало 2002 года составляет около 91% от всех взносов). Растёт доверие к НПФ и у физических лиц (рост составил 214%). На 01.08.08 действовали 644394 договора по НПО, 638247 из них - с физическим лицами. Количество же участников по договорам составило 3625904 человека, и из них только половина являются работниками организаций – учредителей фондов. В расчёте на одного участника пенсионные резервы фондов увеличились за 9 месяцев 2001 года с 4414 до 4719 рублей, или на 7%.
Вместе с тем следует признать, что показатели развития НПФ являются недостаточными. В общей сложности услугами НПФ охвачены менее 5% экономически активного населения страны. Средние размеры дополнительных пенсий из НПФ обеспечивают не более 15% доходов суммарных пенсионеров. Получателями дополнительных пенсий являются менее 1% лиц, имеющих право на государственную пенсию.
Главной характеристикой динамики НПО является концентрация финансовых ресурсов и участников в ограниченном количестве НПФ. – 10 крупнейших НПФ в настоящее время контролируют 71% этой отрасли; эти же фонды привлекают до 73% пенсионных взносах. На их долю приходится 53% участников. [12]
Медленно развивается сеть НПФ. Опережающими темпами растут преимущественно НПФ, работающие в отраслях топливно-энергетического комплекса. Во многих отраслях деятельность НПФ не активизировалась. Затормозился рост «открытых» НПФ, работающих с населением. В 38 субъектах не зарегистрированы НПФ или их филиалы.
Инвестирование средств НПФ.
За период 2007-2008 гг. наблюдается постоянный рост в объёме денежных накоплений населения. Опрос, проводимый Госкомстатом, показал, что за 2001 год в отношении целей сбережений 45-50% респондентов заявили, что они сберегают «на старость». Поэтому при создании отлаженной системы НПО часть денег, вкладываемая сегодня в банки, ценные бумаги или оставляемые в наличной форме, может быть вложена в НПФ.